137

ВИЛЛАНЕЛЬ. Вилланель (villanelle деревенская песня) произошла из французской пастушеской песни. В XVIII века известна в литературе (Jean Passera). Форма переходная . Общее с основными твердыми формами — двух-рифменность на протяжении всей пьесы. Отличие — неограниченное количество звеньев с колебанием от 3 до 6 строк в каждом звене (чаще три). Сходство с терцинами (см. Терцина) — неограниченное количество звеньев и кода (см. «Кода»), формирующая последнее звено в четверостишие.

Схема:

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

  .

  .

  .

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

 

 

 

в ——— = 6 = III

а

в ——— = 9 = IV

в

а

в ——— = 1 = III

в ——— = 3 = IV

а

в

.

.

.


138

  .

  I

 II

III

IV

 

.....

.....

.....

.....

.

в

а

в ——— = 1 = 6

в ——— = 3 = 9


        Пример.

Все это было сон мгновенный.
Я вновь на свете одинок,
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.
Мне снился облик незабвенный,
Румянец милых, нежных щек...
Все это было сон мгновенный!
Вновь жизнь шумит, как неизменный
Меж камней скачущий поток,
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.
Звучал нам с неба зов блаженный,
Надежды расцветал цветок...
Все это было сон мгновенный.
Швырнул мне камень драгоценный
Водоворот и вновь увлек...
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.
Прими, царица, мой смиренный
Привет в оправе стройных строк.
Все это было сон мгновенный.
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.

   (В. Брюсов).

Последняя строка вилланеля пишется или отдельно от последнего трехстишия, или вместе с ним. Основания для той и другой теории, в общем, те же, что и для заключительной строки терцины (см.).

О метре вилланеля см. «Твердые формы».

И. Р.