925
ЭПОПЕ́Я (греч. ἐποποιΐα, от ἔπος — слово, повествование и. ποιέω — творю) — самая большая, монументальная форма эпических произведений, отличающихся национально-историч. проблематикой. На ранних стадиях развития худож. словесности, тесно связанных с мифологич. или религ. представлениями, Э. — преобладающая разновидность народного «героического эпоса» (см. ст. Эпос); она складывалась в процессе соединения более коротких героич. песен, сказок, преданий на основе единства события или гл. героя, либо возникала посредством развития (разрастания, «обогащения») центр. события. Классич. образцами Э. являются «Илиада» и. «Одиссея» (Греция), «Махабхарата» и «Рамаяна» (Индия), «Песнь о Роланде» (ср.-век. Франция). В таких произв. выражалось обычно возвышающее, идеализирующее изображение культурных или военных нац. героев, что порождало и соответствующие стилевые приемы — гиперболизм героич. предметной изобразительности, усиливающие ее композиц. повторы, «постоянные» украшающие эпитеты, торжеств. ритмичность интонаций и т. п. Позднее писатели античности, ренессанса, барокко и классицизма искали в народной Э. образцы для подобного же жанра в своем индивидуальном творчестве, подражали им, допуская тем самым противоречия между формой и содержанием («Энеида» Вергилия, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Генриада» Вольтера и др.).
На следующей ступени развития эпич. лит-ры ведущее значение получили жанры «нравоописательные», раскрывающие не становление, но состояние общества, в частности жанры комические. Постепенно обнаружилось, что и комич. эпос, раскрывая упадок целого нац. обществ. строя, может приобретать монументальные формы изображения жизни, а отсюда и значение Э. Такова, напр., «нравоописательная», в основном, комич. эпопея Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», обладающая широчайшей нац. энциклопедичностью
926
образов и сюжетов и гиперболически раскрывающая как пороки феодально-клерикального строя франц. жизни, так и ее исторически позитивные, общенар. тенденции с т. з. карнавального юмористич. миросозерцания нар. масс. Такова в рус. лит-ре повесть Н. В. Гоголя «Мертвые души», к-рая, при внешней узости сюжета, являет собой, по существу, осмысление жизни «всей Руси с одного бока» — сатирико-юмористич. изображение помещичье-чиновничьего паразитизма в нац. масштабе и с национально-патетич. «отступлениями» автора.
В дальнейшем, когда в мировой лит-ре ведущим жанром эпоса (в смысле лит. рода) стал роман, иногда появлялись произв., в к-рых становление характеров гл. героев осуществлялось на широком национально-историч. фоне и в связи с решающими событиями обществ. жизни. В сов. лит-ведении они получили название «романов-эпопей» (в заруб. науке такой смысл термина «Э». не принят). Крупнейшее из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого. В нем равное значение имеют и раскрытие становления характеров гл. героев — Андрея, Пьера, Наташи, происходящего в основном в условиях мирной бытовой дворянской жизни, и изображение грандиозных национально-историч. событий 1805 и 1812 гг., в к-рых эти герои не принимают активного — воздействующего на ход событий — участия, но в к-рых завершается эволюция их характеров. Такие произв. являют собой как бы внешнее единство двух разных жанров — романич. и национально-историч., осуществленное в монументальной эпич. форме. Это «романы-эпопеи» эпохи критич. реализма.
В лит-ре социалистического реализма создаются также иногда двойственные по жанровому содержанию «эпопеические» произв., напр. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, где сатирически осознанный процесс идейной деградации бурж. интеллигенции показан в глубокой связи с общим кризисом старого строя, или «Тихий Дон» М. А. Шолохова, где становление характера гл. героя — Григория Мелехова — происходит в связи с событиями 1-й мировой и гражд. войн, но заканчивается его трагич. поражением. Такова же и трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам».
Но в социалистич. лит-рах, отражающих грандиозные обществ. события с направляющим значением идейно-организац. деятельности отд. лиц, возникло и иное, новое качество жанрового содержания. Оно заключается в том, что становление характеров гл. героев происходит не просто в связи, но на основе их положительного активного участия в исторически-прогрес. и революц. событиях. Это героико-романическое жанровое содержание, к-рое выражается как в Э., в произв. монументальных по своим сюжетам, так и в произв. меньшего масштаба (напр., «Чапаев» и «Мятеж» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, не достигающие эпопейных масштабов). В рус. лит-ре героико-романич. Э. с историч. тематикой является «Петр I» А. Толстого, где изображаются события нац. жизни, изменяющие лицо страны, а инициатором и активным участником этих событий выступает носитель высшей гос. власти, к-рый реализует и укрепляет прогрес. начало, таившееся в его социальном характере.
Подобные произв., в большинстве — современные по тематике, созданы во мн. лит-рах др. народов; напр.: «Артем Гармаш» А. Головко (Украина), «Истоки» Я. Кратохвила (Чехия), «Коммунисты» Л. Арагона (Франция).
По мнению ряда исследователей, термин «Э.» за пределами героич. эпоса (и т. н. «псевдогероического» — вплоть до «Генриады» Вольтера и «Россияды» М. М. Хераскова) можно употреблять только метафорически.
927
Лит.: Фокс Р., Роман и народ, пер. с англ., М., 1960; Чичерин А. В., Возникновение романа-эпопеи, М., 1958; Мелетинский Е. М., Нар. эпос, в кн.: Теория лит-ры..., [кн. 21, М., 1964; Гачев Г., Содержательность формы (Эпос. «Илиада» и «Война и мир»), «ВЛ», 1965, № 10; Бахтин М. М., Эпос и роман, «ВЛ», 1970, № 1; Поспелов Г. Н., Проблемы историч. развития лит-ры, М., 1972, с. 152—209; Брагинский И. С., Из истории перс. и тадж. лит-р, М., 1972, с. 243—302; Кузьмичев И., Герой и народ. Раздумья о судьбах эпопеи, М., 1973; Сучков Б. Л., Историч. судьбы реализма, 3 изд., М., 1973. См. также лит. при статьях Эпос и Роман.
Г. Н. Поспелов.