121
ИНДИ́ЙСКАЯ ДРЕ́ВНЯЯ ЛИТЕРАТУ́РА — совокупность явлений лит.-историч. процесса у различных народов и народностей древней и раннесредневековой Индии, запечатленная в памятниках письменной и устной лит-ры, гл. обр. на санскрите и пракритах, с древнейших времен до 10—12 вв., представляющих собой общее наследие всех нац. инд. литератур. Древний период развития литератур на нац. языках рассматривается в статьях об отд. лит-рах (см. Тамильская литература, Маратхская литература, Хинди литература, Урду литература и др.).
Первыми дошедшими до нас лит. памятниками являются веды (см. Ведическая литература), священные книги индуизма: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Осн. содержанием вед являются религ. гимны и формулы. Наиболее важна из них Ригведа, содержащая 1028 гимнов; Яджурведа и Самаведа, основанные преим. на Ригведе, приспосабливали ее гимны к потребностям ритуала. Особняком стоит Атхарваведа, содержащая магич. формулы, заговоры и заклятья, не связанные непосредственно с ведич. религией. По-видимому, она отражала творчество неарийских племен, возможно более древнее, чем содержание Ригведы. Веды — своеобразная антология древнейшей религ. и светской поэзии народов Индии. Среди гимнов Ригведы — образцы всех родов лит-ры: лирики (гимн «К ночи»), эпоса (гимн
122
Индре), драматургии (диалоги Пуруравас и Урваши, Яма и Ями и др.). Имеются и образцы жанровых и сатирич. произв. (гимн о пьяном Индре, о лягушках, об игроке), а также философ. лирики, свидетельствующей об очень высоком уровне философ. мысли. Все образцы собственно лит. произв., имеющихся в ведах, как бы фрагментарны они ни были, говорят о высокой ступени развития лит-ры, достигнутой народами Индии уже к рубежу 2—1-го тысячелетия до н. э. В ведич. гимнах причудливо переплетаются идеи, связанные как с кочевым, скотоводч. бытом, так и с городской, хотя еще и примитивной культурой. Ригведа отразила в своих древнейших частях пережитки первобытного, дорелигиозного мировоззрения. Традиционно считалось, что веды созданы кочевыми пастушескими племенами, к-рые в 3-м тысячелетии до н. э. переселялись из среднеазиат. степей. Однако в последние десятилетия начался пересмотр этой точки зрения. Сложилось мнение об определенных генетич. связях ведич. лит-ры с цивилизацией долины Инда. Веды, как утверждает предание, передавались изустно из поколения в поколение, но уже в нач. 1-го тысячелетия до н. э. стали мало понятны и требовали подробных комментариев как для теологич., так и для филологич. истолкования памятника. Это было причиной появления вокруг каждой веды значит. количества произведений — брахманов, интерпретирующих содержание ведич. гимнов. Брахманы служат в основном задачам культа и определяют, какие гимны в связи с какими жертвами должны читаться. Каждая веда имеет свои брахманы: Айтарея-брахмана и Каушитаки-брахмана комментируют содержание Ригведы, Шата патха-брахмана — Яджурведу и т. д. Более широкое толкование содержание вед получает в араньяках. И в брахманах, и в араньяках встречаются легенды и сказки нар. происхождения, напр. сказание о потопе. Теологич. истолкование веды получают в упанишадах, трактующих вопросы взаимоотношения природы и божественного начала. Из общего числа 108 упанишад древнейшими считаются Иша, Катха, Кена, Шветашватара, Мундака, Мандукья, Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарея, Тайтирия, Майтраяна и Каушитаки. Как в брахманах, так и в упанишадах встречаются не только легенды, но и образцы философ. лирики, напр. «Сказание о Начикете». К собственно ведич. лит-ре примыкает также веданга — группа произв., разъясняющих вопросы фонетики, этимологии, грамматики, стихосложения, астрологии и ритуала. Ныне считается, что осн. масса ведич. лит-ры оформилась между 10—2 вв. до н. э.
След. этап развития лит-ры народов Индии связан с созданием великих инд. нар. эпопей «Махабхараты» и «Рамаяны». «Махабхарата» как эпос сложилась примерно к 5 в. до н. э., но в своем совр. объеме сформировалась к 4—5 вв. н. э. и с тех пор существенным изменениям не подвергалась. В ней описана борьба двух родов — кауравов и пандавов — за царство, осуждается братоубийственная война. Осн. сюжет, воспевающий торжество попранной справедливости, занимает 1/5 всего объема эпоса и оснащен многочисл. вставными эпизодами. Подобное нанизывание не только различных сказаний, но и философ. трактатов (Бхагавадгита) или теоретич. рассуждений о проблемах права, морали, воен. дела и т. п. было следствием длит. усилий брахманской касты преобразовать нар. героич. эпос в религ. книгу. Связан с «Махабхаратой», хотя и стоит несколько особняком, эпос «Рамаяна». Образ справедливого царя Рамы, его подвиги и борьба с демоном Раваной, угрожавшим миру уничтожением и похитившим жену Рамы Ситу, составляют осн. содержание эпоса. Уже к началу нашей эры поэма приобрела большую популярность (напр., Ашвагхоша строил свою «Жизнь Будды» по образцу «Рамаяны»). Она оказала большое влияние
123
на развитие жанра эпич. поэмы не только в И. д. л., но и в нац. лит-рах народов Индии. Авторство ее приписывается полулегендарному Вальмики, «первому поэту». Существует мнение, что первоначально сказания «Махабхараты» и «Рамаяны» сложились на пракритах и лишь позднее переведены на санскрит. С т. зр. идейной обе поэмы отражают борьбу воинской аристократии против брахманства. Важной частью эпич. традиции И. д. л. были также пураны, содержащие наряду с многочисл. мифами и легендами отд. сказочные циклы, трактаты по поэтике, научные и теологические сочинения и т. п. Каждая из пуран обычно связана с тем или иным течением индуизма и считается священной книгой.
В связи с установлением рабовладельч. строя в ряде древних государств Индии военная аристократия использовала в своих интересах недовольство эксплуатируемых масс и выступала против господства брахманов. В области идеологии это выразилось в появлении нек-рых философ. течений и новых религий — джайнизма и буддизма. Обе они, особенно буддизм, широко пользовались лит-рой, как средством пропаганды своих идей и полемич. борьбы. Одним из наиболее важных памятников раннего буддизма были «Джатаки», или сказания о перерождениях Будды. Каждое такое сказание влагается в уста Будды и сопровождается морализующей концовкой, причем все сюжеты взяты из нар. повествовательной лит-ры. Большая часть джатак входит в состав буддийского канона «Типитака», уникального религ. лит. комплекса, сложившегося не позднее 3 в. н. э. Он охватывает повествоват. произв., образцы религ.-философ. лирики (среди них знаменитая «Дхаммапада»). «Типитака» написана на пали, одном из древнеинд. лит. языков, развившемся на основе пракрита магадхи. По лит. памятникам буддизма можно судить, что фольклор того времени достиг высокого уровня и был представлен разнообразными жанрами; в нем были хорошо разработаны композиция и стихосложение.
Третьим по степени значимости для дальнейшего развития лит-ры эпосом явился «Великий сказ» («Брихаткатха») поэта Гунадхья, относящийся к 5—6 векам н. э. «Брихаткатха» дошла до нас не в пракритском оригинале, а в санскритских переработках, среди которых наиболее значительна «Океан сказаний» («Катхасаритсагара»). Имеются две другие переработки — «Отрасли великого сказа» («Брихаткатхаманджари», см. Кшемендра) и более ранняя — «Избранные шлоки из Великого сказа „Буддхасвамина“» («Брихаткатхашлокасамграха») прибл. 8—9 вв. Осн. сказание «Брихаткатха» повествует о похождениях царевича Нараваханадатты и его любви к дочери гетеры и царя видьядхаров. Гл. ценность эпоса в том, что его варианты сохранили многочисл. произв. нар. лит-ры, целые книги и повести, включенные в его состав. Сюжеты «Брихаткатха» широко использовались в позднейшей лит-ре. Приблизительно к тому же времени относится замечат. нар. книга древней Индии «Панчатантра», носящая характер социальной сатиры; она широко распространялась на Востоке и в Европе в ср. века, т. к. ее содержание отвечало настроениям гор. плебса.
Примерно в тот же период сложились «25 рассказов Веталы» («Веталапанчавиньшати»), «32 рассказа царского трона» («Синхасанадватринашти»), а позднее «70 рассказов попугая» («Шукасаптати»). Они получили распространение в странах Востока, а в Европе стали известными в переводах только в 19 в. Характерно, что при переводах или переработках эти древнеинд. книги часто принимали иной нац. характер и превращались в явления другой нац. лит-ры (напр., монг. книга «Волшебный мертвец» — переработка «25 рассказов Веталы»; перс. книга «Тути-наме» — «70 рассказов попугая»).
124
Для произв. нар. повествовательной лит-ры характерна контаминация, при к-рой в сюжет осн. рассказа вставляются или как-то увязываются с ним многочисл. вводные рассказы. Это построение ведет начало от складывавшихся в нар. среде фольклорных циклов и инд. эпич. традиций. Нар. книги древней Индии явились предшественниками индийского средневекового романа.
К 2 в. относится творчество Ашвагхоши, одного из выдающихся проповедников раннего буддизма. Ему принадлежат эпич. поэмы «Жизнь Будды», «Саундарананда» и драма «Преображение Шарипутры». Первая дошла полностью только в кит. и тибет. переводах. Из произв., связанных с буддизмом, следует упомянуть также поэму «Джатакамала» поэта Арьяшуры (не позднее 6 в.), находившегося под влиянием Ашвагхоши. Драматургия получила наиболее яркое развитие в творчестве Бхасы, Шудраки и Калидасы. Авторство тринадцати драм на различные сюжеты из «Махабхараты», «Рамаяны», легенд о Кришне и из «Брихаткатха» нек-рыми исследователями приписывается Бхасе (3—4 вв.). Наиболее интересны драмы «Увиденная во сне Васавадатта» и «Обет Яугандхараяны», сюжеты к-рых основаны на сказании «Брихаткатха» о царе Удаяне и его супруге Васавадатте. Пафос этих драм Бхасы — в попытке примирить гос. долг монарха с глубоким личным чувством; защитником гос. интересов выступает министр Яугандхараяна, к-рый использует личные чувства монарха, в сущности слабого человека, лишенного кругозора. Единственная из драм Шудраки, сохранившаяся до нашего времени, — «Глиняная повозка» — затрагивает политич. проблемы, осуждает преступного правителя, раскрывает условия жизни обычных горожан. Его герои — разорившийся купец и любящая его гетера. Драма Шудраки представляет собой одну из жемчужин мировой драматургии. Ее отличают глубокая индивидуализация действующих лиц, бичующая сатира, направленная против аристократич. верхушки и религ. ханжества.
Со сложением и упрочением империи Гупта, обладавшей сильными абсолютист. тенденциями, складываются более благоприятные условия для развития лит-ры. К этой эпохе относится творчество Калидасы, крупнейшего драматурга раннего средневековья, гениального поэта и мыслителя. Ему принадлежат драмы «Шакунтала», «Малавика и Агнимитра» и «Мужеством добытая Урваши», эпич. поэмы «Род Рагху», «Рождение кумары», лирич. поэмы «Облако-вестник» и «Времена года». Драмы и эпос Калидасы основываются на традиц. сюжетах, в к-рые он вносит новое содержание, часто изменяя окраску и смысл использованного предания. Вместе с тем гл. источник вдохновения для него — жизнь совр. ему общества и природа. Именно поэтому он мог смело и оригинально истолковывать легенды вед и эпоса. Его стиль отличается многозначностью худож. средств. Демократич. настроения поэта выражены в обрисовке идеального правителя, заботящегося о благе народа, и в осуждении тех, кто пренебрегает его интересами. Творчество Калидасы оказало громадное влияние на последующее развитие лит-ры народов Индии. Одна только поэма «Облако-вестник» послужила образцом для более чем 70 позднейших подражаний. Драматургич. канон И. д. л. сложился в большой мере под влиянием пьес Калидасы.
В силу внутр. противоречий и под ударами гуннов-эфталитов распалась империя Гупта, и наступил период длительного кризиса раннефеод. об-ва. Император Харша пытался в 7 в. снова объединить Индию, но его империя была недолговечной. Этот период отмечен выдающимися лит. событиями. Таковы творчество драматурга-императора Харши, романиста и теоретика литературы Дандина, романиста Баны, лирика
125
Бхартрихари, поэтов-эпиков Бхарави и Магха. Творчество Харши представлено драмами «Ратнавали», «Приядаршика» и «Нагананда», в основе к-рых — традиц. сюжеты, восходящие к «Брихаткатха». Наиболее значительна из них «Ратнавали», драматургически продолжающая линию, начатую Калидасой в «Малавике и Агнимитре»; однако «Ратнавали», как и две другие драмы Харши, представляет собой безусловную апологию политич. власти монарха. Для них характерны также антибрахманские тенденции. В пьесах Харши психологически правдиво и живо обрисованы женские образы, что сохраняет им известную популярность по сей день. Современником Харши был драматург-сатирик Махендравикрама, высмеявший пороки совр. общества в фарсе «Маттавиласа». Романист Бана представлял офиц. придворную лит-ру, особенно в романе «Жизнь Харши» («Харшачарита»), к-рый содержит по сути дела хронику правления императора Харши. Другой его роман «Кадамбари» явился обработкой части «Брихаткатха». Нарочито усложненный язык, перегруженный синтаксис, чрезмерная пышность эпитетов и метафор делают романы Баны трудными для понимания.
Представителем другой лит. тенденции явился Дандин, автор прославленного романа «Похождения десяти принцев», трактата по поэтике «Зеркало поэзии», а также дошедшего до нас в отрывках романа «Авантисундарикатха». Роман «Похождения десяти принцев» во многом использует традиц. материал, почерпнутый из «Брихаткатха» и фольклора, но цель автора была в том, чтобы создать картину гор. жизни, нарисовать ее в реалистич. тонах. Исследователи сопоставляют роман Дандина с плутовским романом в европ. лит-рах; в нем сильно сатирич. начало, особенно заостренное против брахманства, джайнского и буддийского монашества. Наиболее решительно выступил с критикой инд. об-ва раннего средневековья лирик Бхартрихари, поэтич. наследие к-рого составляют сб-ки коротких лирич. стихов: «Сто строф о мудрости житейской», «Сто строф о страсти любовной» и «Сто строф об отвержении мира». Поэт подвергает острым сатирич. нападкам самый принцип монархии, религию, войны, власть золота, феод. произвол. Глубоко лирич. характер творчества Бхартрихари, его высокий гуманизм, гражд. мужество и высокие худож. достоинства ставят его в один ряд с такими поэтами ср. веков, как Данте, Низами и др. В поэзии Бхартрихари впервые в истории И. д. л. прозвучало прямое обвинение феодального строя в античеловечности, в унижении и подавлении личности.
Лирика на санскрите тесно связана своим происхождением с пракритской лирикой, на развитие к-рой оказал решающее влияние фольклор: «Семьсот строф поэта Халы» (вероятно, первые века н. э.), «Сто строф Амару» (не позднее 8 в.) — образцы аристократич. любовной лирики, не опускающейся, однако, до грубой эротики. Амару исключает любовь из социального контекста, углубляется в различные нюансы взаимоотношений влюбленных. Одним из значит. представителей санскритской драматургии был Бхавабхути (8 в.). Основываясь на одной из повестей «Брихаткатха», он построил увлекательную и динамичную пьесу «Малати и Мадхава» со сложными любовными интригами, обильно насыщенную фольклорными мотивами. Однако пьеса страдает однообразием композиц. приемов и недостаточной индивидуализацией героев, представляющих разные слои гор. населения. Недостатки композиции компенсируются богатством худож. средств и изяществом стиля. Драматургически более совершенны пьесы «Жизнь великого героя» и «Дальнейшая жизнь Рамы», в к-рых, опираясь на сюжет «Рамаяны», Бхавабхути проявил большую смелость и оригинальность в построении действия. Как Рама, так и др. персонажи
126
выступают обычными людьми, с богатым жизненным опытом, психологически точно обрисованными, в чем и состоит важнейшее достоинство драматургии Бхавабхути. Сюжетно связана с «Махабхаратой» эпич. поэма «Шишупалавадха» Магхи, в к-рой он проявил себя мастером формы и языка, хотя увлекся изобретением новых, крайне сложных размеров. Поэма явилась началом упадка жанра придворного эпоса (махакавья), как и пракритская поэма Вакпати «Гаудаваха», и произв. Халаюдхи (10 в.), Манкха (12 в.), Кавираджа (12 в.), Шри Харши (12 в.) и др., отдававших осн. внимание поискам новых фигур и размеров.
В 9—10 вв. придворная лит-ра на санскрите переживает упадок. Тем не менее драматург Вишакхадатта (предположительно 9 в.) внес серьезный вклад в развитие драматургии своей драмой «Перстень Ракшасы», в к-рой впервые ввел политич. сюжет и создал драму без любовной интриги и даже без женских ролей. Сюжет ее частично заимствован из «Брихаткатха». Основанная на историч. фактах драма отражает борьбу Чанакьи, первого министра Чандрагупты Маурьи (автора «Артхашастры»), за укрепление гос-ва. Тема эта была в тот период актуальной и отвечала потребностям эпохи. Вишакхадатта сделал шаг вперед в развитии драматич. образов и разработке сюжета, не связывая себя требованиями драматургич. канона. Пьеса «Весанхара» драматурга Бхаттанараяны (7—8 вв.), построенная на сюжете из «Махабхараты», отличается натурализмом в обрисовке персонажей и содержит откровенный выпад против материалистич. школы Чарвака. Это вызвано, очевидно, развитием ряда рационалистич. учений, в т. ч. джайнских. Позднее материализм подвергся нападкам в драме Кришна Мишры (12 в.) «Восход луны просвещения».
Кризис раннефеод. общества и обострившаяся классовая борьба усилили оппозиц. настроения в лит-ре; во 2-й пол. 1-го тысячелетия н. э. получает развитие сатирич. лит-ра, в частности, создававшаяся в среде джайнов. Одним из первых таких произв. явилась «Повесть о плутах» («Дхуртакхьяны») Харит-Хадры Сури (6—7 вв.), к-рый, использовав фольклорную сатиру, подверг осмеянию индуистский канон, показав его иррациональность. Наиболее яркий памятник сатиры в драматургии — кн. «Четыре фарса» («Чатурбхани»), объединившая произв. разных авторов, относящиеся к 7—10 вв. Сатирич. произв. санскритской и пракритской лит-ры были связаны с демократич. оппозиц. идеями и зачастую с сектантскими вероучениями. Буддийская и особенно джайнская религ. лит-ра сохранила немало образцов этого рода гл. обр. на пракритах. Одним из видных драматургов 9—10 вв. был Раджашекхара, автор драм на сюжеты «Рамаяны» («Баларамаяна» и «Балабхарата») и двух пьес, построенных на дворцовой интриге. Крайне усложненный стиль Раджашекхары делает его одним из представителей т. н. фигурализма в драматургии. В 9—10 вв. лит-ра на санскрите становится все более ограниченной в своих целях и стиле, она стремится отвечать запросам сравнительно узкого круга аристократии. Вместе с тем нельзя видеть в ней только явления упадка. Время от времени в разных районах Индии, где складывалась более или менее благоприятная обстановка, появляются произв., отличающиеся лит. и идейными достоинствами. Так, в 11 в. в Кашмире был создан ряд выдающихся произв., в т. ч. прославленная сказочная эпопея «Океан из потоков сказаний» поэта Сомадевы; это вполне самостоятельная обработка «Брихаткатха», наиболее полно отражающая содержание оригинала, но значительно раздвинувшая его рамки. Современником Сомадевы был поэт-сатирик и филолог Кшемендра, оставивший богатое творч. наследие, в т. ч. сатирич. поэмы «Самаяматрика» и «Калавиласа», краткую переработку «Брихаткатха» и др.
127
Своеобразным жанром ср.-век. лит-ры на санскрите был чампу, появившийся не ранее 9 в. Произв. этого жанра, написанные и прозой и стихами, обычно интерпретировали мифологич. и эпич. сюжеты. Нек-рые авторы использовали чампу в полемич. и дидактич. целях; напр., джайн Сомадева написал чампу «Средоточие славы» («Яшастилака») с целью пропаганды джайнизма. Наряду с оригинальными появляются также соч. явно компилятивного характера, напр. пьеса Дамодара Мишра (11 в.) «Хануманнатака», в к-рую автор включил целые куски из пьес своих предшественников на сюжеты из «Рамаяны».
В связи со становлением национальных языков и нац. литератур роль санскритской лит-ры падает, и все позднейшие соч. на санскрите необходимо рассматривать в прямой связи с развитием той или иной нац. лит-ры. К таким соч. принадлежат лирич. поэма «Гитаговинда» и драма «Прасаннарагхава» Джаядевы (12 в.), придворный эпос «Двисандхани» Джананджаи и «Найшадхиячарита» Шри Харши, поэтич. хроника Калханы «Раджатарангини», драма Харихары «Бхартрихаринирведа» и др. Они используют преим. традиц. сюжеты и формы, хронологически выходя за рамки И. д. л.
Поэтика в Индии начала развиваться сравнительно рано (точные даты первых работ не установлены). Некоторые данные по поэтике обнаруживаются у древних инд. грамматистов Панини (прибл. 4—3 вв. до н. э.) и Патанджали (2 в. до н. э.); у них же имеются сведения о руководствах для актеров, написанных Шилали и Кришашвой. Труды по поэтике касаются определения жанров, стилей, тропов, лит. достоинств и недостатков, семантики, чувств и настроений, характеристики героев и т. д. В ходе развития санскритской поэтики выделилось неск. школ. Одни авторы утверждали, что душой поэзии являются чувства и настроения (раса), другие видели главное в стиле (рити), третьи — в иносказаниях и фигурах (вакрокти), четвертые — не в образах, а в тех ассоциациях, к-рые создаются ими (дхвани) и т. д. Одной из первых работ в области поэтики был труд Бхараты (прибл. 1 в. н. э.) «Наука драматургии», касающийся теории театра и танца. Бхарата считает, что в драматургии и танце должны отражаться настроения (раса) любви, героизма, патетики, юмора, ужаса, страха, отвращения и восхищения. Каждому из этих раса должны соответствовать доминирующие чувства: чувственное наслаждение (рати), энтузиазм (утсаха), печаль (шока), смех (хаса), гнев (кродха), страх (бхая), омерзение (джугупса) и изумление (висмая). Бхарата считается основоположником теории раса. Его трактату предшествовала значит. традиция. Первыми авторами трудов, касающихся собственно проблем поэтики, являются Бхамаха и Дандин. Бхамаха написал трактат «Кавьяаланкара», в к-ром впервые предложил деление всей лит-ры на прозу (гадья) и поэзию (падья), а также подробно охарактеризовал поэтич. роды и жанры, выступал за общедоступность лит. стиля. Дандин, знаменитый романист, в трактате «Идеал поэзии, или Зеркало поэзии» («Кавьядарша») стремился избежать схоластич. классификации Бхамахи и найти основу для характеристики жанров и родов лит-ры в стилистич. особенностях и форме. Усматривая существо поэзии в стиле, он указал наиболее важные из них: вайдарбхи, отличающийся простотой, гармоничностью и композиц. стройностью, и гауди, противоположный ему по характеру. Вамана (8—9 вв.), автор «Кавьяаланкарасутра», опираясь на опыт предшествующего лит. развития, несколько односторонне развил взгляды Дандина. Он утверждал, что сущностью поэзии является стиль, противополагая его содержанию. В дополнение к вайдарбха и гауда он определил третий стиль — панчали.
128
Его современник Удбхата дал в «Кавьяаланкарасанграха» иную классификацию стилей — городской (упанагарика), деревенский (грамья) и грубый (паруша). Кроме этого, он дополнил теорию Бхараты о расах, включив в нее девятый раса — мирный (шанти). Рудрата (начало 9 в.) в «Кавьяаланкара» наряду с характеристикой фигур дал определение четырех стилей — вайдарбха, панчали, лати и гауда, а также уделил внимание дальнейшему развитию теории раса.
Новый этап в развитии поэтики начал Анандавардхана (9 в.), сформулировавший теорию дхвани. В «Дхваньялока» все изобразит. средства лит-ры рассматриваются с т. зр. вызываемых ими образных ассоциаций (дхвани), к-рые и являются подлинной сущностью поэзии. В соответствии с этим он делит все лит. произв. на три категории: с преобладанием дхвани (вьянгья кавья); произв., в к-рых дхвани играет подчиненную роль (гуни бхута вьянгья); и такие, к-рые построены на образах, представляющих реальные картины и лишенных дхвани (читра кавья). Анандавардхана иллюстрировал свои положения примерами из произв. Калидасы и др. древних поэтов. Он оказал влияние на развитие инд. поэтики вплоть до наших дней. От него берет начало ретроспективное применение норм позднейшего литературного канона к анализу произведений Калидасы.
Интерпретатором и пропагандистом идей Анандавардханы явился Абхинавагупта (10 в.), автор двух работ: комментария на «Дхваньялокалочана» и «Абхинавабхарати», комментария на «Бхаратиянатья шастра». Против теории дхвани выступал Дхананджая (10 в.), автор трактата по драматургии «Дашарупака», в к-ром он анализирует проблемы сюжета, героя, жанра и раса применительно к драматургии. Раджасекхара (9—10 вв.) в «Кавьямиманса» характеризует требования, предъявляемые к поэтам. Особый интерес представляют его взгляды на пути и средства, с помощью к-рых поэт может проявлять свою оригинальность даже при условии заимствования им сюжета. Пратихарендураджа отверг теорию дхвани и утверждал, что дхвани само является только одним из мн. худож. средств. Кунтака (11 в.) в исследовании «Вакроктидживита» противопоставляет концепции дхвани различные типы иносказаний. Наиболее решительно подверг критике теорию дхвани Махима Бхатта (11 в.) в трактате «Вьяктививека». Однако его критика была основана гл. обр. на философских, а не лит. соображениях. Поэт Кшемендра (11 в.) — автор работ по поэтике, в т. ч. «Кавикантхабхарана», где сформулированы осн. требования к поэту, определяющие его оригинальность. Он впервые в лит-ре Индии поднял вопрос об обязанностях поэта в отношении читателей. Маммата и Хемачандра (оба жили в 11—12 вв.) и Руйяка (12 в.) совершенствовали теорию дхвани. Из позднейших авторов, писавших на санскрите по вопросам поэтики, наиболее значительны: Бханудатта (14 в.), давший в «Расаманджари» наряду с исследованиями различных раса также характеристики типов героев и героинь драматич. произв.; Вишванатха (14 в.), последователь Мамматы, автор «Сахитьядарпана», давший обстоят. обзор вопросов поэзии и драматургии; Джаганнатха (17 в.), автор «Расагангадхара», определявший поэзию как «яркое выражение изящной идеи».
И. д. л. становится известной в Европе, начиная с той поры, когда появились первые переработки «Панчатантры» и «Хитопадеши». Первым переводом явилась публикация в 1651 кальвинистским миссионером А. Рогером «Шатак» Бхартрихари, имевших значит. успех. С конца 18 в. начинается систематич. изучение И. д. л., переводы ее памятников. В 1785 Ч. Уилкинс опубл. перевод «Бхагавадгиты» и позднее «Хитопадеши», а также перевод «Сказания о Шакунтале» из «Махабхараты».
129
Англ. индологу Х. Уилсону принадлежит первое исследование древнеинд. театра, а также сект индуизма и их лит. традиции. Опубликование в 1789 У. Джонсом перевода «Шакунталы» Калидасы, а затем ее перевод на нем. яз., сделанный Г. Форстером (1791), привлекли внимание европ. общественности. Такие выдающиеся деятели, как И. Гердер и В. Гёте, много сделали для популяризации И. д. л. в Европе, оценивая ее памятники с демократич. позиций. И. д. л. привлекла внимание романтиков, прежде всего немецких (Ф. Шлегель, Ф. Бопп, Ф. Рюккерт). Однако в их оценках санскритской классики и особенно эпоса недостает конкретно-историч. подхода, преобладают субъективные концепции. Мнения Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, И. Канта, А. Шопенгауэра и романтиков повлияли на развитие изучения И. д. л. Прямым следствием этого было стремление рассматривать все литературные проблемы Древней Индии сквозь призму арийской культуры.
Важным рубежом в изучении И. д. л. явилась публикация Российской АН санскрито-немецких словарей О. Бётлингка и Р. Рота («Sanskrit-Deutsch Wörterbuch», StPb, 1855—75, «Sanscrit-Deutsch Wörterbuch im Kürzerer Fassung», StPb, 1879—89) и А. Вебера — «Академические чтения по истории индийской литературы» («Akademische Vorléesungen über Indische Litteraturgeschichte», Berlin, 1876), а также предпринятые в 30—40-х гг. 19 в. издания критич. текстов. Уже с первых шагов перед исследователями стали две сложные проблемы — источники и хронология. Попытки применения методов, обычных для европ. литературоведения, оказались безуспешны, т. к. конкретный историч. материал не был документирован. Серьезные успехи археологии и эпиграфики, создание больших коллекций рукописей в Индии и за ее пределами, совершенствование методики исследования, развитие текстологии, особенно ведической, позволили ставить нек-рые практич. вопросы изучения И. д. л., в частности вопросы датировки. Значит. роль сыграло привлечение кит. и тибет. источников, в т. ч. записок буддийских паломников Фа Сяня, Сюань-цзана и И Цзина. Благодаря им наука располагает наиболее достоверными данными о драматурге Харше, о лирике Бхартрихари. Макс Мюллер поставил проблему Возрождения применительно к И. д. л., но его концепция не встретила поддержки.
Внимание европ. индологов привлекли лит. памятники инд. буддизма, в изучение к-рого большой вклад внесли И. П. Минаев и его ученики С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской, Т. Рис-Дейвидс, Г. Ольденберг, С. Леви и др. Проблемы театра интересовали С. Леви, С. Конова. Важное значение приобрели исследования И. Хертеля в области древнего и ср.-век. фольклора народов Индии, продолжающие традицию, начатую трудами Т. Бенфея о «Панчатантре».
С нач. 20 в. появились авторитетные труды общего характера по истории И. д. л. (Макдонелл, Винтерниц, Кизс), а также монографич. работы о творчестве классиков. Еще во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. серьезный вклад в изучение И. д. л. внесли инд. ученые (Бхаодажи, Бхандаркар, Тилак, Б. Ч. Ло, Р. Тагор и др.). Г. Якоби и Б. Г. Тилак использовали астрономич. данные для решения вопроса о хронологии вед.
Проблемы хронологии и источников по мере накопления фактов постепенно получают разрешение. Однако оценки творчества отдельных авторов, характеристики памятников по-прежнему часто базируются на эмпирич. или субъективистски истолкованных данных. Этот недостаток стал изживаться только в 30—40-х гг. 20 в., в частности в работах С. К. Де и Б. Дас Гупты, П. Шастри, Х. Двиведи и др. Впервые марксист. метод к проблемам И. д. л. применили в СССР Р. О. Шор и А. П. Баранников; в Индии — Ш. А. Данге в области
130
анализа ведич. и эпич. лит-ры и Д. Д. Косамби в изучении санскритской лит-ры раннего средневековья и творчества Бхартрихари (критич. текст, проблема авторства, социальное содержание). В связи с дальнейшим ростом нац. самосознания и успешным развитием инд. культуры и науки после достижения независимости происходит процесс пересмотра традиц. взглядов на И. д. л.; он осуществляется на основе новейших данных археологии и историографии Индии. Открытие культуры Мохенджо-Даро и Хараппы подорвало теорию арийского завоевания и создания культуры в Индии арийскими племенами, а также дало основание полагать, что зачатки собственно худож. лит-ры имелись в Индии уже в 4—3 вв. до н. э. Давно уже отвергнуты представления о единстве И. д. л.; появляются работы, соотносящие произв. санскритской лит-ры с развитием нац. лит-р. Новейшие издания трудов С. К. Де и П. Кане по истории санскритской поэтики создали основу для построения истории инд. эстетики.
В СССР широкое изучение И. д. л. началось в послевоен. годы. Исследования и переводы В. И. Кальянова, В. Г. Эрмана, И. С. Рабиновича, Е. В. Паевской, Б. Л. Смирнова, Э. Н. Темкина, О. Ф. Волковой и др. явились существенным вкладом в изучение И. д. л., они развивают традиции, заложенные зачинателями рус. индологии П. Я. Петровым и И. П. Минаевым.
Лит.: Коссович К. А., Две публичные лекции о санскритском эпосе, «Русское слово», 1860, № 6, 8; Ольденбург С., К вопросу о Махабхарате в буддийской лит-ре. «Записки Вост. отд. рус. археологич. об-ва», 1897, т. 10; его же, Индийская лит-ра, в сб.: Лит-ра Востока, [П.], 1919, в. 1; Мерварт А. М., Элемент нар. творчества в классич. драме древней Индии, «Сб. музея антропологии и этнографии», 1928, т. 7; Баранников А. П., Проблема инд. эпоса, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1945, в. 6; Рабинович И., Калидаса и его драма Сакунтала, в кн.: Калидаса. Сакунтала, пер. К. Бальмонта, М., 1955; Ларин Б. А., Об изучении и переводах древнеинд. поэтики, в сб.: Романо-германская филология, [Л.], 1957; Эрман В. Г., Об элементах народности в инд. классич. драматургии, «Сов. востоковедение», 1957, № 4; Лит-ра древнего Востока, М., 1962, с. 211—304; Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962; Гринцер П. А., Древнеинд. проза, М., 1963; Серебряков И. Д., Древнеинд. лит-ра, М., 1963; Эрман В. Л., Теория драмы древнеиндийской классич. лит-ры. Драматургия и театр Индии, М., 1961; Adelung F., Literatur der Sanskrit-Sprache, St. Petersburg, 1837; Weber A., Academische Vorlesungen über indische Litteraturgeschichte, B., 1876; Frazer R. W., A literary history of India, L., 1898; Oldenberg H., Die Literatur des alten Indien, B., 1903; Kane P. V., History of Alankara literature, Bombay, 1923; его же, History of Dharmaśāstra, v. 1—5, Poona, 1930—62; Gowen H. H., A history of Indian literature, N. Y. — L., 1931; Winternitz M., A history of Indian literature, v. 1—3, Calcutta, 1933—59; Krishnamachariar M., History of classical Sanskrit literature, Madras, 1937; Jagirdar R. V., Drama in Sanskrit literature, Bombay, 1947; De S. K., A history of Sanskrit literature, Calcutta, 1947; его же, History of Sanskrit poetics, 2 ed., [v. 1—2], Calcutta, 1960; Keith A. B., The Sanskrit drama, L., [1954]; его же, A history of Sanskrit literature, L., 1958; Barua B. M., Asoka and his inscriptions, 2 ed., Calcutta, 1955; Upādhyay R., Sanskrit sāhitya kā alocanātmak itihās, Allahabad, 1961; Chaitanya K., A new history of sanskrit literature, L., 1962; Chatterji S. K., Languages and literatures of modern India, Calcutta, 1963; Sanskrtyayan R., Pāli sāhitya kā itihās, Lakhnau, 1963; Garg G., Sanksipt aksford hindi sahitya parichayak, Bombay, 1963; Hindi sahitya kosh, Bhag 1—2, Varanasi, 1959—63.
И. Д. Серебряков.