827
УРДУ́ ЛИТЕРАТУ́РА — развивается в Индии и Пакистане на языке урду, сложившемся на основе диалекта Сев. Индии кхари боли, ставшего средством межобластного общения. Распространение У. л. в основном в тех же районах и той же этнич. среде, что и лит-ры хинди, определило тесные взаимосвязи между ними и известную общность историч. судеб. Те произведения, созданные в ср. века, лексика к-рых близка к разг. речи и свободна от иноязычных заимствований, принадлежат обеим лит-рам.
Термин «У. л.» появился в конце 18 в., ранее на разл. этапах своего развития эта лит-ра (как и язык урду) носила названия хиндави, дакхни и др. С момента зарождения У. л. испытывала влияние философско-религ. идей ислама. Письменность урду, обилие заимствований арабско-перс. лексики, перс. система стихосложения также усиливали связь У. л. с мусульм. культурной традицией. Однако в числе создателей У. л. были как мусульмане, так и индусы. Существование двух истоков У. л. — индийского и персидско-таджикского — определило ее своеобразие среди др. лит-р страны.
В 11—12 вв., в период вторжения в Индию войск из сопредельных стран Ср. Востока и создания государств с правящей мусульм. верхушкой, на север Индии был занесен фарси (перс. яз.). В ставшем характерным для средневековья двуязычии он противостоял народному, «низкому», нелитературному языку хиндави, на к-ром развивался фольклор. В то же время косвенные данные свидетельствуют об отд. случаях использования языка хиндави в лит-ре: ученые предполагают существование на нем дивана Масуда Сада Сальмана (1046—1121). К этому языку обращались также проповедники-суфии (Ходжа Сумнани, «Мораль суфизма», 12 в., и др.).
Большинство жанров У. л. заимствовано из персо-тадж. классики: касыда, марсийа, газель, рубаи, месневи. Наряду с этим ее основой было и устно-поэтич. творчество (дастан, песня, загадка и др.). Крупнейшие персоязычные прэты Амир Хосров Дехлеви (1253—1325) и Хасан Дехлеви (1253 — ум. между 1327—37) использовали в своем творчестве, связанном с персо-тадж. классикой, нек-рые элементы инд. фольклора. Считается, что они ввели в У. л. жанр т. н. пестрой газели, в к-рой чередуются строки на хиндави и фарси.
Разрушение Дели войсками Тимура в 1398, ослабление власти султаната и образование на Декане независимых мусульм. княжеств предопределили возникновение центра У. л. на юге Индии — Декане. Развивавшаяся здесь лит-ра на урду, к-рый правители мусульм. княжеств Биджапура и Голконды сделали гос. языком, поощряя использование его в лит-ре, получила назв. дакхни (южная). Сохранились произв. более 50 поэтов.
Распространение урду как межобластного языка, близость идейно-религ. корней местной, индуистской, лит-ры, проповедующей общение с богом посредством любовного служения ему, с привнесенной мусульманами суфийской литературой, воздействие лит. традиций др. народов юга Индии (телугу, тамильской, каннада и др.) определили расцвет У. л. на Декане. Урду проникал в лит-ру через произв. суфиев: «Встреча влюбленных» (ок. 1412) и «Наставление» Х. Гейсудараза (ум. 1422). Стремясь к большей доходчивости и наглядности, авторы ранних произв. деканской школы суфии Абдулла
828
Хусейни (15 в.), Шах Миранджи (ум. 1496) и др. использовали индуистский фольклор (сказки, притчи, басни).
16—17 вв. — период расцвета деканской школы, начало непрерывной традиции У. л. Поэты Ибрахим Адиль-шах (1580—1627), правитель Биджапура, а также М. Кули Кутб-шах (1568—1611) и Тана-шах (годы правления 1672—87), правители Голконды, поощряли развитие как мусульманской, так и исконно инд. культуры. Религ. веротерпимость и меценатство этих правителей привлекли на Декан поэтов из разл. районов Индии. В поэзии широко использовались местные сюжеты и мотивы, формы классич. санскр. поэзии (читракавья — фигурный стих); в ней нашла отражение реальная жизнь Декана. Наследие Кутб-шаха включает наряду с дидактич. поэзией, близкой к поэме Саади «Бустан», также соч., написанные в традиц. инд. жанре и живописующие времена года (т. н. сезонная поэзия). В заимствованном из перс. классики жанре месневи использовался исконно инд. сюжет («Цветник любви» Нусрати), а цикл гимнов, восходящих к древней инд. традиции, строится худож. средствами перс. поэтики («Девять мелодий» Ибрахима Адиль-шаха). Ведущий жанр деканской школы — месневи: «Сейф-ул-Мулук и Бади-ул-Джамал» Гавваси, «Цветник» Ибн-е Нишати (1671—1721), «Кутб и Муштари» Ваджахи (1625—72). Становление ритмизированной прозы связано с суфийской повестью-аллегорией Ваджахи «Все чувства», разрабатывавшей характерную для деканской школы тему взаимоотношения разума и любви. В отличие от первых суфийских трактатов, в к-рых худож. форма использовалась для проповеди религ. идей, она была полноценным худож. произведением. Ибн-е Нишати первым в У. л. ввел в сказочную фабулу своего месневи «Цветник» реальный конфликт — показал кастовые преграды, разлучающие героев. В поэзии Голконды звучат патриотич. мотивы. Поэты Табаи (кон. 17 в.), Тана-шах и др., перестав считать себя пришельцами, воспевают свою родину Декан. Их поэзия приобретает ярко выраженную индивидуальную окраску.
Покорение армиями могольских правителей гос-в Юж. Индии в 18 в. предопределило упадок У. л. на Декане в конце 18 — дач 19 вв. Для поэзии этой поры характерны пессимистич. настроения (Мир Момин, Мулла Ахмад). Ведущим жанром стала марсия, ориентирующаяся на религ.-мистич. сюжеты. Однако жизнестойкие гуманистич. традиции лит-ры сохранились: «Сказание о победе» Латифа Казал-баши. Худож. достижения деканской школы подытожены в поэзии Вали Аурангабади (ок. 1668—1744), где получила развитие традиция многоплановости худож. произведения. Он разнообразил традиц. систему стихосложения, выработал высокий поэтич. стиль.
В 18 в. У. л. развивалась преим. на Севере. Упадок империи Моголов, ослабление связей со странами Ближнего и Ср. Востока подорвали позиции инд. персоязычной лит-ры. При дворе в Дели и др. центрах Севера культивируется поэзия урду, к-рая к этому времени воспринимает опыт деканской школы. В поэзии Абру (ум. 1750), Арзу (1689—1756), Хатима (1699—1791) совершенствуется техника, вводятся новые стихотв. размеры (мухаммас и др.). Газель, остающаяся самым распространенным жанром, обретает патриотич. направленность (Файз Дехлеви и др.).
В 18 в. в Сев. Индии укореняется прозаич. традиция. Наряду, с произв. богословского характера («Десятиглавие», 1731, Фазли) и переводами Корана широкое распространение получили прозаич. нар. дастаны, в создании к-рых большую роль сыграли нар. сказители — т. н. дастанго. Источниками дастана были романтич. эпос стран Ближнего и Ср. Востока с его системой сюжетов и стилем, волшебная сказка с ее межнац.
829
сюжетными мотивами, классич. персидская и индоперс. лит-ра, из к-рой дастан черпал систему образных средств и приемы стихосложения. «Дастан об Амире Хамзе», начавший складываться предположительно в 11 в., «Сад Хаяла», «Сказание о четырех дервишах» и др. считаются общим культурным наследием мн. стран мусульм. Востока.
Распад империи Моголов во 2-й пол. 18 в., разрушение Дели перс. императором Надир-шахом в 1739 и порабощение страны англичанами во 2-й пол. 18 в. вызвали кризис обществ. жизни, породивший в У. л. трагич. настроения (Мир Дард, 1721—85). Расширяются темы творчества крупнейших поэтов, появляются гражд. и социальные мотивы. Стихи Мирзы Сауды (1713—80) отразили разорение и упадок страны («Потрясенный город»). Он ввел в У. л. сатирич. жанр — хаджв (на урду — хаджо). Хотя стихи Сауды в основном направлены против его поэтич. соперников, в нек-рых сатирах угадываются картины реальной действительности («Насмешки над эпохой»). Высокое гуманистич. звучание обретает поэзия Мира Таки (1724—1810). Его газели окрашены печалью. Трагедия его лирич. героя созвучна тяжелой судьбе народа. Резко критикуя придворную поэзию в книге «Дракон», он писал на простом доступном языке о нар. горе. Одним из крупнейших авторов месневи был Мир Хасан (1736—1786). Гуманистич. традиции У. л. нашли выражение в поэзии Назира Акбарабади (1740—1830), сломавшего канонич. рамки придворной поэзии: он ввел в свои стихи реалистич. картины, использовал «язык базара» г. Агры. Придав особую остроту критике феод. порядков, Назир писал о жизни бедняков (поэмы «Нищета», «Потрясенный город»), утверждал равенство всех людей («Поэма о человеке»), прославлял безграничность возможностей человека.
Упадок Дели способствовал перемещению центров У. л. в феод. княжества Ауд, Тонк, Рампур. При дворах этих правителей процветала панегирич. и эротич. поэзия (Рангин, 1755—1834, и др.). Возникновение т. н. лакхнаусской школы (от назв. столицы Ауда — Лакхнау), для к-рой, с одной стороны, свойственны эпигонство и ограниченность тематики, с другой — высокая техника стиха, выразительность языка и худож. средств, занимательность фабулы (Насим, 1811—43), отразило кризис придворной поэзии. Лучшие поэты лакхнаусской школы обращаются к марсии: Мир Анис (1802—1874), Мирза Дабир (1803—1875) в сюжетах о мученической смерти имамов Хусейна и Хасана выразили идею духовного возрождения Индии.
Стихи Мирзы Талиба (1797—1869), еще средневековые по своей образно-стилевой манере, отражают потрясения нового века, славят свободу и силу человеческого духа. В его творчестве, особенно позднем, рационалистич. начало, окрашенное пантеизмом, служит раскрытию социальной дисгармонии эпохи. Галиб был нетерпим к религ. фанатизму. Его интимная лирика впервые в поэзии урду воспевает любовь не только как страсть, но и как чувство, озаряющее труд творца (поэта, мыслителя). Поэтич. стиль Галиба сложился в значит. мере под воздействием Мира Таки. Эпистолярное наследие Галиба способствовало становлению прозы урду.
Инд. просветительство, формировавшееся в У. л. в 40—50-х гг., развивалось как идейное и эстетич. движение, направленное против феодализма и феод. идеологии. Предвестием раннего просветительства в У. л. были прозаич. переводы-переделки, выполненные писателями по заказу колледжа Форт-Уильяма (осн. в 1800) и Делийского колледжа (осн. в 1827). Опора в значит. мере на дастанную традицию обусловила демократизацию стиля и использование нар.-разг. языка. Раннее просветительство стимулировало развитие публицистики
830
(Рам Чандар и др.). Во 2-й пол. 19 в. просветительство послужило импульсом для ускоренного развития лит-ры. Инд. нар. восстание 1857—59 также оказало воздействие на У. л.
В последней трети 19 в. зрелый этап просветительства отмечен освоением мирового культурного наследия, а также культуры других инд. народов, упрочением просветит. реализма, выдвижением романа как гл. прозаич. формы (Назир Ахмад, 1836?—1912; Р. Саршар, 1846 или 1847—1903; А. Х. Шарар, 1860—1926; Мирза Русва, 1858—1931). На этом этапе просветительство в У. л., связанное с Алигархским движением, проявляется также как мусульм. религ. реформаторство, вдохновлявшееся Саидом Ахмад-ханом (1817—98). Романтич. тенденции У. д., связанные гл. обр. с прославлением мусульм. прошлого, весьма далекого от Индии, проявлялись гл. обр. в псевдоисторич. «исламском» романе: «Малик-уль-Азиз и Варджана» (1888), «Хасан и Анджелика» (1889) А. Х. Шарара. Писатели, выдвигавшие и поддерживавшие идеи общеинд. единства, в своем творчестве преодолевали в той или иной степени обособленный характер мусульм. просветительства. В поэзии М. Х. Азада (1832—1910) и А. Х. Хали (1837—1914) утверждается социальная тематика. В просветит. лит-ре 90-х гг. появляются черты критич. реализма: роман «Умрао-джан Ада» (1898, в рус. пер. «Танцовщица», 1967) М. Русвы.
Поэзия Икбала (1877—1938) пронизана предчувствием больших историч. потрясений; драматизмом человеческих судеб. Его философ. лирика отразила раздумья о мощи природы, тайнах мироздания, таинствах жизни и смерти, роли бога, о проблемах нравств. совершенствования, о сущности красоты, о прошлом и будущем человечества. Икбал рассматривает ислам как связующее звено между человеком, обществом и гос-вом. Сюжеты Корана и условные атрибуты «мусульманской» поэзии, призванные увековечить идею бога, утрачивают собственно религ. смысл, проповедуют культ человека. Творчество Икбала на урду тесно переплеталось с его поэзией на фарси, что определяло традиц. характер его поэтики (язык фарси, не имевший в Индии опоры в живой речи, не способствовал радикальной перестройке поэтич. системы).
В 20-е гг. 20 в. У. л. вступает в круг новых творч. взаимодействий. В поэзии возникают социалистич. идеи (Хасрат Мохани, 1875—1951). Формируется революц.-романтич. направление (Джош Малихабади, р. 1898). Премчанд (1880—1936), писавший также на хинди, приблизил традиц. романтич. героев к совр. инд. жизни (роман «Арена», 1925). В 1936 была создана Ассоциация прогрессивных писателей Индии, участников антиколониального и антифеод. движения, активными деятелями к-рого были К. Чандар (р. 1914), С. Х. Манто (1912—55), Р. С. Беди (р. 1915), А. Аббас (р. 1914) и др. Провозглашенный на первом съезде ассоциации «Манифест», отразивший характер и задачи движения, явился программой эстетики критич. реализма. Социальность становится ведущим худож.-лит. принципом, подчиняя себе в первую очередь прозу. В романе усиливается эпич. начало. Премчанд был одним из создателей инд. социально-психологич. романа. Его романы «Воздаяние» (1936) и др. знаменуют собой высшую ступень развития критич. реализма в лит-ре колониальной Индии. В последнем незаконч. романе «Нить счастья» (1936) художник пришел к осознанию неизбежности революц. борьбы. Критич. реализм упрочивается в значит. мере на материале крест. жизни (творчество Премчанда). Формируется политич. роман: «Ночь в Лондоне» (1937) Саджада Захира (р. 1905). Прозаики К. Чандар, А. Н. Касми (р. 1916), Р. С. Веди и др., начавшие свой путь как романтики, обретают остроту социального зрения. Для новаторской поэзии
831
А. С. Джафри, М. Мохиуддина, Ф. А. Файза (р. 1911) характерен сплав книжно-письм. и устно-поэтич. элементов речи. Драматурги ориентировались на самодеят. коллективы, писали радиоскетчи (С. Х. Манто, Р. С. Беди, И. Рахмани).
Реакция на массовый размах нац.-освободит. движения способствовала возникновению декадентских течений (Мираджи, 1910—49; Н. М. Рашид, р. 1910, и др.). Фрейдистские идеи проявились в творчестве М. Х. Аскари, С. Х. Манто, Мумтаза Муфтия.
С достижением независимости (1947) открылась новая глава в истории У. л., к-рая развивается в рамках двух гос-в — Индии и Пакистана, сохраняя тесные связи. В Индии социально-реалистич. традиции продолжают прозаики Р. С. Беди, А. Аббас, И. Чугтаи. Творчество К. Чандара отличают живописная красочность, революц. символика, он тяготеет к неожиданным поворотам сюжета и усложненной композиции. Чандар выступил и как мастер сказочно-аллегорич. и фантастич. жанра, а также сатиры. Расширяя круг тем, У. л. отражает события 2-й мировой войны, пробуждение народов Азии и Африки, ликвидацию последствий колониализма, успехи инд. государственности. В центре обществ. проблематики У. л. становится тема враждебности человека частнособственнич. строю жизни: «Канал страданий» (1963), «Серебряная рана» (1964), «Бумажный кораблик» (1966) К. Чандара, «Грязное покрывало» (1962) Р. С. Беди. Революц. борьба крестьян за землю нашла отражение в героико-социальной эпопее К. Чандара «Когда пробудились поля» (1951; рус. пер. 1955). Разин Саджад Захир (р. 1918) в романе «Суман» (1963) поставила проблему положения женщины в обществе с радикальных позиций. Усиливается тема интернационализма, тема дружбы народов Индии и Сов. Союза (повесть «Зов любви», 1960, А. Аббаса).
Материалистич. воззрения на У. л. отразили критики А. С. Джафри (кн. «Прогрессивная литература», 1951), Саджад Захир, Эхтишам Хусейн, М. Хасан, Камар Раис.
Поэзию этих лет обогащают А. С. Джафри (сб-ки «Азия пробудилась», 1950; «Еще одна мечта», 1965; «Огненная рубашка», 1966), Саджад Захир («Расплавленный сапфир», 1964, рус. пер. 1968) и др. Активизируется деятельность писателей, чье творчество проникнуто социалистич. идеями: сб. «Приглашение в век Ленина» (1968) Нияза Хайдара (р. 1913), поэзия М. Мохиуддина, Фирака Горакхпури (р. 1896) и др. Успешно развивается жанр газели: Фирак Горакхпури, Маджрух Султаппури, Джигар Мурадабади. В поэзии более широко используются образы, лексика и метрика инд. происхождения.
Авангардистские идеи, отразившие авантюристич. и индивидуалистич. взгляды, звучат в поэзии Шамсуррахмана Фаруки (р. 1935; сб. «Сожженное сокровище», 1970). Идеолог. совр. модернистской лит-ры урду Фаруки (сб. критич. статей «Слово и смысл», 1969) издает с 1965 ежемесячник «Шабкхун» («Ночное нападение»).
У. л. в Пакистане развивается в обстановке острых социальных и нац. противоречий (см. Пакистанская литература). Значит. вклад в развитие прозы урду в Пакистане внесли С. Х. Манто, Шаукат Сиддики, Хаджра Масрур, Хадиджа Мастур. Творчеству Манто свойственно сочетание психологизма с натуралистич. тенденциями; в его рассказах предстает мир жестокой нищеты. Пользовались популярностью антиимпериалистич. памфлеты Манто «Письма дяде Сэму» (1951—1954). Касми продолжил традицию обращения к крест. теме, заложенную Премчандом. Семейно-бытовой теме, особенно эмансипации мусульманки, посв. творчество Хадиджи Мастур (р. 1927; роман «Двор», 1962, и др.).
Среди поэтов видное место занимают Файз, Касми, Э. Даниш (р. 1914). В стихах Файза находит выражение
832
романтика активного действия, их отличает ясное образное начало: сб-ки «Руки ветра» (1952), «Руки, придавленные камнем» (1963) и др.
Идеологи религ. шовинизма считают урду языком «мусульм. нации», стремятся связать У. л. с официальной идеологией (исламом). Попытки придать У. л. «мусульм. самобытность», поиски истоков ее в панисламистских идеях сказались в сужении проблематики, тенденции к деполитизации (усилившейся в конце 50-х гг.).
Исследование У. д. в СССР, начатое в 20—30-е гг. А. П. Баранниковым, успешно развивается в 50—60-е гг. Созданы литературоведч. центры в Узбекистане и Таджикистане.
Лит.: Эхтишам Хусейн С., История лит-ры урду, пер. с хинди, М., 1961; Зограф Г. А., Хиндустани на рубеже XVIII и XIX вв., М., 1961; Глебов Н., Нац. и демократич. мотивы в классич. поэзии урду, в кн.: Поэзия нар. Индии, М., 1962; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульм. течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; Сухочев А. С., Заметки о Гильдии писателей Пакистана, в кн.: Краткие сообщения Ин-та народов Азии АН СССР, в. 80, М., 1965; его же, От дастана к роману, М., 1971; Глебов Н., Сухочев А., Лит-ра урду. Краткий очерк, М., 1967; Ишрат Рахмани, Урду драма-тарих о танкид, Лахор, 1957; Suhrawardy Sh. A. B., A critical survey of the development of the Urdu novel and short story, L. — N. Y. — Toronto, 1945; Bausani A., Storia delle litterature del Pakistano, Mil., 1958; Sadiq M., A history of Urdu literature, L. — Karachi — Lahore — Dacca, 1964.
А. А. Дехтярь, И. С. Рабинович.