- 94 -
АЗЕРБАЙДЖА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра азерб. народа, одна из древнейших лит-р Советского Союза.
Народно-поэтическое творчество. Как и у всех народов, у азербайджанцев вначале развивалась устная лит-ра, образцы к-рой, переходя из уст в уста, из поколения в поколение, дошли до нас в сильно измененном виде. Тем не менее в этих памятниках устного нар. творчества сохранились черты глубокой древности. Древнейшими памятниками нар.-поэтич. творчества (7—6 вв. до н. э.) являются т. н. мидийские
- 95 -
легенды, нар. сказания, записанные Геродотом; эти героико-патриотич. легенды в основном повествуют о перс. набегах. Некоторые религиозно-философские социальные воззрения древних азербайджанцев нашли отражение также в «Авесте». Нар. поэзия отличается многообразием жанров: трудовые, обрядовые и бытовые песни, легендарные, любовные и историко-героич. эпич. произв., сказки, сказания и др. Один из популярных жанров — сказка, осн. мотив к-рой — борьба против зла и несправедливости, воплощенных в образах дивов, злых духов, коварных везирей и жестоких шахов. Положит. герои сказок — бесстрашные юноши, которые, преодолевая неимоверные трудности, добиваются благородной цели (образ Мелик-Мамеда), плутоватые, но прозорливые и правдолюбивые слуги (образ плешивого Ахмеда). Не менее интересны пословицы и поговорки, в которых нашли отражение житейская мудрость, трудовой опыт, юмор народа. Классовая сущность их выражена в резкой направленности против тунеядства, жадности, ханжества, лихоимства, свойственных шахам, духовенству, помещикам. К поговоркам близко стоят короткие рассказы, отличающиеся социальной остротой и юмором (сатирико-юмористич. анекдоты, приписываемые Молла Насреддину и др.). Популярностью пользуются в народе песни-баяти (четверостишия), имевшие большое влияние на дальнейшее развитие азерб. поэзии и послужившие исходным пунктом для поэтич. форм рубаи и гошма.
Древняя литература. Памятники письменной азербайджанской литературы наиболее раннего периода не сохранились, но известно, что еще в 5 в. в Древней Албании (северо-вост. часть Азербайджана) существовал алфавит, на к-ром писались оригинальные и переводные религ. книги и художеств. произв. Культурные ценности этого периода создавались азерб. народом в тесной связи с армянами, грузинами, иранцами, к-рые в условиях совместной жизни сильно влияли друг на друга. Арабское нашествие (7 в.) на нек-рое время замедлило развитие культуры в Азербайджане. Захватив Азербайджан, арабы насильственно насаждали ислам и араб. яз. В 7—11 вв. крупные азербайджанские ученые и поэты — поэт Хатиб Тебризи (1030—1108), философ Бахманяр (ум. в 1066), поэты Катран Тебризи (1010—80), Пир Гусейн Ширвани и др., создали ряд выдающихся произв. на араб. и перс. языках. Наряду с господствовавшим искусственно насажденным араб. яз. развивался и нар. азерб. язык, на к-ром был создан выдающийся памятник лит-ры и культуры того времени — эпос «Китаби Деде-Коркуд», события к-рого в основном приурочиваются к 10—11 вв. — периоду проникновения огузских племен на Кавказ. В 12 героич. сказаниях эпоса отражена борьба огузов, влившихся в азербайджанскую, туркменскую и турецкую народности, с соседями за упрочение своего положения на Кавказе; в эпосе отражена также богатая фантазия древних сказителей (озанов), владевших исключит. мастерством эпич. повествования. Записанный в 15 в. эпос «Китаби Деде-Коркуд» — один из значит. памятников письм. лит-ры не только азербайджанцев, но и туркмен и турок.
С 11 в. во дворцах азерб. феодалов, к-рые к тому времени лишь номинально зависели от араб. халифата, создавалась своеобразная дворцовая лит-ра. Придворные поэты писали касыды и газели на перс. яз., к-рый был принят во дворцах азерб. правителей и оставался придворным языком в течение неск. веков. Это было обусловлено тем, что Азербайджан длительное время находился под господством иранских шахов. Поэтому азерб. поэты, писавшие на перс. яз., являются также представителями перс. лит-ры. Появление же литературы на азербайджанском яз. зафиксировано
- 96 -
пока в 13 в. (поэт Иззаддин Гасан оглы). В касыдах придворных поэтов воспевались правители, их дети и жены, видные вельможи. Авторы касыд идеализировали феодалов, наделяли их лучшими человеческими качествами, рисовали их справедливыми, щедрыми, даровитыми, смелыми. Вместе с тем были и произв., в к-рых описывались подлинная жизнь и даже беды народа. В городах Ганджа, Ширван, Тебриз и Нахичеван при дворах правителей группировались крупнейшие поэты-панегиристы: Абу-ль-Ула Ганджеви, носивший титул «мелик аш-шуара» («царь поэтов»), поэт-лирик и ученый-астроном Фелеки Ширвани (1118—81). Обострившиеся классовые противоречия нашли яркое выражение в творчестве многих поэтов того времени, различных по мировоззрению и стилю. Сын ширванского ремесленника Эфзеледдин Хагани (1120—99) начал с воспевания ширванского правителя, но впоследствии выступал против феод. гнета, религ. фанатизма, за что подвергся гонениям, был вынужден странствовать по городам арабского Востока и Ирана. Его лучшее произв. «Подарок двух Ираков» («Тохфатуль-Иракейн») создано в результате одного из таких странствований. Осн. мотив его стихов и выдающегося философского произв. «Развалины города Медаин» — протест против произвола шахов и их окружения, размышления о судьбе народа и государства. В 11—12 вв. творили поэты-лирики Иззеддин Ширвани, Мюджиреддин Бейлакани, поэтесса Мехсети Ганджеви, лирика к-рой, отмеченная анакреонтич. вольнодумством, была широко известна на всем Ближнем Востоке. В дошедших до нас рубаи Мехсети выражены горести и печали азерб. женщины. Нередко поэтесса говорит о социальных противоречиях своей эпохи. Вершиной азерб. поэзии 12 в. является творчество Низами Ганджеви (1141—1209), одного из корифеев мировой поэзии. Гениальный поэт и мыслитель, он был одним из образованнейших людей своего времени. Перу Низами, кроме множества лирич. стихотворений, принадлежит «Хамсе» («Пятерица»), содержащая пять поэм: «Сокровищница тайн», дидактич. поэма, где органично переплетаются поучения и притчи; «Хосров и Ширин» — история любви сасанидского шаха Хосрова Первиза и кавк. красавицы Ширин; «Лейли и Меджнун» — на тему бытовавшей у народов Ближнего и Среднего Востока легенды о романтич. любви Меджнуна и Лейли; «Семь красавиц» и «Искандер-наме» («Книга об Александре Македонском»). В этих поэмах, отмеченных высоким поэтич. мастерством, нашли выражение философские, эстетич. и этич. взгляды Низами. Поэт-гуманист был носителем самых прогрессивных идей своей эпохи, выступал в защиту прав угнетенного человека, против насилия и несправедливости. Низами не связывал себя с дворцом, постоянное общение с нар. массами явилось главным источником его поэтич. творений. Низами, очевидно, был близок к представителям секты «Ахи», члены к-рой стремились ограничить произвол феод. правителей, облегчить тяжелое положение трудящихся. Созданные им образы (Ширин, Фархад, Лейли, Меджнун и др.) вошли в мировую литературу и были использованы многими поэтами Передней Азии. Мировоззрение Низами обусловлено историч. особенностями его времени. Он верил в справедливых государей, видел путь для облегчения участи угнетенного человека в религ.-нравственном совершенствовании правителей. Низами — родоначальник жанра романтич. поэмы в А. л.
Нашествие монголов (13 в.) тяжело отразилось на культуре Азербайджана, на время задержав развитие лит-ры, иск-ва и науки. Завоеватели уничтожили культурные ценности, созданные на протяжении веков. Тяжелое положение угнетенных масс, еще более ухудшенное беспрерывными феод. войнами, вызвало в азерб.
- 97 -
поэзии 13 в. мотивы пессимизма и привело к широкому распространению суфийской поэзии (см. Суфизм), особенно ее пантеистич. направления, выражающего в мистич. оболочке недовольство существующей действительностью. Представителями этой поэзии были Зульфигар Ширвани (1190—1245), Шамс Тебризи, Авхеди Марагаи (1275—1338) и др. Выдающимся поэтом и философом-пантеистом был Махмуд Шабустари (1252—1320), автор кн. «Цветник тайн». К концу 13 в. выдвинулся поэт Ариф Ардебили — автор поэмы «Фархад-наме». Характерным явлением лит. жизни 13 в. был упадок придворной поэзии. Одним из крупных поэтов 14 в. был Эссар Тебризи, автор поэмы «Мехр и Муштари», написанной под непосредственным влиянием поэм Низами. В 14 в. в Азербайджане получает распространение религ.-политич. движение — хуруфизм, направленное в основном против догм ислама; в нем выразился протест против кровавого нашествия Тимура. Выступления хуруфитов по существу носили характер антифеод. оппозиции. Хуруфиты считали, что буквы араб. алфавита имеют священный характер и заключают в себе разгадку тайн мира. Видный хуруфит — известный поэт и мыслитель Имадэддин Насими, погиб (1417) от руки преследователей хуруфитского учения. Насими был первым из крупных азерб. лириков, создавших большой диван на азерб. языке. Он писал прекрасные лирич. стихи и философские газели, в к-рых отрицал потусторонний мир, воспевал мир земной, возвеличивал человека, его разум. Стихи Насими оказали влияние на развитие А. л.
Если в 13—14 вв. осн. место в азерб. поэзии занимают выразители сектантских религ. взглядов, то начиная с 15 в. гл. роль играет любовная лирика. Поэты, выражавшие взгляды гор. ремесленников, крест. масс, подвергают критике господствующие сословия, лицемерие аскетов, отшельников, вообще духовенства. Но эти поэты вынуждены высказывать свои идеи между строк в произв. на любовные темы. Они воспевают семью, построенную на взаимной любви, пишут о любви к человеку, о дружбе и верности, придают этим понятиям совершенно новый, философский смысл. Все тайны Вселенной, жизни, природы они объясняют любовью, утверждая, что в сфере любви все люди имеют равные права. К любви призывали и поэты — сторонники феодально-религ. идей. Но они проповедовали любовь к богу, выступали в защиту шариата, религ. права, воспевали в своих касыдах святых.
Литература 16—18 вв. В 16 в. начался подъем в политич., экономич и культурной жизни азерб. народа. В период правления династии Сефевидов [1502—1736] значит. развивается азерб. феод. культура, в частности худож. лит-ра. Один из царей Сефевидской династии шах Исмаил под псевд. Хатаи создал выдающиеся произв. на азерб. яз. («Диван», «Дех-наме», «Насихат-наме» и др.). Он использовал мотивы нар. поэзии, что придало его лирике простоту и задушевность. Современником Хатаи был одаренный поэт Хабиби. Среди поэтов, писавших на азерб. яз., в 16 в. известны также Хамиди, Кишвери, Гасим аль-Анвар и др. В этот же период выступил корифей А. л. Мухаммед Физули (1494—1556). Его полные глубоких философских раздумий лирич. стихи, газели на азерб., араб. и перс. языках долгое время служили образцами лирич. поэзии и получили широкое распространение на всем Ближнем Востоке. Он разоблачал лицемерие, лихоимство и продажность. В романтич. поэме «Лейли и Меджнун» воспел чистую, возвышенную любовь. С именем Физули связано окончательное формирование лит. азерб. языка.
Начиная с 16 в. усиливается внимание к изучению истории лит-ры, появляются собиратели и комментаторы поэтич. творчества, составители биографич. сб-ков,
- 98 -
антологий (тезкире). Наиболее значит. тезкиристами были Сам Мирза («Тохфеи-Сам»), Ибрагим Мирза («Фарханги-Ибрагим»), Ахди Багдади («Гюльшан-уш-Шуара»), Садых-бек Афшар («Маджма-уль-хавас») и др. Их труды важны для изучения ср.-век. А. л.
В результате тур. нашествия на Азербайджан (1588—1604) лит. жизнь страны на время замирает. Эти годы отмечены расцветом устного нар. творчества. Народ создает печальные песни о насилиях и глумлении захватчиков, воспевает героев, боровшихся против иноземного нашествия. Появляются выдающиеся нар. поэты, отражавшие думы и чаяния бедноты, призывавшие народ к борьбе против гнета чужеземцев. Ненависть народа к завоевателям, его стремление к свободе и независимости способствовали усилению патриотич. идей в лит-ре, созданию героич. дастанов. Общность интересов азербайджанцев, армян и грузин в борьбе против иноземных поработителей благоприятствовала распространению в А. л. мотивов дружбы народов.
К этому времени относится окончат. обработка и запись героико-романтич. дастанов «Ашуг-Гариб», «Шах Исмаил», «Асли и Керем», «Аббас и Гюльгаз» и эпоса «Кёр-оглы», воплотившего в себе ненависть народа к правящим кругам. Содержание эпоса во многом перекликается с историч. событиями 17 в. Кёр-оглы — певец-витязь, защитник угнетенных и беспощадный враг деспотизма. Сюжет и образы эпоса «Кёр-оглы» очень популярны также в туркм., узб., тадж., арм., груз. и тур. поэзии. Из нар. певцов (ашугов), искусных творцов баяти и гошма, известны ашуги 16—17 вв.: Гурбани, Сары ашуг, ашуг Аббас Туфарганлы, ашуг Валех и др. Они же, видимо, принимали участие в создании многих героико-романтич. дастанов. Они разрабатывали героические, любовные, свадебные и др. мотивы. Широкой известностью пользовались баяти Сары ашуга. В его творчестве нар. тематика преобладала над мотивами классич. поэзии.
В 18 в. дальнейшее развитие получает устное нар. творчество и ашугская поэзия. В ряде азерб. ханств кочевой быт способствовал проникновению ашугской поэзии во дворцы ханов. Усиливается воздействие ашугской поэзии на классич. лит-ру. А. л. и лит. язык все более очищаются от чужих влияний. Поэзия обогащается мотивами и темами нар. творчества, усиливаются элементы реалистич. характера. Наряду с господствующей любовной тематикой в поэзии чаще затрагиваются злободневные общественно-политич. вопросы, перекликавшиеся с историч. событиями эпохи. Однако реализм в азерб. поэзии 18 в. носил еще ограниченный характер. В ней весьма слабо раскрывался внутр. мир человека. С большой силой в нар. творчестве 18 в. выражена тема добрососедских отношений между народами. Популярные певцы Шикесте Ширин и Саят-Нова воспевали дружбу народов, выражали чувство протеста против чужеземных завоевателей. Многие арм. ашуги складывали свои песни и на азерб. яз. Саят-Нова пел на азерб., груз. и арм. языках и пользовался широкой известностью среди закавк. народов. В конце 19 — нач. 20 вв. был известен ашуг Алескер, искусный певец-импровизатор. В нар. творчестве азербайджанцев отразились нек-рые важные события этой эпохи — сказания о предводителе крест. движения конца 19 в. Гачак Неби и его отважной соратнице Хаджар, боровшихся против помещиков и царских сатрапов, о Гатыр Мамеде, возглавлявшем крест. восстание в 1919 против буржуазно-помещичьего мусаватистского пр-ва, и др. Устное творчество продолжает развиваться и в Сов. время. Очень популярны песни ашугов Мирзы, Гусейна, Ислама, Джавана и др., воспевающих новую жизнь, успехи социалистич. строительства, победы сов. народа в Отечеств. войне.
- 99 -
Под влиянием нар.-поэтич. творчества в 17 в. происходит известная демократизация классич. поэзии: усиливаются нар. мотивы в письменной лит-ре, форма и язык стиха приобретают простоту и ясность. Поэты Саиб Тебризи, Месихи, Говси Тебризи и др., продолжая лучшие традиции Физули, испытывают влияние нар. поэзии. Оно еще более заметно в произв. ширванских поэтов нач. 18 в. (Шакир, Нишат, Махджур), живо откликавшихся на социально-политич. события своего времени. В поэме «Эхвали-Ширван» («Положение в Ширване») Шакир Ширвани описывает нашествие полчищ Надир-шаха на Ширван, а Махджур Ширвани в поэме «Гиссеи-Ширзад» («История Ширзада») рисует историч. события 18 в.; герой поэмы выступает борцом за правду и справедливость. Два крупнейших поэта воплотили лучшие черты лирики 18 в.: Видади (1709—1809) и Вагиф (1717—97). В лирике Видади социальные мотивы звучат сильнее, в ней преобладают скорбь и печаль поэта-гражданина, живущего в условиях жестокой феод. действительности. Поэзия Вагифа полна оптимизма. Он был одним из передовых людей своего времени и, будучи визирем Карабахского ханства, в своей дипломатич. деятельности отстаивал дружбу закавк. народов, выступал сторонником рус. ориентации. Творчество Вагифа — значит. этап в развитии азерб. поэзии на пути к реализму.
В 1-й пол. 19 в. поэты Абульгасем, Набати, Шюкухи, Ашиг Пери и др. продолжали традиции Вагифа, но 19 в. принес в А. л. новые реалистич. веяния.
Литература 19 — начала 20 вв. Присоединение Азербайджана к России (начало 19 в.) явилось новым этапом в политич. и культурной жизни азерб. народа. Оно избавило Азербайджан от феод. раздробленности, нескончаемых междоусобных войн, от опустошительных нашествий и варварских набегов иран. и тур. захватчиков, приобщило его к более высокой экономике России. Передовая культура и прогрессивная обществ. мысль России оказали благотворное влияние на дальнейшее развитие азерб. культуры. В борьбе против колонизаторской политики царизма, против помещиков азерб. народ идейно опирался на передовую часть рус. общества — революц. демократов. Русская классич. лит-ра с ее благородными демократич. идеалами сыграла положит. роль в культурном развитии народа. Через рус. лит-ру азерб. писатели приобщились к новейшим достижениям мировой цивилизации. Под влиянием передовой рус. лит-ры еще в 1-й пол. 19 в. усиливается азерб. просветит. лит-ра, направленная против деспотизма, отсталости, фанатизма. Первыми представителями раннего просветительства были крупный ученый и поэт Аббас-Кули Бакиханов (1794—1847), поэт Мирза Шафи Вазех (1794—1852), писатель Исмаил-бек Куткашенский (1801—61) и др. В их творчестве ощутимы широта мысли, вольнолюбивые мотивы, сочувственное отношение к простым людям. Они внесли в лит-ру элементы новых жанров (новелла, реалистич. бытовая поэма), образ «маленького человека». Песни Мирзы Шафи славились не только на родине поэта, но и за ее пределами (в России и Германии). Новелла И. Куткашенского «Рашид-бек и Саадат-ханум» была впервые издана в Варшаве на франц. яз. (1835). Среди просветителей 19 в. видное место занимает Мирза Фатали Ахундов (1812—78) — крупнейший писатель-реалист, философ-материалист, основоположник азерб. драматургии и выдающийся обществ. деятель. Еще в юные годы он первым из вост. писателей откликнулся на смерть Пушкина своей глубоко эмоциональной «Восточной поэмой». Ахундова называли «азербайджанским Мольером». В реалистич. комедиях «Молла Ибрагим Халил, алхимик...», «Мусье Жордан, ботаник...», «Приключение скряги, или Гаджи Кара» и др. Ахундов нашел действенную форму для
- 100 -
разоблачения предрассудков, отсталости; он выразил свои мысли о разумном развитии обществ. жизни, создал обаятельные образы честных, умных людей из народа, азерб. женщин, прогрессивных представителей своей эпохи. Воспитанный на произв. Радищева и Пушкина, последователь революционно-демократич. идей Белинского, Чернышевского и Добролюбова, М. Ф. Ахундов в своих философских письмах («Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к иранскому принцу Джалаль-уд-Довле и ответ сего последнего») выступал противником феод. отсталости, деспотизма и фанатизма, разоблачал реакц. сущность религии, выступал с позиции материалистич. философии. В своих лит.-критич. статьях и высказываниях он вел непримиримую борьбу с религиозно-схоластич. лит-рой. Его произв. сыграли большую роль в развитии обществ. мысли ряда вост. стран, особенно Ирана.
В 19 в. развивается сатирич. поэзия, видным представителем к-рой был Касум-бек Закир (1784—1857). В сатирич. стихах он клеймил продажность царских чиновников, жестокость помещиков, жадность купцов и духовенства. Сатира поэта Сеида Азима Ширвани (1835—88), направленная против фанатизма и косности, во многом подготовила сатирич. поэзию 20 в. Под влиянием просветит. деятельности Ширвани во 2-й пол. 19 в. в городах Баку, Шемаха, Шуша и др. появляются лит. кружки (меджлисы), выдвинувшие новых поэтов. Лит. кружок в г. Шуше («Меджлиси-Унс») связан с именем поэтессы Хуршидбану Натаван (1830—97). В 1873 по инициативе обществ. деятеля Г. Зардаби, основателя первой азерб. газ. «Экинчи» (1875), и драматурга Н. Везирова (1854—1926) в Баку были заложены основы азерб. драматич. театра, что дало толчок дальнейшему развитию реалистич. драматургии. Друг В. Г. Короленко, Везиров учился драматич. мастерству у А. Н. Островского. Его драмы и комедии («Горе Фахраддина», «Из огня да в полымя» и др.) носят просветит. характер, критикуют патриархальную отсталость. Дальнейшее развитие азерб. драматургия получает в произв. Наримана Нариманова (1871—1925), Сулеймана Сани Ахундова (1875—1939). Драмы Ахвердова (1870—1933) «Разоренное гнездо», «Несчастный юноша», Дж. Мамедкулизаде (1866—1932) «Мертвецы» показывают несостоятельность отживших порядков, появление новых людей. Реалистические рассказы этих писателей сыграли большую роль в развитии азерб. прозы.
Первая рус. революция 1905—07 оставила глубокий след в жизни азерб. народа и в развитии его лит-ры. Борьба нар. масс вдохновила передовых писателей Азербайджана на создание ярких произв., обличающих гнет и произвол помещиков, капиталистич. эксплуатацию. Органом, энергично боровшимся за победу революционно-демократич. идей в нач. 20 в., был популярный на Востоке сатирич. журн. «Молла Насреддин» (1906—30), изд. Дж. Мамедкулизаде. Находясь под идейным влиянием большевистской печати, журнал остро реагировал на политич. события, поддерживал революционно-освободит. движение народов Востока, боролся за права человека. На страницах журнала нашли отражение вопросы международной политики, к-рые он освещал с революц. позиций. «Молла Насреддин» объединял вокруг себя прогрессивных писателей, верных традициям реализма и народности, вел борьбу против реакц. журн. «Фиюзат», олицетворяющего антинар. позицию нац. буржуазии в период первой русской революции. Активное участие в журнале принимал выдающийся революц. поэт-сатирик Алекпер Сабир (1862—1911), в простых, доходчивых стихах отразивший острые политич. события нач. 20 в. Разговорно-колоритная речь, народно-песенный характер стиха, меткий юмор, едкий смех — осн. худож.
- 101 -
приемы Сабира. Он создал школу подлинно нар. сатиры, к-рая нашла своих последователей в Азербайджане (Али Назми, Гамгюсар, Ордубады) и в странах Ближнего Востока (Афраште, Деххода в Иране). Под влиянием сатиры Сабира писали поэты Иранского Азербайджана (Мовджиз и др.).
Романтич. линия в А. л. 20 в. отразилась в творчестве поэта-драматурга Гусейна Джавида (1884—1944), поэтов Аббаса Сиххата (1874—1918) и Мухаммеда Хади (1880—1920). Они поэтизировали мечту о лучшем общественном строе, основанном на законах разума и просвещения, культуры, прогресса и гуманности. Новым в творчестве А. Сиххата являются его небольшие стихотворения, ярко рисующие сельский пейзаж и труд простого человека. Его переводы соч. И. А. Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Горького и др. способствовали популяризации рус. классич. поэзии в Азербайджане. Одним из энергичных пропагандистов рус. лит-ры был литературовед Ф. Кочарли (1870—1920). В нач. 20 в. господствующим в А. л. являлось реалистич. направление. Возглавляли это направление писатели — революционные демократы.
Советская литература. Победа Сов. власти в Азербайджане открыла небывалые возможности для расцвета нац. социалистич. культуры. Сов. А. л. развивалась и крепла в борьбе с бурж. национализмом, пантюркизмом и теорией «чистого искусства». Писатели старшего поколения Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердов, С. С. Ахундов, М. С. Ордубады (1872—1950), Абдулла Шаик (1881—1959) и др. приняли деятельное участие в создании сов. лит-ры. Своими революц.-агитац. пьесами они обогащали репертуар первых сов. театров, особенно «Сатир-агиттеатра» (1921—25). С. С. Ахундов создал первую азерб. сов. драму «Соколиное гнездо» (1921), показывающую борьбу азерб. крестьян за Сов. власть. Пьесы А. Ахвердова («Старое поколение», «В тени дерева») также способствовали развитию сов. театра. В условиях новой жизни наметился перелом в творчестве поэта-драматурга Гусейна Джавида, к-рый обогатил сов. театр рядом интересных пьес («Князь», «Шейх Санан», «Сиявуш» и др.). В 20-е гг. со стихами и рассказами активно выступали поэт Али Назми, прозаики Т. Шахбази, Сеид Гусейн, Чеменземинли (Ю. Везиров), Б. Талыблы и др., реалистически изображавшие ростки нового в быту и сознании людей, осмеивавшие консерватизм и косность. В лит-ру вступили также молодые поэты и прозаики С. Рустам, А. Фовзи, Г. Назарлы и др., объединившиеся в 1926 в организацию азерб. пролетарских писателей «Гызыл Галемлер» («Красные перья»); они выступали с худож. произведениями, изображавшими борьбу сов. людей за новый мир. В это время начали появляться первые произв. С. Вургуна, А. Абульгасана, М. Гусейна, М. Мушфика, М. Рагима, А. Велиева и др. Лит. критику представляли М. Кулиев, А. Назим и др. Азерб. сов. поэзия в первый период своего развития выступала преим. в малых поэтич. формах. Это была политич. лирика, в к-рой голос поэта сливался с голосом трудящихся. В поэзию пришли публицистика, ритмы марша, лаконизм и «вольный стих» («Сербест шеир»). В 1932 писатели, поддерживающие Сов. власть и стремящиеся активно участвовать в социалистич. строительстве, были объединены в Союз сов. писателей Азерб. ССР. С 1923 начали издаваться лит. журналы и газеты на азерб. яз.: журн. «Маариф ве медениет», переименованный позже в «Азербайджан» (с 1953), — орган Союза писателей, и газ. «Адабият ва инджасенет» («Литература и искусство»). В стихах Самеда Вургуна (1906—56), сочетавшего поэтич. мастерство с высокой идейностью, отразились характерные черты азерб. сов. поэзии, ее народность, гуманизм и интернационализм. Задушевная лирика, эпич. поэмы («Комсомольская
- 102 -
поэма», «Айгюн», «Негр говорит» и др.) художника-новатора пронизаны духом социалистич. идейности и сов. патриотизма. Вургун раздвинул рамки азерб. поэзии, развивающейся по пути социалистич реализма. Социалистический реализм, отражающий достижения социалистич. строительства, зародился в предреволюционные годы и питался традициями революц.-демократич. реалистич. азерб. лит-ры. Стихи Сулеймана Рустама (р. 1906), пионера азерб. сов. поэзии, отличаются активным отношением к повседневным событиям нашей жизни (цикл стихов «Два берега» и др.). Пламенным певцом новой жизни был поэт Микаил Мушфик (1908—38), жизнь к-рого оборвалась в расцвете творческих сил. Тематика азерб. поэзии широка и разнообразна. Поэта Расула Рза (р. 1910) интересовали междунар. проблемы, борьба народов за свободу («Чапей», «Германия», «Ингалесио»); лучшее его произв. — поэма «Ленин». Многообразием отличается и творчество Мамеда Рагима (р. 1907); его поэмы «Над Ленинградом» и «Саят-Нова» воспевают высокие моральные качества сов. людей, дружбу народов. Чувством патриотизма проникнута лирика О. Сарывелли (р. 1905), А. Джамиля (р. 1913), З. Халила (р. 1914), М. Дильбази (р. 1912), Н. Рафибейли (р. 1913), М. Сеидзаде (р. 1907) и др. Мысли и чувства свободных людей Советской страны, пафос их созидат. труда, дружба народов, борьба народов за мир и демократию — осн. мотивы азерб. сов. поэзии. В годы Отечеств. войны и после нее выросли талантливые поэты: Н. Бабаев (Хазри), Б. Вагабзаде, Г. Гусейнзаде, К. Касумзаде, А. Кюрчайлы, А. Бабаев, И. Сафарли, Г. Имамвердиев, З. Джабарзаде, А. Керимов и др.
Значит. успехов добилась азерб. проза: романы М. С. Ордубады (1872—1950) «Тавриз туманный» и «Подпольный Баку»; повесть М. Гусейна (р. 1909) «Половодье»; романы А. Абульгасана (р. 1906) «Подъемы», «Мир рушится» и др. Эти первые крупные произв. азерб. прозы отражали переломные моменты в истории народа, вступившего в революц. борьбу за новую жизнь. За ними последовали романы, рисующие широкие картины нар. жизни. Значит. вкладом в А. л. явились романы С. Рагимова (р. 1900) «Шамо», «Сачлы», «Мехман», Мир Джалала (р. 1908) «Манифест молодого человека», тема к-рых — приобщение азерб. крестьянства к революц. деятельности рабочего класса, борьба за Сов. власть, рост и воспитание людей в процессе социалистич. строительства. Роман М. Гусейна «Утро» посвящен революц. деятельности большевика А. Азизбекова; его же романы «Апшерон» и «Черные скалы» рассказывают о самоотверженном труде бакинских нефтяников. Один из зачинателей азерб. сов. романа А. Абульгасан выступил с многотомным произв. «Бастионы дружбы», в к-ром правдиво показал события Отечеств. войны. Автор интересных рассказов и повестей М. Ибрагимов (р. 1911) свой роман «Наступит день» посвятил революционно-освободит. борьбе трудящихся Ирана. В романе «Великая опора» (в рус. пер. «Слияние вод») он показал жизнь азерб. деревни. Сов. деревне посвящены повести и романы Али Велиева («Гюльшен», «В нашем Чичекли»), И. Эфендиева («Ивы над водой»), Иса Гусейнова («Утренняя звезда», «Самед Амирли»), Б. Байрамова («Дали лазурные», «Листья»), С. Рахмана («Великие дни»), Ю. Ширвана и др. Гл. герои этих книг — рабочие-нефтяники, колхозники, агрономы, педагоги, врачи, борющиеся за построение лучшей жизни. Повесть «На дальних берегах» Г. Сейдбейли (совместно с И. Касумовым) рассказывает об азерб. патриоте М. Гусейн-заде, руководителе югославских и итал. партизан. О недавнем прошлом азерб. народа написаны романы Мир Джалала «Куда ведут дороги», Э. Абасова «Зангезур», Г. Мусаева «Восстание в крепости» и др. Послевоенная азерб. проза, в т. ч. роман, определяется
- 103 -
темой современности. В ряде книг ставятся важные экономические социально-бытовые проблемы, выдвинутые жизнью, вопросы воспитания, коммунистич. морали, культуры.
Азерб. сов. драматургия развивает богатые традиции нац. и рус. драматургии. Выдающийся драматург Джафар Джабарлы (1899—1934) высмеивал бурж. националистов, интеллигентов-обывателей, бакинских капиталистов, сочувственно отразил трагедию простых, честных людей в условиях капиталистич. общества («Айдын» и «Октай Эль-оглы»). Джабарлы показал роль нар. масс в истории общества, раскрыл реакц. сущность религии («Невеста огня»). Его драма «В 1905 году», прозвучавшая как гимн интернац. дружбы русского, азербайджанского и армянского народов, в ярких худож. образах отображает жестокую, антинац. политику царизма и нац. буржуазии, силу солидарности трудящихся. В пьесе «Севиль» автор выступил за раскрепощение азерб. женщины. Достижения социалистич. деревни, рост нового человека нашли отражение в его пьесах «Алмас» и «Яшар». Джабарлы, показавший рождение и развитие положит. героя, был одним из первых представителей социалистич. реализма в А. л. М. Ибрагимов, продолжая реалистич. традиции Дж. Джабарлы, в своих пьесах «Хаят» и «Махаббат» отразил жизненные конфликты нашего времени, борьбу с пережитками старого, ростки коммунизма в сознании людей; пьесу «Мадрид» он посвятил героич. борьбе исп. патриотов против фашизма. Немало сделал для азерб. сов. театра Сабит Рахман, автор талантливых комедий («Свадьба», «Счастливцы» и др.). Комедии С. Рахмана обладают сатирич. остротой, направлены против рецидивов мещанства, бюрократизма и тунеядства. Героико-романтич. пьеса С. Вургуна «Вагиф» рисует борьбу азербайджанского народа против иранского нашествия, воссоздает образ великого поэта 18 в. Революционному рабочему движению посвящена его драма «Восходит солнце» («Ханлар»). Для драматургии С. Вургуна характерна поэтичность, острое столкновение характеров. Нек-рые черты драматургии С. Вургуна можно проследить в историч. драмах М. Гусейна («Джаваншир») и С. Рустама («Гачак Неби»). Пьесы И. Эфендиева (р. 1914) («Светлые пути», «Вешние воды» и др.), посвященные жизни сов. людей, отличаются злободневностью тематики. Автор историко-революц. пьесы «Утро Востока» Э. Мамедханлы (р. 1913) выступил с комедией «Ширванская красавица», высмеивающей обывательщину. Борьбе за новые источники нефти в первые годы революции в Баку посвятил свою пьесу «Бухта Ильича» Дж. Меджнунбеков. Для театра пишут писатели и поэты И. Сафарлы, Г. Сеидбейли, Ю. Азимзаде и др. Драматурги М. Гусейн, И. Касумов, С. Рахман и др. работают и над созданием киносценариев.
Один из зачинателей дет. лит-ры в Азербайджане, старейший писатель Абдулла Шаик создал интересные пьесы на сов. темы. Для детей пишут стихи и поэмы М. Сеид-заде (р. 1907), М. Дильбази (р. 1912), повести и рассказы — М. Рза-Кули-заде, Г. Мусаева и др.
Сов. А. л. оказывает плодотворное влияние на писателей Иранского Азербайджана. Под влиянием азерб. сов. поэзии выросла плеяда поэтов (Б. Азероглу, О. Биллури, М. Гюльгюн, А. Туде и др.), к-рые стремятся выразить мысли и чувства нар. масс, мечты о свободе и независимости. Прозаики создают романы о подвигах нар. героев, о тяжелом положении трудящихся Ирана (Л. Макулу «Саттархан», Ф. Хошкинаба «Отец» и др.).
Вместе с азерб. писателями в республике работает значит. группа рус. и арм. писателей: И. Оратовский, А. Плавник, М. Давтян, С. Григорьян и др., к-рые много делают для ознакомления рус. и арм. читателей с лучшими образцами А. л.
- 104 -
Развиваются азерб. лит. критика и литературоведение. Созданы монографии о крупнейших представителях А. л. (Низами, Физули, Бакиханове, Ахундове. Закире, Н. Везирове, Сабире, Дж. Джабарлы и др.), Впервые осуществлена капитальная «История азербайджанской литературы» в 3 тт. Публикуются научно-критич. тексты соч. азерб. классиков и произв. нар. творчества. В области литературоведения известны работы М. Ибрагимова, М. Рафили, Г. Араслы, Дж. Гаджиева, Ф. Касум-заде, М. Дж. Джафарова, Дж. Джафарова, М. Арифа и др.
Лит.: Кочарлинский Ф., Литература азерб. татар, Тифлис, 1903; Рафили М., Древняя азерб. лит-ра, Б., 1941; Гусейнов Г., Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века, Б., 1958; Бертельс Е. Э., Низами, М., 1956; Ариф М., Литература азерб. народа, В., 1958; Араслы Г., Великий азерб. поэт Физули, Б., 1958; Рафили М., М. Ф. Ахундов, Б., 1957; Джафаров Дж., Драматургия Ахундова, Б., 1958; Касум-заде Ф., Наджаф бек Везиров, Б., 1958; Алиева А., Русская драматургия на азерб. сцене, В., 1959; Алиева Д., Из истории азербайджанско-грузинских лит. связей, Б., 1958; Гулизаде М. Ю., Низами Ганджеви, Б., 1953; Рафили М., Мирза Шафи в мировой лит-ре, Б., 1958; Курбанов Ш., Пушкин и Азербайджан, В., 1959; Ениколопов И., Поэт Мирза Шафи, Б., 1938; Саид-Заде А. А., Мирза Шафи или Боденштедт?, Б., 1940; Залеман К. Г., Четверостишия Хакани, СПБ, 1875; Крымский А., История Турции и ее лит-ры, т. 2, М., 1910; Бартольд В. В., Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира, Б., 1924; Радлов В., Образцы литературы тюркских племен, СПБ, 1866; Низами, Сб. 1—4, Б., 1940—47; 400-летие Физули, «Изв. АН Азерб. ССР», 1959; Народный поэт С. Вургун. Статьи, изд. АН Азерб. ССР, 1956; Антология азерб. поэзии, т. 1—3, М., 1960; Азәрбајҹан әдәбијјаты тарихи, т. 1—3, В., 1943—57; Араслы Һ., XVII—XVIII әср Азәрбајҹан әдәбијаты тарихи, Б., 1956; Гасымзадә Ф., XIX әср азәрбајҹан әдәбијаты тарихи, Б., 1956; Һаҹыјев Ҹ., XX әср азербајҹан әдәбијаты тарихи, Б., 1955; Ибраһимов М., Бөјүк демократ Молла Нәсрәддин, Б., 1957; Ҹәфәров М., М. Ф. Ахундов әдәби-тәнгиди ҝөрүшләри, Б., 1950; Мирәһмәдов Ә., Сабир, Б., 1958; Маммәдов В., Нәриман Нәриманов, Б., 1957; Мәммәдов К., Әбдүррәһимбәј Һагвердијев, Б., 1955; Вәлијев М., Сүлејман Сани Ахундов, В., 1956; Талыбзадә К., Аббас Сәһһәт, В., 1955; Ариф М., Ҹәфәр Ҹаббарлынын јарадыҹылыг јолу, В., 1956; Султанов М. С., Хагани Ширвани, Б., 1954; Гасымзадә Г., Азәрбајҹан әдәбијјатында халглар достлуғу (Совет дөврү), Б., 1956; Антонян Г., Ермәни вә Азәрбајҹан халгларынын әдәби әлагәси, Б., 1958; Јереванлы Ә., Ермәни Азәрбајҹан шифаһи халг әдәбијаты әлагәләри, Ер., 1958; Мәммәдов К., Гасымбәј Закир, Б., 1957; Hammer-Purgstall I., Geschichte der Osmanischen Dichtkunst, Bd 1—2, Pesth, 1836—37; Gibb E., A history of Ottoman poetry, v. 1, L., 1900; Arberry A. I., Classical Persian literature, N. Y., 1958.
М. Ариф.