763

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, франц. sentiment — чувство) — лит. течение 18 — нач. 19 вв. в Зап. Европе и России, характеризующееся апелляцией к чувству, возведением его в мерило добра и зла, в осн. критерий ценности человека.

Обществ. истоки европейского С. — рост третьесословной идеологии внутри Просвещения (см. Просветительство). Как новая форма самоутверждения личности, основанная на преобладании чувства над рассудочностью, С. явился реакцией на просветит. рационализм, вместе с тем углубляя и культивируя другую грань просветит. гуманизма — ценность чувства. Принцип оценки человека приобретал в С. демократич. направленность. Культ чувства вел к более адекватному раскрытию внутр. мира человека, к углублению психологич. анализа, к индивидуализации образа. Он породил и новое отношение к природе; пейзаж оказывался созвучным личному переживанию. Эмоциональное воздействие потребовало иной лексики — чувствительно окрашенного образного слова.

С. зародился в конце 20-х гг. 18 в. в Англии, оставаясь в 20—50-е гг. тесно связанным с просветит. классицизмом и с просветит. романом С. Ричардсона. Родоначальником С. явился Дж. Томсон, к-рый ввёл в описательно-дидактич. поэму «Времена года» (1730) мечты о сел. идиллии. Субъективно-лирич. описание природы впервые дано в религиозно окрашенной поэме Э. Юнга «Ночные думы» (1742—45); поэт на фоне кладбища рисует меланхолич. настроенность души и тягу к смерти, а в форме возражений вольнодумцу критикует верхи англ. общества. Часть поэмы, озаглавленная «Мысли на кладбище», положила начало т. н. «кладбищенской лирике». Элегич. созерцание природы и грустные душевные излияния получают полное развитие в «Элегии, написанной на сельском кладбище» (1751) Т. Грея. Элегия стала ведущим жанром. Грей углубляет намеченную Томсоном актуальную для Англии крест. тему и облекает ее в форму противопоставления «бесчеловечного» города безмятежно счастливой деревне. Обществ. критика сочетается с идеализацией патриарх. уклада жизни, но конкретно-бытовые зарисовки отличают сентиментальную деревенскую идиллию от традиц. пасторали. На новом этапе, в 70—80-е гг., сентиментальная лирика пронизана настроениями, вызванными разорением деревни. Поэма О. Голдсмита «Покинутая деревня» (1770) содержит протест против власть имущих; в стихах У. Купера социальная сатира объединяется с моральной проповедью; в поэме Дж. Крабба «Деревня» (1783) исчезает идеализация деревни и намечается переход к критич. реализму.

Во 2-й пол. 18 в. развивается сентимент. проза (О. Голдсмит, М. Макензи, Л. Стерн). Повесть «Векфильдский священник» Голдсмита, пронизанная добродушным юмором, полна доверия к чувству человека: оно более надежный судья, чем разум; не чувство должно подчиняться морали, а мораль должна соответствовать душевным стремлениям. Создатель сентиментально-юмористич.

764

романа Л. Стерн сочетал мотивы просветит. гуманизма и сентиментальность с юмором, подчас скептическим, что свидетельствовало о назревании сомнений в сентименталистских иллюзиях. Он отбросил всякую предвзятость моральных оценок, любовно иронизируя над причудами и зыбкостью чувств, над противоречивостью и непоследовательностью человеческой природы. Его «Проповеди» и романы «Тристрам Шенди» (1760—67) и «Сентиментальное путешествие» (1768), заглавие к-рого ввело в лит. обиход слово «сентиментальный», — это изыскания о природе человека, в к-рых эмоции подвергаются испытанию юмором. Англ. С. и особенно творчество Стерна оказали огромное влияние на развитие франц. и нем. лит-ры.

Во Франции собственно сентименталистские тенденции предваряет в 20—30-е гг. 18 в. чувствительность в комедиях Детуша, а в 40 — нач. 50-х гг. — «слезная комедия» П. К. Лашоссе. П. Мариво в романе «Жизнь Марианны» (1731—41) изображает сложную внутреннюю жизнь на общественном фоне. А. Прево в романе «История кавалера Де Гриё и Манон Леско» показывает свободу и непосредственность чувства любви, враждебного сословной морали. Д. Дидро, используя элементы «слезной комедии», создает жанр мещанской драмы; его роман «Жак-фаталист» (1773) написан под влиянием Стерна. Руссоист Л. С. Мерсье в романе «Дикарь» (1767) превозносит естеств. бытие в девственном лесу. Полного развития франц. С. достигает в эпистолярном романе Ж. Ж. Руссо «Новая Элоиза» (1761). Субъективно-эмоциональный характер писем явился новаторством во франц. лит-ре. Роман утверждал естеств. чувство и культ природы, противопоставленной порочной цивилизации. Руссо создал новый тип возвышенно-эмоционального пейзажа, связанного с переживаниями героя. Пронизанный лиризмом психологич. анализ Руссо определил характер дальнейшего развития европ. романа. Продолжателем Руссо стал Бернарден де Сен-Пьер в чувствительной любовной истории «Поль и Виргиния» (1787).

Нем. термин для С. — Empfindsamkeit — был в 1768 предложен Г. Э. Лессингом переводчику Стерна — И. И. Боде. Тяга к чувствительности, погруженность в личные переживания, в частную жизнь и повседневные конфликты (прежде всего бюргерства) возникает в Германии в 40-х гг. Х. Ф. Геллерт вводит жанр «серьезной комедии» (приближающийся к «мещанской драме»), а его роман «Жизнь шведской графини фон Г. ***» (1746) кладет начало семейным сентимент. романам, в к-рых ричардсоновская схема используется для объединения рассудочности с чувствительностью. В конце 40-х гг. возвышенно-чувствительная тональность звучит в первых песнях «Мессиады» Ф. Г. Клопштока; в его одах личные мотивы, любовь, дружба облекаются в эмоционально-патетич. форму. Развиваясь в условиях заторможенного роста бурж. отношений, нем. С. носит двойственный характер. Страстное возвеличение чувства, мятежный протест и бунт личности присущи драматургам «Бури и натиска» и отчасти поэтам «Гёттингенской рощи». Но штюрмерское утверждение мятежных страстей и всепоглощающего чувства, полнейшим выражением к-рого служит «Вертер» Гёте, сосуществует с идиллич. и слезливой формой С., порожденной робостью нем. бюргера, его колебаниями и неверием в себя, что характерно, напр., для романа И. М. Миллера «Зигварт...» (1776), где антифеод. протест сочетается с проповедью мягкосердечия и пассивной мечтательностью. В 60—80-е гг. широко распространяется подражат. стернианский роман с прекраснодушными и преизбыточно чувствительными героями (Георг Якоби, Бок, Шуммель). Созвучным Стерну сказывается лишь творчество Жан Поля, в его сентиментально-юмористич. романах происходит скрещение сатирич. обличения,

765

утверждения эмоции и юмористич. снятие ее. Жан Поль — последний сентименталист в Германии, и он же разрушитель С. К концу 18 в. С. исчерпал себя и сменился новыми лит. течениями.

Лит.: Тронская М., Нем. сатира эпохи Просвещения, Л., 1962, гл. 3; ее же, Нем. сентиментально-юмористич. роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Елистратова А., Англ. роман эпохи Просвещения, М., 1966, гл. 6—7; Гуляев П. А., Богданов А. Н., Юдкевич Л. Г., Теория лит-ры в связи с проблемами эстетики, М., 1970; Wieser M., Der sentimentale Mensch, Gotha, 1924; Trahard P., Les maîtres de la sensibilité française au XVIII siècle, v. 1—4, P., 1931—32; Fitzgerald M., First follow nature, N. Y., 1947; Erämetsä E., A study of the word sentimental..., Hels., 1951; Boeschenstein H., Deutsche Gefühlskultur, Bd 1, Bern, 1954.

М. Л. Тронская.

В России усвоение зап.-европ. лит-ры С. было активным творч. процессом, тесно связанным с рус. культурно-историч. условиями. Историч. предпосылкой развития С. в России, как и в Европе, была реакция против основ абсолютизма, однако своеобразие рус. С. заключалось прежде всего в том, что он имел преим. дворянский характер. Идея внесословной ценности личности, появившаяся еще с петровских времен, постепенно видоизменилась: первенство отдавалось теперь способности чувствовать. Уже у нек-рых рус. классицистов (А. П. Сумароков и др.; см. Классицизм) заметно возрос интерес к личностному миру человека, его интимным переживаниям. Отказ от культа разума и классицист. представлений происходил постепенно, и хронологич. рамки рус. С. исследователи определяют по-разному. Г. Н. Поспелов относит возникновение С. к 1760-м гг. (оды М. М. Хераскова); др. ученые — к 1770-м гг., когда М. Н. Муравьев сознательно противопоставил свои стихи сложившейся поэтич. традиции. Окончательно как самостоят. направление С. оформился в 1790-е гг. в творчестве Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева, а также Ю. А. Нелединского-Мелецкого, В. В. Капниста, Н. А. Львова, В. Л. Пушкина и др. В эти годы выходят сентименталист. периодич. изд. и альманахи Карамзина («Московский журнал», «Аглая», «Аониды») и В. С. Подшивалова («Приятное и полезное препровождение времени», «Чтение для вкуса, разума и чувствований»). Показательны названия нового типа собраний соч. Карамзина — «Мои безделки» и Дмитриева — «И мои безделки». Самое представление о чувстве у рус. сентименталистов, как правило, еще рационалистично: рассудок, здравый смысл нередко остаются главенств. категориями.

В русле С. развиваются просветит. идеи, наметившиеся в лит-ре рус. классицизма; связь с идеями Просвещения проявлялась по-разному. Нек-рые исследователи даже А. Н. Радищева рассматривают как представителя С. Формированию С. содействовало развитие в 70—80-х гг. масонства с его сосредоточ. вниманием к самопознанию и нравств. самоусовершенствованию; в письмах и соч. Н. И. Новикова, А. М. Кутузова, А. А. Петрова и др. очевидна устремленность к «внутреннему человеку», его душевно-нравств. началам («ищи истину в самом себе»).

Ко времени расцвета С. в России были хорошо известны и переведены на рус. язык осн. соч. Ричардсона, Руссо, Стерна. Эстетич. программа рус. С. наиболее полно разработана в соч. и статьях Карамзина («Нечто о науках, искусствах и просвещении», «Что нужно автору?» и др.). Попытки создания сентимент. повести начались на рубеже 1770—80-х гг. (В. А. Левшин, Н. Ф. Эмин и др.), но широкое признание получили лишь повести Карамзина (особенно «Бедная Лиза», 1792, «Юлия», «Исповедь»). В них впервые в рус. лит-ре сделаны серьезные попытки психологич. анализа. В нач. 19 в. к жанру чувствит. повести обращаются А. Е. Измайлов, Н. П. Брусилов, Г. П. Каменев и др.; намечается неск. ее разновидностей (бытовая, светская, историческая), послуживших затем основой для формирования

766

реалистич. повести. Популярным становится также жанр путешествия (В. В. Измайлов, П. И. Сумароков, П. И. Макаров и др.). «Письма русского путешественника» Карамзина столь же характерны для рус. С., как «Сентиментальное путешествие» Стерна для европейского. Карамзин в отличие от Стерна много внимания уделил описанию реальных фактов, событий и лиц, но все же осн. достоинства «Писем...» — выражение личности самого автора, стремление передать внешние впечатления сквозь призму личного восприятия (он называл «Письма...» «зеркалом своей души»). Творчество сентименталистов (особенно Карамзина), ограничивших употребление славянизмов и широко использовавших разговорный язык образованного дворянства, явилось этапом в развитии рус. лит. языка, во многом подготовившим язык писателей-реалистов.

Сентименталисты предпочитали оде более легкие поэтич. жанры — послание, элегию, идиллию, басню, мадригалы, преодолевая при этом классицист. жанровую иерархию. Басни Дмитриева, поэзия к-рого долго считалась образцом изящества, легкости и остроумия, походили иногда на элегию, а иногда на сказку или сатиру. В лирике сентименталистов преобладали темы дружбы, любви и природы, представленной, однако, довольно однотипно. В поисках средств для выражения простого и искреннего чувства сентименталисты обращались к отечеств. фольклору, собирали нар. песни и подражали им (см. Песенная книжная поэзия 17—18 вв.). В 1791 издан песенник, собранный Дмитриевым из нар. и лит. песен. Сентименталисты обогатили рус. поэзию новыми или малоупотребит. размерами (в т. ч. дактилическими) и белым стихом. В драматургии С. проявился в т. н. слезных драмах Хераскова, М. И. Веревкина, Н. И. Ильина и др. (см. Мещанская драма), позднее — в творчестве В. А. Озерова. В нач. 19 в. выступило много эпигонов С.; их подражат. произв. сделались предметом сатиры; сентиментальность стала синонимом искусственности и жеманности. В целом же С. явился в истории рус. лит-ры органичным этапом, подготовившим творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова и во многом А. С. Пушкина.

Лит.: Розанов И. Н., Рус. лирика. От поэзии безличной к исповеди сердца, т. 1, М., 1914; Скипина К. Л., О чувствительной повести, в кн.: Рус. проза, Л., 1926; Гуковский Г. А., У истоков рус. сентиментализма, в его кн.: Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли 18 в., Л., 1938; Поспелов Г. Н., У истоков рус. сентиментализма, «Вестник МГУ», 1948, № 1; Купреянова Е. Н., От сентиментальной повести к роману, в кн.: История рус. романа, т. 1, М. — Л., 1962; Канунова Ф. З., Из истории рус. повести (историко-лит. значение повестей Н. М. Карамзина), Томск, 1967; Кочеткова Н. Д., Поэзия рус. сентиментализма. Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, в кн.: История рус. поэзии, т. 1, М. — Л., 1968; Кулакова Л. И., Рус. сентиментализм и его противники, в ее кн.: Очерки истории рус. эстетич. мысли 18 в., Л., 1968; История рус. лит-ры 18 в. Библиографич. указатель, под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968; Brang P., Studien zur Theorie und Praxis der russischen Erzählung 1770—1811, Wiesbaden, 1960; Grasshoff H., Zur Rolle des Sentimentalismus in der historischen Entwicklung der russischen und der westeuropäischen Literatur, «Zeitschrift für Slawistik», 1963, Bd 8, H. 4; Schlieter H., Studien zur Geschichte des russischen Rührstücks. 1758—1780, Wiesbaden, 1968; Rothe H., N. M. Karamzins europäische Reise: der Beginn des russischen Romans, B. — Z., 1968.

Н. Д. Кочеткова.