137
ВИЛЛАНЕЛЬ. Вилланель (villanelle деревенская песня) произошла из французской пастушеской песни. В XVIII века известна в литературе (Jean Passera). Форма переходная . Общее с основными твердыми формами — двух-рифменность на протяжении всей пьесы. Отличие — неограниченное количество звеньев с колебанием от 3 до 6 строк в каждом звене (чаще три). Сходство с терцинами (см. Терцина) — неограниченное количество звеньев и кода (см. «Кода»), формирующая последнее звено в четверостишие.
Схема:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 . . . | ..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... .....
| в ——— = 6 = III а в ——— = 9 = IV в а в ——— = 1 = III в ——— = 3 = IV а в . . . |
138
. I II III IV |
..... ..... ..... ..... | . в а в ——— = 1 = 6 в ——— = 3 = 9 |
Пример.
Все это было сон мгновенный.
Я вновь на свете одинок,
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.
Мне снился облик незабвенный,
Румянец милых, нежных щек...
Все это было сон мгновенный!
Вновь жизнь шумит, как неизменный
Меж камней скачущий поток,
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.
Звучал нам с неба зов блаженный,
Надежды расцветал цветок...
Все это было сон мгновенный.
Швырнул мне камень драгоценный
Водоворот и вновь увлек...
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.
Прими, царица, мой смиренный
Привет в оправе стройных строк.
Все это было сон мгновенный.
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.
(В. Брюсов).
Последняя строка вилланеля пишется или отдельно от последнего трехстишия, или вместе с ним. Основания для той и другой теории, в общем, те же, что и для заключительной строки терцины (см.).
О метре вилланеля см. «Твердые формы».
И. Р.