98
НАПЕ́ВНЫЙ СТИХ — интонационный тип стиха (см. Интонационно-синтаксическая организация стиха), в к-ром структура фразы и группы фраз подчиняются муз. композиции; присущ преим. интимной лирике. Из всех форм стиха Н. с. стоит ближе всего к прародительнице стихотв. речи — песне. В песне словесный ритм и интонация подчинены муз. ритму и мелодии (слоги могут растягиваться, сокращаться и т. п.). Нечто аналогичное наблюдается и в Н. с. Лирич. тема развивается по законам муз. композиции (нарастание лирич. напряжения, повторы слов, стихов, строф и т. п. приемы усиления эмоциональности); ей же подчиняется строение фраз и их группировка. Структура Н. с. симметрична; членение синтаксическое и метрическое совпадают, переносы встречаются редко; стихи объединяются в строфы, преим. четверостишия и шестистишия симметричного строя, делящиеся пополам на тематически и интонационно-ритмически обособленные группы — интонационно-ритмич. периоды; интонационно-синтаксич. строй упорядочен, часто встречаются параллелизмы, анафоры и т. п. фигуры, вследствие чего упорядочивается мелодика стиха и становится эстетически
99
ощутимой симметричная интонационно-синтаксич. структура стиха. Т. о., все признаки, отличающие стихотв. речь от прозаической, выражены в Н. с. с наибольшей отчетливостью.
Б. М. Эйхенбаум делит Н. с. на 3 вида. Простейшая форма — куплетная: каждая строфа-куплет синтаксически и тематически завершена и интонационно независима от других (пример: «Землянка» А. А. Суркова). Сложнее композиция песенной формы: тема — другая тема — реприза. Наиболее сложная форма Н. с. — романсная: в ней общее интонац. движение (чаще всего связанное с нарастанием эмоцион. напряжения в развитии лирич. темы) объединяет ряд строф, напряжение разрешается в концовке, перед концовкой, на переломе темы и интонац. движения, может появиться перенос (напр., стих. «Я пришел к тебе с приветом...» А. Фета). Небольшое стих. романсного типа нередко является одним распространенным предложением-периодом, каждая строфа к-рого — придаточное предложение, концовка — главное (напр., «Когда волнуется желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова). Названные виды Н. с. не являются изолированными: в рус. поэзии нередки смешанные формы. Мастерами мелодизированного, романсного Н. с. были В. А. Жуковский, А. Фет, А. А. Блок.
В отличие от Н. с., говорной стих своеобразно воспроизводит интонацию живой речи в широком диапазоне — от патетики ораторского стиха до непринужденного тона разговорного стиха. Между этими полюсами умещается важный тон филос. лирики, эмоц. приподнятость элегич. раздумья, язвительная речь сатиры, разные оттенки повествования и т. д. Прелесть разговорного стиха — в разнообразии, изменчивости, богатстве мелодич. движения, темпа, синтаксич. строя. Н. с. в длинных стих. звучит уже монотонно; говорной, — благодаря многообразию интонац. форм, не утомляет даже в больших поэмах (напр., стих «Евгения Онегина» Пушкина). Если в Н. с. структура фразы определяется заранее заданными рамками строфы, периода, стиха, то в разговорном стихе синтаксич. строй определяется преим. смыслом фразы и может не совпадать с метрическим. Наиболее яркое выражение такой асимметричной структуры — внутристиховые паузы и переносы. Характерная форма специфически говорного стиха — вольные стихи. Интонация говорного стиха определяется не только синтаксич. свободой, но и словарем (употребление обычных для разговорной речи слов и словосочетаний). У рус. поэта И. Рукавишникова термин «Н. с.» имел др. значение (см. Квятковский А., Поэтический словарь, 1966).
Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирич. стихотворений, П., 1921; его же, Вопросы теории лит-ры, Л., 1928, с. 89—153; Эйхенбаум Б. М., Мелодика рус. лирич. стиха, П., 1922; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, Л., 1962, с. 99—122; его же, Типы интонации рус. классич. стиха, в сб.: Слово и образ, М., 1964.
В. Е. Холшевников.