1028

ВО́ЛЬНЫЙ СТИХ — разновидность силлабо-тонического стиха, отличающаяся непостоянным числом стоп в стихе, причем стихи неравной длины сочетаются в свободной последовательности. Хотя в рус. поэзии неоднократно делались попытки применять в В. с. различные стихотворные размеры, все же В. с. обычно пишутся ямбом с колебаниями числа стоп в стихе (от одной до шести), напр.:

По улицам Слона водили (4 стопы),
Как видно, напоказ (3 стопы)

Известно, что Слоны в диковинку у нас (6 стоп)
Так за Слоном толпы зевак ходили (5 стоп)

(И. А. Крылов, «Слон и Моська»)

Обязат. элемент В. с. — рифма, отд. опыты В. с. без рифм (у А. П. Сумарокова, В. А. Жуковского и др.) не получили развития. Синтаксич. переносы части предложения из одного стиха в следующий встречаются крайне редко. Интонация В. с. близка к обычной разговорной речи. В. с. прочно закрепился за басенным жанром, но встречается он и в больших эпич. произв. и в драме. Впервые примененный в «притчах» А. П. Сумарокова, В. с. получил дальнейшее развитие у др. баснописцев 18 и нач. 19 вв. (М. М. Херасков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, А. Е. Измайлов, И. И. Дмитриев) и в «Душеньке» И. Ф. Богдановича. В 19 в. В. с. достиг наивысшего расцвета в баснях И. А. Крылова, в лирич. размышлениях А. С. Пушкина («Воспоминания в Царском селе»), в «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Маскараде» М. Ю. Лермонтова. В сов. поэзии В. с. применен в баснях Демьяна Бедного, С. Михалкова и др.

Лит.: Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, М., 1933.