СМИ о ФЭБ

Книжные закрома

Автор: Михаил Воскресенский

Существует древняя легенда (Платон приводит ее в диалоге «Федр»), как бог Тот пришел к фараону Таммузу, чтобы предложить ему свое новое изобретение — письменность. Фараон поблагодарил… и отказался. «О хитроумный Тот! — сказал фараон. — Память — это дивный дар, который надо постоянно поддерживать. Из-за твоего же изобретения память у людей испортится. Они будут вспоминать не благодаря внутреннему усилию, а благодаря внешней поддержке».

По счастью, человечество не вняло предостережениям осмотрительного фараона. С веками стало ясно: книги, письменные тексты не ослабляют память и способность к самостоятельным суждениям, а наоборот, будоражат и провоцируют их. Поэтому библиотеки, книгохранилища — один из непременных атрибутов и устойчивых образов цивилизации, а сжигание, уничтожение, запрещение книг — одна из самых жутких примет тоталитарного общества. Неудивительно, что Интернет, ставший к началу ХХI века главным инструментом, открывающим и объединяющим мир, оказался и главным мировым книгохранилищем. Как же проходило становление библиотечного дела в Сети и к чему это привело?

Физики-лирики

Первыми обитателями Интернета, естественно, были технари. И поэтому сначала в электронный вид были переведены произведения, отражающие их предпочтения. В нашей стране, это, конечно же, была фантастика. Культовые среди советских инженеров книги Стругацких и Желязны набивались чуть ли не руками — руками обитателей советских НИИ. Памятником этой героической эпохи остается сайт (точнее, целый куст сайтов) «Русская фантастика» (www.rusf.ru). Он, конечно, приспособился к современности, но дух чувствуется.

Впрочем, находились чудаки, которые предпочитали Стругацким Тургенева и Достоевского. Они создавали первые библиотеки классики. Самая первая и по этой причине самая известная из них — «Публичная электронная библиотека Евгения Пескина», обновлявшаяся с 1992 по 1998 годы, а с того времени законсервированная здесь.

Но самая известная «физико-лирическая» библиотека — это, конечно, колоссальная «Библиотека Мошкова». Сотрудник НИИ системных исследований, рьяный походник-байдарочник и высококлассный веб-программист, Максим Мошков с 1994 года практически ежедневно обновляет свой сайт, на котором сейчас хранится уже почти 5 Гбайт текстов, от той же русской классики до зарубежных детективов, от описаний байдарочных маршрутов до мемуаров о чеченской войне. Причем — хранится в виде «голого» текста, без какой-либо разметки, в формате TXT. Это — основной принцип Мошкова. Другой его основной принцип — «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Конечно, Максим не сам сканирует и вычитывает книги, а пользуется услугами многочисленных добровольных помощников. Самому Мошкову хватает возни с приведением всех присылаемых файлов в единый формат.

Лирики-физики

Но Интернет используется не только в качестве огромной библиотеки классики. Доступность публикации в Сети побудила многих «технарей» тряхнуть стариной — и выставить на всеобщее обозрение и свои собственные литературные упражнения. Поначалу — в качестве «приложения» к собраниям Довлатова, Бродского или Дмитрия А. Пригова. Потом — в виде самостоятельных сайтов.

Едва появившись, эти библиотеки вызвали ужас у немногочисленных заглядывавших в Сеть литераторов. Им было невыносимо видеть опусы какого-нибудь нью-йоркского или московского программиста, преспокойно размещенные рядом с культовыми «текстами» знаменитого авангардиста-постмодерниста. (Видимо, отчасти обида объяснялась тем, что различить, где программист, а где авангардист, порой оказывалось не так-то просто.)

Библиотека Московского центра непрерывного математического образования

Классические труды, учебники и пособия по математике для умных детей и взрослых. Леонард Эйлер (издание 1949–1962 годов), «В царстве смекалки» Е. И. Игнатьева (1908 год), «Начала» Эвклида (1819 год). «Логическая игра» Льюиса Кэрролла и все книги Перельмана. Жемчужины библиотеки — полный комплект журнала «Квант» за 1970–2002 годы и первое издание «Арифметики» Магницкого (1703 год). Для просмотра нужно установить графический плагин DjVu (для Windows — 8 Мбайт). Но оно того стоит.

Журнальный зал

Онлайновые версии практически всех русских «толстых» литературных журналов. Для многих из них — практически единственная возможность «попасться на глаза» читателям за пределами Москвы и Петербурга.

Нашествие писателей

Перелом произошел в 1999 году, когда по разным причинам (одной из которых оказалась активная предвыборная думская кампания «Союза Правых Сил» и мэрская — Сергея Кириенко) Сеть открыли для себя и начали активно осваивать деятели некоммерческого искусства — от представителей андерграунда 70-х до молодых поэтов, оказавшихся в андерграунде уже по причинам экономическим. Чуть позже обозреватель «Нового Мира» Сергей Костырко начал публиковать регулярные WWW-обзоры, тем самым окончательно «узаконив» Интернет.

Так что сейчас в Рунете существует разветвленная система сайтов, публикующих произведения ныне живущих авторов, жаждущих не столько денег, сколько быть услышанными. Желающие могут изучить достаточно полный «Рейтинг лучших литературных сайтов», а также «Каталог лучших электронных библиотек» «Русского журнала».

…и филологов

Библиотека Мошкова может служить ярким подтверждением слов герцога Ларошфуко, что наши недостатки суть продолжение наших достоинств. Oткрытость Lib.Ru для любых публикаций и ориентация на волонтеров сделала ее крупнейшей библиотекой Рунета, но исключила возможность пользоваться ей в научных, академических целях. Попросту говоря — подразумевается, что все волонтеры разделяют убеждения самого Мошкова, то есть работают добросовестно. Но кто поручится, что кто-то из них не попытается из-за невнимательности, озорства или разгулявшейся мании величия «подправить» или «улучшить» текст Пушкина или Гомера?

Чтобы избежать этого, в 1999 году группа высококлассных филологов создала «Русскую виртуальную библиотеку», в которой они отвечают за каждую выложенную букву. Закономерным продолжением этого подхода стало открытие в июне 2002 года фундаментальной электронной библиотеки (ФЭБ) «Русская литература и фольклор».

ФЭБ в корне отличается от других сетевых библиотек тем, что ее создатели не просто методично выкладывают в Сеть всю русскую классику, от сказок и былин до Чехова и Шолохова, но — что главное — выкладывают ее в строго научном виде, с разбивкой на страницы, библиографией и мощным справочным аппаратом. Если это Пушкин — то выкладываются все вышедшие полные собрания, выпуски «Временника Пушкинской комиссии», словарь языка Пушкина и т. д. Если «Слово о Полку Игореве» — то обязательно с факсимильным воспроизведением первоиздания 1801 года. Мало того: в конце 2004 года в ФЭБ открылся музыкальный раздел (романсы и песни на стихи Пушкина и Лермонтова — от произведений Глинки и Яковлева, которые слушали сами поэты, до «тяжелого блюза» группы «Калинов мост» и даже композиции в стиле «этно-транс»), что сделало библиотеку мультимедийной.

Google Print

Промо-сайт объявленного «Гуглем» масштабного проекта по оцифровке книг из пяти крупнейших научных библиотек западного мира. Идеологически и технологически проект очень похож на Feb-Web.Ru — но имеет совершенно другую финансовую базу.

Проект Гутенберг

Англоязычный аналог Библиотеки Мошкова, самый первый (существует с 1992 года, а тексты стали набиваться с 1971 года) и потому самый известный. Попытка усилиями добровольцев выложить в Сеть как можно больше произведений мировой классики. Кроме английского, присутствуют тексты на 36 языках. Русский представлен «Духовными одами» Державина и почему-то только одним игривым стихотворением Пушкина «Красавице, которая нюхала табак».

Это страшное слово «копирайт»

Как мы видим, в настоящее время в Рунете представлены электронные библиотеки разного типа, и проблему «первичного насыщения» можно считать решенной. Теперь на повестке дня — другие проблемы. И главная из них — та, что вынесена в подзаголовок. Аргументы обеих сторон известны. «Библиотекари» настаивают, что выкладывают тексты в Сеть совершенно бескорыстно и не собираются извлекать из них прибыли, «правообладатели» резонно замечают, что если вообще не платить авторам и издателям за их труд, то скоро выкладывать будет нечего.

Можно не сомневаться: в ближайшие годы равновесие будет найдено. Главное, чтобы обе стороны действовали добросовестно и не пытались добиться сиюминутной скандальной славы. И тогда бог Тот, если пожелает к нам снова спуститься, останется доволен тем, как люди воспользовались его изобретением.

Российская государственная библиотека

Сайт главной библиотеки страны. Его разработчикам не позавидуешь: они пытаются в условиях очень ограниченных финансовых ресурсов создать базу данных, обнимающую колоссальные объемы информации. Главное достоинство — возможность работать с каталогами и с базой диссертаций, хоть пока и не полностью.

Нотный архив Бориса Тараканова

Крупнейшее в Рунете онлайновое собрание нот, клавиров, партитур, а также аудиофайлов. Создатель — дирижер-хоровик, что сказывается на его предпочтениях, но он старается уделять внимание и прочим разделам — включая переложения джазовой и рок-классики. В разделе «Опера», например, представлены — полностью или фрагментами — «Набукко» и «Трубадур» Верди, «Иисус Христос-суперзвезда» Уэббера, «Служанка-госпожа» Перголези, «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Юнона и Авось» Рыбникова.


Источник: «Домашний компьютер», 2005 г., №3, с. 83—87.
http://dk.compulenta.ru/offline/2005/105/174840/