Печко Л. П. Иванов Вяч. И. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 38—39.

https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-0381.htm

- 38 -

ИВА́НОВ, Вячеслав Иванович [10(28).II.1866, Москва, — 16.VII.1949, Рим] — рус. поэт, драматург, историк. Учился на филологич. ф-те Моск. ун-та, завершил образование в Берлине, где в 1899 защитил диссертацию по истории (об откупах в Древнем Риме). Много путешествовал, собирая материалы об эллинском культе Диониса, давшем начало театру трагедии. В 1904 опубл. работу «Эллинская религия страдающего бога». Как поэт выступил в 1898. Вслед за первой «книгой лирики» «Кормчие звезды» (1903) появляются: сб. «Прозрачность» (1904), трагедия с «античными хорами» «Тантал» (1905), статьи, переводы. В 1905 И. вернулся в Россию и вскоре стал одним из теоретиков второго поколения рус. символистов. Вместе с женой Л. Д. Зиновьевой-Аннибал И. устраивал в петерб. квартире лит. приемы — «Ивановские среды» (1905—07). Увлечение славянофильством, идеями философа и поэта Вл. Соловьева, проповедовавшего мистически-религ. культ красоты, и индивидуалистич., волюнтаристской философией Ф. Ницше наложило отпечаток на взгляды И. Его изящно-холодная поэзия была обращена к идеалам прошлого. Совр. критика отмечала, что его творчество «...представляет собою крайний предел... отчуждения от жизни...» (Венгеров С. А., Иванов В. И., в кн.: Энц. словарь, т. 1, дополнит., СПБ, 1905, с. 807). Обращаясь к античности, средневековью, И. использовал обветшалые архаич. формы, «заржавленный» язык, насыщенный церковно-славянизмами. В философ., эстетич. и критич. работах он выступал за воссоздание «вещей окружающей действительности», однако высшую задачу поэта видел в выявлении божеств. сущности этих вещей, т. е. в раскрытии «символов», являющихся зерном религ. мифа. Лучше всего этой цели, по мнению И., отвечает театр мистерий, где зрители становятся как бы участниками действия, приобщаясь к «мифотворчеству». В созидании такого «соборного» иск-ва будущего, по мысли И., должно участвовать все человечество.

В 1917—24 И. ведет преим. научную и культурно-педагогич. деятельность. Он защищает диссертацию по филологии («Дионис и прадионисийство», 1921, изд. 1923) в Баку, становится профессором, затем ректором Бакинского ун-та, зам. наркома просвещения Азербайджана. Его статьи и стихи появляются в журналах и альманахах.

Религ. искания, увлеченность реакц. идеалами прошлого, несовместимые с духом сов. действительности, явились причиной эмиграции И. С 1924 он жил в Италии, где принял католичество. Преподавал рус. яз. и лит-ру в ун-те г. Павия; переводил на рус. яз. Данте, Петрарку и др., на различные европ. яз. — свои произв., изредка публиковал новое («Римские сонеты», 1925; «Человек», начат в 1915, изд. в Париже в 1939). Незадолго до смерти закончил работу над сб. «Свет вечерний» (стихи 1914—44).

Соч.: По звездам, СПБ, 1909; Cor ardens, СПБ, 1911; Эрос, СПБ, 1907; Нежные тайны, СПБ, 1912; Борозды и межи, М., 1916; Младенчество, П., 1918; Родное и Вселенское, М., 1918; Прометей. Трагедия в стихах, П., 1919; Переписка из двух углов, П., 1921 (совм. с М. О. Гершензоном); Свет вечерний, Оксфорд, 1962; Автобиография, в кн.: Рус. лит-ра XX века, т. III, под ред. С. А. Венгерова, М., 1916.

Лит.: Луначарский А., Заметки философа (Неприемлющие мира), «Образование», 1906, № 8; Брюсов В. Я., Далекие и близкие, М., 1912; Эренбург И., Портреты совр.

- 39 -

поэтов, М., 1923; его же, Люди, годы, жизнь, кн. 1—2., М., 1961; Блок А., Творчество В. Иванова, в кн.: Александр Блок о литературе, М., 1931; Белый А., Начало века, Л., 1933; Асмус В. Ф., Философия и эстетика рус. символизма, в кн.: Лит. наследство, т. 28—29, М., 1937; Михайловский Б. В., Рус. лит-ра XX в., М., 1939; Deschartes O., Être et mémoire selon Vyatchceslav Ivanov, «Oxford Slavonic Papers», 1957, v. 7; История рус. лит-ры конца XIX — нач. XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1963.

Л. П. Печко.