130
ИНДИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра народов Индии на древних и совр. языках страны. Зародилась в конце 2-го тысячелетия до н. э. Длительные хоз., политич. и культурные связи народов Индии обусловили единство И. л., несмотря на разнообразие форм устного и письм. худож. творчества. Древнеинд. лит-ра охватывает огромный период от распада первобытнообщинных отношений и зарождения рабовладельч. строя и до крушения его в 5—6 вв. н. э. Открытие в 20-х гг. 20 в. рабовладельч. цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы в долине Инда (сер. 3-го — сер. 2-го тысячелетий до н. э.) — свидетельство, хотя еще и не изученное, об истоках инд. культуры. Письмена, встречающиеся на печатях, еще не расшифрованы. Рисунки людей, животных и фантастич. существ позволяют предположить
131
существование богатого фольклора, а возможно, и письм. лит-ры.
Осн. лит. языком Древней Индии был санскрит. Древнейшие доступные нам памятники ведической литературы восходят к эпохе, обнимающей ок. тысячи лет (с конца 2-го тысячелетия до н. э.). Ведич. гимны, созданные вторгшимися в сер. 2-го тысячелетия до н. э. в сев.-зап. Индию арийскими племенами, свидетельствуют о распаде первобытнообщинного строя и складывании в недрах его рабовладельч. формации (исследователи предполагают, что в создании вед участвовало также коренное доарийское население). Гимновая форма вед была весьма емкой, включая в себя лирику, эпос и драму. Веды являются первым памятником, положившим начало непрерывной 3-тысячелетней лит. традиции. Прибл. в 6—5 вв. до н. э. в устном творчестве складывается ядро эпич. поэм «Махабхарата» и «Рамаяна» (по-видимому, первоначально на пракритах). Индологи стараются выявить доарийские корни эпоса. Позднее поэмы были переработаны жречеством и военной аристократией в духе, угодном господств. верхушке, и записаны на санскрите. К сер. 1-го тысячелетия до н. э. в долине Ганга сложились крупные рабовладельч. образования. Социальный гнет вызвал появление религ.-философ. учений буддизма и джайнизма, оппозиционных офиц. религии — брахманизму. Стремясь популяризировать свое учение, буддисты и джайны обратились к нар.-разг. языкам пали и пракритам, положив начало палийской и пракритской лит-рам. В 4—3 вв. до н. э. вырисовываются контуры древнетамил. лит-ры, развивавшейся на юге. Древнетамил. памятники 3—4 вв. («Восемь антологий», «Десять лирических поэм») носят светский характер, свободны от идейно-тематич. и жанрового воздействия санскр. лит-ры, что свидетельствует о самобытной, богатой культуре дравидийского юга.
Лирич. поэзия Халы на пракрите (2—3 вв.), драмы Ашвагхоши (1—2 вв.), Бхасы (ок. 4 в.), буддийская «Гирлянда джатак» Арьяшуры (5—6 вв.) на санскрите, древнетамил. лиро-эпич. поэзия предваряют расцвет древнеинд. лит-ры в 3—7 вв. Расчленение жанрового синкретизма привело к возникновению самостоят. лит. видов и форм. В 3—7 вв. завершается отграничение древнеинд. худож. лит-ры от религ. и научной; созданные в этот период своды брахманизма — пураны — уже не входят в сферу худож. лит-ры, несмотря на многочисл. элементы худож. образности. В 3—7 вв. драма, эпос и лирика на санскрите достигают высокого уровня, древнетамил. лит-ра также переживает подъем. Классич. санскр. драма занимает господств. положение (Калидаса, Шудрака, Вишакхадатта). Основу драмы составляли как эпич. сказания, так и сюжеты, разработанные самими драматургами. По обычаю, унаследованному от нар. театра, в санскр. драме стихи и проза, диалог и пение, танец и музыка сливались в единое целое. Каноны придворного театра, ограничивая содержание драмы традиц. сюжетами, обязывали драматургов прославлять величие царской власти. В лит-ре 3—7 вв. мифологич. сюжеты, почти целиком утратив религ. окраску, стали средством выражения гуманистич. идей. Лит-ру 3—7 вв. отмечает героич. пафос, протест против насилия и тирании, осуждение жречества. Вершиной древнетамил. лит-ры является сб. афоризмов «Тирукурал» Тируваллувара (4—5 вв.), рисующий идеальный образ мудрого правителя. На юге Индии древнетамил. лит-ра развивалась наряду с санскритской и пракритской, получившими распространение по всей стране. С падением державы Гуптов (4—6 вв.) распалось рабовладельч. гос-во на севере Индии. Укрепление феодализма привело к значит. изменениям в духовной жизни. Санскрит, как осн. лит. язык, и отчасти пракриты уступают место живым нар.-разг. языкам.
132
Древнеинд. лит-ра для большинства лит-р Индии была тем же, чем греко-римская античность для европ. народов. Воздействие древнеинд. лит-ры на И. л. не прекращается до наших дней. Культура Цейлона, Непала, Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Лаоса, Индонезии, Тибета в той или иной степени опиралась в своем развитии на древнеинд. лит-ру.
Период раннего средневековья (ок. 7—11 вв.) является переходным от др.-инд. к ср.-век. лит-ре, к-рая развивалась свыше тысячи лет. Она почти полностью соотносится с эпохой становления, расцвета и упадка феодализма. К концу 1-го тысячелетия н. э. сформировались уже все осн. народности и языки совр. Индии. Вслед за тамил. яз. в лит-ру в конце 1-го — нач. 2-го тысячелетий проникают другие нар.-разг. языки — дравидийские (каннада, телугу, малаялам) и новоиндийские (ассамский, бенгальский, гуджаратский, маратхский, орийский, пенджабский, урду, хинди). Позднее вырисовываются контуры кашмирской и синдхи лит-ры, а также афг. лит-ры. В ср.-век. лит-ре поэтич. жанры повсеместно господствовали над прозой. Получили распространение чампу (сочетание стихов и прозы). Драматургия утратила ведущую роль. Создавались почти исключительно драмы в стихах для чтения; сюжеты заимствовались из древнеинд. классики. В 7—11 вв. на нар.-разг. языках зарождается в сев. части Индии религ.-мистич. поэзия, имеющая антифеод. направленность. Отражая стихийный протест нар. масс против усиливающегося феод. гнета, поэты из сект натхов, сиддхов, джайнов создали свое оппозиц. вероучение из догматов буддизма, брахманизма, индуизма. Близость к фольклору отличает иск-во этих сект (пенджаб. поэт Чарпат и др.). В противовес лит-ре оппозиц. сект возникает феод.-придворная панегирич. поэзия, ориентирующаяся на жанр древнеинд. эпико-героич. поэмы (поэт хинди Чанд Бардаи и др.). Разложение рабовладельч. отношений, распад крупных империй обусловили упадок санскр. лит-ры; он проявился в апологии монархии (романист Банабхатта), в псевдогероич. мотивах (драматургия Харши, Бхавабхути и др.), в лирике, противостоящей героике (Амару). Развитие феод. города способствовало росту новеллистики, сатиры, ср.-век. романа. В купеч. среде, страдающей от притеснения высших каст, родились пракритские «книги о плутах» (9—13 вв.), сочетающие демократич. направленность с высокой художественностью (напр., «Повесть о плутах» Харибхадры Сури). Однако с развитием худож. творчества на новоинд. и дравидийских языках пракритская лит-ра в 13—14 вв. оскудевает. Вторжение в Индию войск из сопредельных стран Ср. Востока, создание гос-в с правящей мусульм. верхушкой и широкое распространение ислама оказали влияние на культуру. Зарождается индийская персоязычная лит-ра, использующая в течение столетий традиц. сюжеты и формы худож. образности, свойственные перс.-тадж. лит-ре. Жанры персоязычной лит-ры — газель, касыда, марсия, рубаи и др. — заимствованы также лит-рами урду, кашмирской, синдхи, пенджабской. Произв. персоязычных поэтов Индии (Амира Хосрова Дехлеви, Бедиля и др.) являются общим культурным достоянием народов ряда стран.
13—17 вв. отмечены ростом прогрес. направлений, резким обострением борьбы нар.-демократич. и феод.-аристократич. тенденций. Гуманизм средневековья обращен против классового и кастового гнета, против религ.-сектантской розни и всего комплекса идей, оберегавших феод. установления. В различных лит-рах Индии и в творчестве отд. писателей оппозиция феодализму проявлялась в разнообразных формах. С зарождением антифеод. движений (прибл. 12—13 вв.) приобрела законченные черты доктрина бхакти («любовь»). Идеологич. основой лит-ры бхакти было почитание
133
бога добра и закона Вишну в двух его воплощениях — бога-пастуха Кришны и бога-царя Рамы. У многих писателей бог был лишен конкретных признаков и атрибутов божества определ. религии (индуизма или ислама). Так, поэт хинди Кабир, пенджаб,. поэт Нанак прославляли божество, сочетавшее черты Рамы, Кришны и Аллаха. Лит-ра бхакти, отходя от канонов классич. санскрита и переосмыслив традиц. сюжеты, ориентировалась на поэтику фольклора (кашмирская поэтесса Лалла, бенг. поэт Чондидаш, поэт хинди Сурдас, поэты каннада Пурандарадаса и Канакадаса, малаяльский поэт Черушшери и др.). Консервативное крыло бхакти несло печать феод.-аристократич. и ортодоксально-брахманской идеологии, проповедывало незыблемость кастовой системы, призывало к защите интересов господств. классов (поэт хинди Тулсидас).
Бхакти — наиболее распространенная форма проявления демократич. тенденций. В лит-рах урду, пенджабской, синдхи, кашмирской, персидской, отчасти хинди и в др. лит-рах оппозиц. мысль рядилась также в суфийские одежды. Представители левого крыла суфийской лит-ры близки к прогрес. деятелям лит-ры бхакти. Ортодокс. ислам рассматривал связь духа (души) и бога как отношения слуги и господина. Поэтому пафос учения ислама заключается не в любви к всевышнему, а в почитании его. Суфии полемически противопоставили догме почитания всевышнего проповедь любви, как пути приобщения к божеству.
В бенг. лит-ре оппозиция ортодокс. религии выразилась также в прославлении местных божеств, богинь Чонди и Моноши. В стихах поэта хинди кожевника Равидаса (15 в.) проступают черты политич. утопии. Он создает поэтич. проект города «Не знающего горя», в к-ром запрещено селиться тем, кто устанавливает налоги.
Феод.-аристократич. лит-ра относилась враждебно к возросшей активности социальных низов и связанным с ней направлениям бхакти, суфизму и т. д. Прогрес. черты феод.-придворной лит-ры проявились в патриотич. мотивах, свойственных эпико-героич. поэзии («Сказание о Канхададе», 1456, гуджарат. поэта Падманабхи и др.), в протесте против междоусобиц, в росте рационализма (аллегория урду «Трогающий все сердца» Ваджхи). Историч. роль реалистич. тенденций ср.-век. И. л. тождественна роли реализма в иск-ве Возрождения на Западе, а также в др. странах Востока. Верхи противопоставляли реализму худож. направления, к-рые можно назвать ложноклассицизмом; они носили явно выраженный феод. характер. В 13—17 вв. резко усилилось взаимопроникновение и синтез индусских и мусульм. лит. традиций (пенджаб. поэт Гурдас, бенг. поэт Саед Алаол и др.). Подобное взаимовлияние различных традиций почти не затронуло феод.-аристократич. лит-ру, связанную как с ортодокс. индуизмом, так и с ортодокс. исламом.
Начало нового времени в Индии ознаменовалось упадком державы Моголов во 2-й пол. 17 в. Нар. восстания, поднявшиеся против Моголов, способствовали расцвету лит-ры. В авангарде лит-ры идут поэты, вдохновленные борьбой за независимость (маратхские поэты Рамдас, Бхушан, пенджаб. поэт Говинд Сингх и др.). В 18 в. угасание феодализма, усугубляемое колониальной эксплуатацией, содействовало формированию ряда упадочнич. направлений. В отличие от демократич. лит-ры предшеств. эпохи, эти течения, напр. «рити» («поэзия формы») в лит-ре хинди и др., ориентировались на санскр. поэтику. В 18 в. сохраняли относит. творч. активность только лит-ры нац. районов, народы к-рых вели ожесточенную борьбу против порабощения (напр., Пенджаб) и языки к-рых не допускались в придворную поэзию (пенджабский, кашмирский; придворная лит-ра в Пенджабе и Кашмире пользовалась санскритом и перс. яз.). Развитие
134
пенджаб. и кашмирской лит-ры в 18 в. характеризуется теснейшей связью с фольклором. Для ряда инд. лит-р (урду, персоязычной, отчасти кашмирской, синдхи, пенджаб., бенг.) «античностью» в ср. века являлась также классич. перс.-тадж. лит-ра.
Конец 1-й трети 19 в. служит водоразделом между ср.-век. и совр. лит-рой. В гражд. истории страны рубеж между средневековьем и новым временем пролегает в 17 в.; однако И. л. вплоть до нач. 19 в. продолжала сохранять ср.-век. характер. Становление совр. И. л., связанное с развитием бурж. отношений, пробуждением нац. самосознания и развертыванием нац.-освободит. борьбы, привело к идейному и жанровому обновлению, к повсеместному появлению прозы.
Инд. просветительство, сопутствовавшее зарождению буржуазии, развивалось как идейное и эстетич. движение, направленное против феодализма и феод. идеологии, но в русле индуистского, мусульм. и сикхского религ.-обществ. реформаторства, что ослабляло и ограничивало это движение. Оно отличалось глубокой противоречивостью (преувеличение роли европ. культуры для инд. народов или отрицание ее, призыв к возрождению культуры прошлого и т. д.) и отражало — у разных народов — неравномерность процесса развития капиталистич. отношений, формирования нац. самосознания и роста освободит. движения. Проблески просветит. движения раньше всего обозначились в бенг. лит-ре (1-я треть 19 в., Раммохан Рай). Др. народы Индии были вовлечены в это движение в 60—70-е гг. Просветит. реализм, связанный с романтизмом, а также сентиментализмом, способствовал развитию как в бенг., так и в др. лит-рах социально-бытового, социально-обличит. романа («Баловень богатого дома» бенг. писателя Перичанда Миттро). С романом связаны ранние антибурж. критич. тенденции инд. иск-ва. Попытки англ. колонизаторов затормозить рост нац. культуры и связанное с этим искусств. внедрение англ. яз. в разл. сферы обществ. жизни страны в 1-й четв. 19 в. привели к зарождению инд. англоязычной лит-ры.
Нар. восстание 1857—59, давшее могучий толчок дальнейшему развитию нац.-освободит. движения, оказало благотворное влияние на развитие И. л. После восстания резко усиливается сближение между инд. лит-рами, к-рые формируются как нац. лит-ры. Во 2-й пол. 19 в. получил распространение романтизм (историч. романы бенг. писателя Б. Чоттопаддхая, романы прозаиков урду Шарара, Саршара и др.). Просветит. драма усвоила героич. формы классич. санскр. драматургии (бенг. писатель М. М. Дотто и др.). Различие идейно-худож. устремлений инд. писателей определило разные виды романтизма. Для эпохи просветительства характерно обостренное внимание к нац. языкам, быстрый рост прессы и связанное с этим развитие публицистики, распространение новых лит. форм и жанров (драма, роман, повесть, рассказ, короткое стихотворение). Утверждению новых жанров помогли характерные для инд. просветительства широкие контакты с зап. цивилизацией, знакомство инд. интеллигенции с зап.-европ. лит-рой, преим. английской. Со времени установления первых контактов между англ. и инд. лит-рами обозначились две противоборствующие тенденции в англ. влиянии: демократич. лит-ра Англии содействовала идейно-худож. вызреванию инд. лит-р, реакционно-колонизаторские тенденции мешали пробуждению нац. самосознания и творч. самоопределению инд. писателей. Переводя зап. классику на свои языки, инд. авторы, как правило, переносили чужие сюжеты на родную почву, а героев превращали в индийцев. Такая форма усвоения худож. опыта мировой лит-ры господствовала в Индии свыше 100 лет до появления совр. методов перевода в 20—40-е гг. 20 в. Последний этап просветит. движения отмечен усилением
135
антиколониалистских, а также социально-обличит. тенденций. Инд. просветительство исчерпало себя в бенг. лит-ре в конце 19 в., во многих др. лит-рах — в 1-й четв. 20 в. (орийский писатель Факирмохан Сенапати, писатель телугу Кандукури Виресалингам и др.). Конец бенг. просветительства отмечен зарождением критич. реализма (рассказы Р. Тагора 90-х гг.).
В 20-е гг. 20 в., когда антиимпериалистич. борьба привела в движение все обществ. слои, прогрес. лит-ра становится выразителем передовых идей. Усвоив новый круг тем, И. л. по своим идеям и проблематике значительно отличается от худож. творчества предшеств. эпохи. Борьба за нац. независимость становится центр. темой всех инд. лит-р. Развернувшаяся в 30-х гг. борьба сил демократии против фашизма и япон. милитаризма, а в дальнейшем — героич. борьба сов. народа против фашист. агрессии привнесли в И. л. антифашист. тему. Упрочились интернац. традиции авангарда И. л. В 20—30-е гг. в сферу лит. интересов попадает жизнь деревни (ранее отраженная гл. обр. в рассказах Р. Тагора 90-х гг.). И. л. все более уверенно входит в общее русло развития мировой худож. лит-ры. Первым совр. писателем Индии, завоевавшим мировое признание, был Р. Тагор. Идейно-тематич. обновление лит-ры сочеталось с жанровым. Политич. роман вслед за бенг. лит-рой («Дайте дорогу» Шоротчондро Чоттопаддхая, 1923—26; трилогия Гопала Халдара о бенг. революционерах: «Однажды», 1939, «Другой день», 1950, «Еще один день», 1951) зарождается и в др. лит-рах. Жанр социального романа формируется под влиянием Дж. Свифта, О. Голдсмита, У. Теккерея, Ч. Диккенса, Л. Н. Толстого, М. Горького, историч. романа — под влиянием В. Скотта. Возникает жанр научно-фантастич. повести (бенг. писатель Премендро Миттро), условно-аллегорич. жанр («Рассказ о двух волах» Премчанда). Авантюрно-приключенч. лит-ра под пером нек-рых авторов перестает быть развлекательным жанром (книги Дхангопала Мукерджи, писавшего по-английски, являются антиподами колониального романа). Однако в целом «восточно-приключенческая повесть» лишена идейно-худож. ценности. Разрушаются традиц. жанровые каноны поэзии; романтизм содействует раскрепощению стиха. И. л. обязана романтизму любовной, пейзажной, философ. лирикой, нередко перерастающей в острую политич. поэзию. Ввиду отсутствия стационарных театров драматурги, разрабатывавшие остроконфликтные темы современности, вынуждены были ориентироваться на кружки любителей, что привело к появлению значит. числа одноактных пьес, агитац. скетчей. Консервативная часть драматич. писателей продолжала эксплуатировать религ.-мифологич. сюжеты.
Творч. деятельность поэта М. Икбала, писавшего на урду и перс. яз., завершила историю персоязычной лит-ры Индии. После него перс. яз. в Индии (а также в Пакистане) еще находит приверженцев среди литераторов, но творчество их утрачивает все социально ценное и тормозит развитие нац. культуры.
В 1-й пол. 20 в. рост нац.-освободит. борьбы привел к усилению идейно-худож. размежевания среди писателей. Творчество Премчанда и Тагора знаменует высшую ступень развития критич. реализма в И. л. В 20—30-е гг. критич. реализм упрочивает свои позиции почты во всех лит-рах Индии. Реакц. течения развивались преим. в русле ср.-век. мистич. лит-ры. В 20—30-е гг. возникают формалистич. модернистские тенденции и направления, являвшиеся одной из форм правобурж. реакции на нац.-освободит. движение. Натуралистич. тенденции явственно обозначались в творчестве бенг. романиста Норешчондро Шенгупто («Печать порока», 1922). Фрейдистская направленность свойственна прозе бенг. писателей Джогдишчондро Гупто, Буддходеба Бошу. Символист. мотивы можно проследить в поэзии
136
бенг. писателя Шудхиндронатха Дотто («Страус», 1935). Пишущий на англ. яз. Р. К. Нараян обращается к мистике (роман «Учитель английского языка», 1945). Усложнившийся характер идейно-худож. борьбы обусловил обращение к декадент. течениям и ряда прогрес. писателей (символист. драмы Р. Тагора, символист. рассказы и драмы писателя хинди Джайшанкара Прасада). Реальное содержание таких произв. глубже идейно-эстетич. принципов этих упадочнич. течений. Образование Ассоциации прогрессивных писателей Индии (1936) сплотило передовые силы ведущих лит-р страны. В противовес Ассоциации сторонники «чистого искусства» создали свои об-ва («Кружок любителей изящного», объединивший писателей урду Пенджаба, 1939).
Истоки инд.-сов. идейно-лит. отношений восходят к 20-м гг. В 30—40-х гг. знакомство индийцев с творчеством европ. реалистов, начавшееся на рубеже 20 в., дополняется многочисл. переводами произведений М. Горького. Под его воздействием ряд литераторов уточнил свои обществ.-худож. позиции. Влияние М. Горького привело ряд писателей на путь реализма (напр., романтика хинди С. Т. Ниралу), усилило критич. направленность в творчестве других (Премчанд). Влияние сов. и мировой лит-ры социалистич. реализма благотворно сказалось на росте революц. романтизма (бенг. поэт Нозрул Ислам, поэт урду Джош Малихабади).
Завоевание независимости было огромным событием в жизни Индии. После 1947 лит. творчество развивается в рамках двух государств: Доминиона Индии (с 1950 — Республики Индии) и Пакистана (см. Пакистанская литература). Единые прежде лит-ры урду, бенгальская, пенджабская, синдхи, лит-ра на англ. яз. существуют параллельно в двух республиках, сохраняя тесные связи (в Пакистане развивается также лит-ра на пушту и белуджском яз.). Произв. фольклора и письм. лит-ры, созданные всеми народами страны в течение тысячелетий, являются общим культурным достоянием народов обеих республик. Нек-рые историки пакистан. и инд. культуры и лит-ры пытаются разделить это наследие, основываясь на религ. принципе (напр., относя произв. мусульман и индусов соответственно к пакистанской и инд. культуре) или на отд. сторонах мировоззрения писателей. Подобные попытки раздела единой в прошлом культуры ненаучны и объективно носят бурж.-националистич. характер.
Достижение независимости способствовало подъему культурной жизни страны, содействовало росту прогрес. лит-ры, выдвинуло на первый план социальную тематику. Прогрес. лагерь лит-ры укрепил свои идеологич. и эстетич. позиции. Консолидировались реалистич. направления. В лит-ре критич. реализма происходят качеств. изменения, вызванные сдвигами в сознании худож. интеллигенции. Среди критич. реалистов усиливается тяга к изображению людей труда, борцов с социальной несправедливостью. Писатели создают образы людей, порывающих с бурж. классом, со своей социальной средой (драматург хинди У. Ашк «Пути расходятся»). Значит. произв. романтизма созданы революц. романтиками (поэты урду Хасрат Мохани, Маджаз, Махдум Махиуддин, поэты хинди Нагарджун, Суман, поэт телугу Шри Шри и др.). Успехи метода социалистич. реализма способствовали развитию гражд. лирики, революц.-эпич. поэзии (поэт урду А. С. Джафри), романа-эпопеи (Яшпал «Лживая правда», 1958—1960), нар. эпопеи (писатель урду К. Чандар «Когда пробудились поля», 1951). Резко обострились принципиальные расхождения между прогрессивными и реакц. течениями и направлениями. Лит-ра бурж. реакции обновила формы и методы идейно-худож. воздействия. Со 2-й пол. 40-х гг. упадочнич. тенденции существуют уже почти во всех лит-рах. Формы проявления их весьма разнообразны («нирашавад» — «пессимизм»,
137
«палаянвад» — «эскепизм», «бегство от действительности», «параджайвад» — «пораженчество» и т. д.). Модернист. иск-во суживает объект худож. исследования до сферы подсознания (символист. произв. Агьеи «Чужие ближние», 1961), обрывает все нити, связывающие человека с обществ. жизнью (роман хинди Р. Ядава и М. Бхандари «Один дюйм улыбки», 1963). Несмотря на острую социальную проблематику, натуралистич. роман пишущего на англ. яз. Кхушванта Сингха «Поезд в Пакистан» (1956) представляет собой паноптикум жестокостей и насилия. Лит-ра Запада играет роль рассадника упадочнич. течений в И. л. Реакц. течения подчинили себе авантюрно-приключенч. и любовный роман. Эти течения тяготеют также к реакц. романтизму (псевдоисторич. и мифологич. драма и роман, рисующие Древнюю Индию как «царство Рамы», царство справедливости и гармонии). Иск-во феод.-помещичьей реакции развивается в русле традиционной религ.-эротич. поэзии, ориентирующейся на санскр. поэтику. К лагерю реакции примыкают писатели т. н. религиозного направления. Они пытаются представить лит-ру хинди как чисто индусскую, а лит-ру урду — как «национальную» лит-ру инд. мусульман.
Рост нац.-освободит. движения, преодоление остатков колониализма и обострение социальной борьбы дали мощный толчок развитию ряда отстававших прежде лит-р. Многочисл. переводы с хинди и на хинди, ставший гос. языком (наряду с английским), содействуют сближению и взаимообогащению культур всех народов Индии. Учрежденная в 1954 Лит. академия (в Дели) ставит целью ознакомление народов страны с достижениями отечеств. и мировой лит-ры.
Нек-рые индологи выделяют в истории И. л. античность (до 5—7 вв.), Возрождение (13—17 вв.), классицизм, неоклассицизм, хотя эта т. зр. не является общепризнанной.
См. также статьи: Ассамская литература, Бенгальская литература, Ведическая литература, Гуджаратская литература, Индийская древняя литература, Каннада литература, Кхаси литература, Малаяльская литература, Маратхская литература, Орийская литература, Пенджабская литература, Синдхская литература, Тамильская литература, Телугу литература, Урду литература, Хинди литература.
Лит.: Лит-ры Индии. Сб. ст., М., 1958; Баранников А. П., Инд. филология. Литературоведение, М., 1959; Поэзия народов Индии, М., 1962; Драматургия и театр Индии, М., 1961; Совр. инд. проза, М., 1962; Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962; История инд. литератур, пер. с англ., М., 1964; Winternitz M., Geschichte der indischen Literatur, Bd 1—3, Lpz., 1908—20; Contemporary Indian literature, New Delhi, 1957; Glasenapp H., Die Literaturen Indiens, Stuttg., 1961; Ruben W., Indische Romane, B., 1964; Indian drama, Delhi, 1956.
И. С. Рабинович.
Индийская персоязычная литература (И. п. л.) — лит-ра на перс. языке в Индии, появилась в связи с завоеваниями Махмуда Газнийского в Индии (11 в.) и переселением ираноязычного населения на север Индии. Пенджаб стал провинцией империи Махмуда, а столица его Лахор — центром И. п. л. Период 11—14 вв. можно считать временем становления И. п. л. Первым поэтом уроженцем Индии был Нукати из Лахора, в Лахоре родились также Абу-ль-Фарадж Руни и Масуд Саад Сальман. В произв. последнего впервые появились местные инд. образы и инд. лексич. заимствования. Однако и тематически и стилистически И. п. л. следовала еще традициям собственно перс. лит-ры.
В 13 в. с образованием Делийского султаната И. п. л. продолжает развиваться при дворах местных мусульманских правителей. В нее все больше проникает местная тематика и лексика, создавая особый колорит И. п. л. Великий поэт Индии Амир Хосров Дехлеви (1253—1325), автор первой инд. «Пятерицы», впервые вводит новых героев — инд. влюбленных вместо традиционных
138
араб. и перс. (поэма «Довальрани и Хизр-хан»). В произв. Амира Хосрова Дехлеви сильно влияние инд. фольклора. Лирика его современника Амира Хасана проникнута суфийскими мотивами, в ней заметно воздействие классич. перс. литературы.
Большой подъем испытывает И. п. л. в эпоху Великих Моголов (16—17 вв.), достигнув своего апогея во время правления Акбара (1556—1605). К этому времени в И. п. л. развивается т. н. инд. стиль, представителями к-рого были такие блестящие поэты Ирана, как Саиб Тебризи, Урфи Ширази, а позднее — индиец Мирза Абдулкадир Бедиль (1644—1721). Наблюдается большой приток поэтов из разных областей Ирана и Средней Азии ко двору Могольских правителей. В 1-й половине 16 в. наибольшей известностью пользуются эпик и лирик Касим Кахи (1464—1580) и Газали Мешхеди (ум. 1573). В их творчестве звучат новые для И. п. л. социальные мотивы. Большим признанием пользуется тонкий лирик Абу-ль-Файз Файзи (1547—95), к-рый был также переводчиком и популяризатором древнеинд. эпоса, воссоздавшим на фарси историю любви Наля и Дамаянти (поэма «Наль и Даман»). Появляется огромное количество «Пятериц» с использованием материалов инд. действительности и сюжетов древнеинд. лит-ры. Последним из известных поэтов позднего средневековья, писавших на фарси в Индии, был Бедиль, поэт и философ. Под конец жизни он в значит. мере освободился от влияния суфизма. Бедиль не был придворным поэтом и зарабатывал на жизнь службой в армии и трудом педагога. Его «Коллият» включает 14 больших произв.
В эпоху Великих Моголов развивается проза. Известны прозаики Абдулкадир Бадауни (1541—1619), Шейх Абу-ль-Фазль Аллами. Огромную роль сыграли прозаич. переводы древнеинд. памятников на фарси (Махабхараты, Панчатантры и др.). Начиная с 18 в. И. п. л. уступает место бурно развивающимся лит-рам на местных языках, преимущественно урду. Однако еще почти все поэты, писавшие на урду, писали стихи и на фарси (Мирза Галиб, 1797—1869, Хали, 1837—1914, и др.). Блестящим завершением И. п. л. можно считать творчество на фарси великого инд. поэта и философа Мухаммада Икбала (1877—1938), к-рый вслед за Галибом и Хали отказывается от вычурного инд. стиля. Его произв. широко известны за пределами Индии.
Лит.: Ikram S. M., Armughan-i pak, 2 ed., Karachi, 1953; Shibli N., Shi’r al-’Adjam, v. 3, Aligarh, 1910; Iqbal H., The early Persian poets of India, Patna, 1937; Huda M. Z., History of Persian literature, «Journal of the Pakistan Historical Society», 1961, v. 4; Hadi Hasan, Mughal poetry, its cultural and historical value, Madras, 1951.
Г. Ю. Алиев, Н. И. Пригарина.
Индийская англоязычная литература (И. а. л.) — лит-ра на англ. яз., созданная инд. писателями разл. национальностей. Первые произв. И. а. л. появились в нач. 19 в., когда в Индии стало распространяться образование на англ. яз. Как правило, первые представители И. а. л. писали на двух языках — родном и англ. Зарождение И. а. л. связано с публицистич. выступлениями бенг. просветителя Р. Рая. Поэзия и драма в И. а. л. начали развиваться раньше, чем проза. Первые лирич. стихи принадлежат перу Г. Л. В. Дерозио (1809—31). Кашипрасад Гхош (1809—73) первым опубликовал сб. стихов «Поэт и другие стихотворения» (1830). Бенг. поэт и драматург М. М. Дотто (1824—73) писал на англ. яз. драмы, стихи и прозаич. произв. Во 2-й пол. 19 в. растет число журналов и газет на англ. яз. Этот период отмечен значит. ростом И. а. л. Поэтессе Тору Датт (1856—77) принадлежит сб. стихов «Сноп с французских полей» (1875) и два неоконченных романа (опубликованы посмертно в 1878, 1879). К И. а. л. относятся также авторские переводы писателей, выступавших на нац. яз. Индии. Ромешчондро Дотто (1848—1909) опубликовал на англ. яз. свои романы «Озеро пальм» (1902) и «Рабыня из Агры» (1909) и переводы своих стихотв. Р. Тагор перевел «Гитанджали»
139
(1912) и др. В нач. 20 в. большой популярностью пользовалась поэзия Манмохана Гхоша (1867—1924), полная глубоких раздумий о судьбах страны. Ауробиндо Гхошу (1872—1950) принадлежат религ. мистич. стихи и драмы. В поэме «Урваши» (1896) он переосмыслил древний эпич. сюжет в духе своего учения. «Соловьем Индии» называют поэтессу и обществ. деятельницу Сароджини Найду (ум. 1949), чья интимная и гражданская лирика составила 3 сб-ка. Большое развитие в И. а. л. получили жанры автобиографич. и мемуарно-историч. лит-ры (книги М. К. Ганди, Дж. Неру, Р. Прасада и др.). Стали создаваться лит.-критич. работы. С 30-х гг. 20 в. активно развиваются прозаич. жанры (роман, рассказ), связанные с упрочением реализма. Романы 30—40-х гг. отражают борьбу инд. народа с колонизаторами в разл. ее формах (гражданское неповиновение, бойкот англ. товаров, стачки и т. д.). Писатели, как правило, рисовали жизнь того народа, к к-рому они принадлежали. К. С. Венкатарамани (р. 1891) посвятил романы «Земледелец Муруган» (1927) и «Патриот Кандан» (1932) зарождению крестьянского движения на юге Индии. Широкие картины жизни Пенджаба нарисовал в своих романах и рассказах М. Р. Ананд (р. 1905). Действие большинства романов Р. К. Нараяна происходит в вымышленном южноиндийском городе Мальгуди. Многие важные стороны жизни бенгальцев нашли отражение в романах Б. Бхаттачарьи «Голод» (1947), «Музыка для Мохини», «Оседлавший тигра» (1954), «Богиня, имя которой Золото» (1960). В романе Раджи Рао (р. 1909) «Кантапура» (1938) борьба против англ. колонизаторов в южноиндийской деревне показана глазами старой крестьянки; роман «Змея и веревка» (1960) рассказывает об индийцах, разлученных с родиной. Острая социальная проблематика отличает романы Х. А. Аббаса, К. Маркандеи, Кхушванта Сингха («Поезд в Пакистан», 1956, «Я не услышу больше соловья», 1961). В 50-е и 60-е гг. 20 в. опубликованы поэтич. сб-ки Х. Чаттопадхая («Время перемен», 1951, «Третий», 1959, «Незаконченный человек», 1960), Ниссима Эзекиила (р. 1924), Манджери Исварана, В. Н. Бхушана и др. Реалистич. направления определяют лицо прозаич. жанров совр. И. а. л. В поэзии сильно влияние европ. и амер. модернистских течений, а также ср.-век. инд. религ.-мистич. лит-ры. И. а. л. использует нац. традиции лит-р народов Индии и в свою очередь способствует их обогащению.
Лит.: Srinivasa Iyengar K. R., Indian writing in English, L., 1962.
А. С. Сухочев.