524

ЧИЛИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра чил. народа на исп. яз. Арауканы, коренное население страны, обитавшие здесь до прихода испанцев в 16 в., собств. памятников письменности не имели. Формирование Ч. л. началось в период колониального господства Испании (16—18 вв.), первые произв. — историч. и худож. описания исп. завоевания, сделанные самими его участниками. Самое выдающееся — поэма «Араукана» (ч. 1—3, 1569—89), автор к-рой исп. поэт А. де Эрсилья-и-Суньига (1533—94). Первонач. замысел поэмы — воспеть доблесть исп. оружия — был в значит. степени дополнен патетич. изображением героич. сопротивления арауканов. Типичный образец европ. эпич. поэзии Возрождения, «Араукана» вместе с тем первое произв. нац. Ч. л. и самое значит. худож. произв. Лат. Америки 16 в. Ученик и соперник Эрсильи-и-Суньиги — П. де Онья (1570—1643) в поэме «Укрощенный Арауко» представил завоевание в односторонне-апологетич. тонах. В 17 в. появилась историч. проза: «Историческая хроника королевства Чили» Алонсо де Овалье (1601—51), «Всеобщая история королевства Чили» Диего де Росалеса (1603—77), «Счастливый плен» Ф. Нуньеса де Пинеда-и-Баскуньяна (1607—82). Одновременно с письм. поэзией и историч. лит-рой развивался фольклор креолов, представлявший собой трансформированную исп. нар. поэзию. Со 2-й пол. 18 в. широко распространился сатирический фольклор — поэзия, выражавшая протест против колониального господства Испании.

Гл. формой лит-ры периода войны за независимость исп. колоний в Америке 1810—25 была политич. публицистика. Выдающийся ее представитель — К. Энрикес (1769—1825), основатель первой чил. газ. «Aurora de Chile» («Утренняя заря Чили», 1812—13), находился под влиянием франц. просветит. философии. Автор публицистически-просветит. произв., в т. ч. «Катехизиса патриота» (1813) и драмы «Камила, или Патриотка Америки». После завоевания независимости (1818), благодаря относит. устойчивости политич. жизни, Чили превратилось в убежище для писателей др. стран Лат. Америки, укрывавшихся от тиранич. режимов. Значит. вклад в чил. культуру внесли венесуэлец А. Бельо (1781—1865) — поэт, ученый и автор первых лат.-амер. стихов, воспевших амер. природу, а также аргент. писатель, обществ. деятель и просветитель Д. Ф. Сармьенто (1811—88).

В 1842 был основан ун-т в Сантьяго, организатором и первым ректором его был Бельо. С призывом освободиться от наследия «испанизма», создавать независимую лит-ру, обращенную к народу и опирающуюся на творч. опыт передовых писателей Европы, выступил при открытии Лит. общества Чили (1842) его основатель Х. В. Ластаррия (1817—88). Один из теоретиков лат.-амер. романтизма, пропагандист идеи культурной независимости молодых наций, Ластаррия был также ученым и политическим деятелем; в его «Литературных воспоминаниях» (1878) отразилась борьба идей времени.

В Чили в русле романтизма развивалось гл. обр. творчество поэтов т. н. Поколения 1842, к к-рому принадлежали С. Санфуэнтес (1817—60), автор поэмы «Колокольня» (1842) — историч. легенды из колониальных времен; Г. Матта (1829—99), Э. Лильо (1826—1910), автор нац. гимна, Г. Блест Гана (1829—1905), Х. А. Соффия (1843—86).

Первой ясно выраженной тенденцией в развитии нац. прозы был т. н. костумбризм (бытописательство). Сопутствуя романтизму в лит-рах большинства стран Лат. Америки, в Ч. л. костумбризм зародился в полемике с ним. Его наиболее видный представитель и

525

основоположник — Х. Вальехо (1811—58, псевд. — Хотабече). Его рассказы, изобиловавшие описаниями подробностей быта, сатирически рисовали жизнь разл. слоев чил. общества. В русле костумбризма развивалась и обильная автобиографич. и мемуарная лит-ра, представленная «Тридцатилетними воспоминаниями» (1872—74) Х. Сапиолы (1802—85), «Воспоминаниями о прошлом» (1864) В. Переса Росалеса (1807—86), сб. «Чилийские нравы» (1889—92) Р. Виаля (1833—96), кн. «Чилийские страницы» (1908) Х. Д. Гарсеса (1877—1921), «Воспоминаниями о кампании Часкарильяс» (1885) Д. Рикельме (1857—1912), посвященными событиям Тихоокеанской войны 1879—83.

По времени своего развития и осн. эстетич. принципам костумбризм смыкался с критич. реализмом, зародившимся в Ч. л. раньше, чем в лит-рах др. стран Лат. Америки. Первым и самым крупным его представителем был А. Блест Гана (1830—1920). В цикле романов 60-х гг., получившем назв. «Человеческой комедии Чили», он реалистически изобразил чил. об-во сер. 19 в. Центр. тема его романов, в т. ч. «Мартин Ривас» (1862), — моральные конфликты, порожденные властью денег. Критически изображали социальную жизнь Чили также Д. Баррос Грес (1834—1904, роман «Пипиолы и пелуконы», 1876) и Л. Оррего Луко (1886—1948), в романе к-рого «Большой дом» (1908) нарисована картина деградации помещичьей аристократии.

На рубеже 19 и 20 вв. поэзия развивалась в основном в русле модернизма — течения, характерного для испано-язычной поэзии Лат. Америки. Под влиянием его вождя никарагуанского поэта Р. Дарио, опубл. в Чили программный сб. стихов «Лазурь» (1888), поэты П. А. Гонсалес Бастиас (1863—1905), М. Хара (р. 1886), К. Мондака (1881—1928) устремились к поискам новых форм стиха, ломке устаревшей риторич. метрики, к естественной образности. Тенденция их поэзии — субъективизм, противостояние косным нормам об-ва. В поэзии этого времени значит. место заняли произв., изображавшие природу Чили, воплощавшие «дух земли»: сб. «От моря к горам» (1903) Д. Дубле Уррутиа (р. 1878), сб. «Чилийская душа» (опубл. 1912) К. Песоа Велиса (1879—1908). Восприняв от модернизма обновленный стихотв. язык, но отказавшись от его рафинированности, Песоа Велис ввел в поэзию фольклорные мотивы, разговорную речь, повествовательность. Его стихи отмечены народностью и социальным протестом. Эту традицию продолжил В. Д. Сильва (1882—1960).

Проза нач. 20 в. более непосредственно отразила перемены, происшедшие в стране в конце 19 в., обусловившие глубокий кризис общества («селитренный бум», упрочивший позиции империализма, способствовавший распространению социалистич. идей). Выдающимся произв. этих лет, имевшим огромный резонанс в стране, была книга рассказов Б. Лильо (1867—1923) «Под землей» (1904, в рус. пер. — «Пост № 12», 1962), беспощадно изобразившего драму шахтеров — жертв нечеловеческой эксплуатации иностр. компаниями. Его кн. рассказов «Под солнцем» (1907), рисующая жизнь деревни, была одним из характерных образцов прозы писателей т. н. поколения 1900 года. Ее осн. тенденция (как и поэзии) — стремление к худож. изображению природы и сел. жизни — нашла воплощение в произв. т. н. креолизма, получившего широкое распространение в нач. 20 в. Теоретич. принципы наиболее последовательно были высказаны и реализованы вождем «креолизма» М. Латорре (1886—1955). Утверждая, что природа формирует характер человека, он в соответствии с семью географич. зонами Чили определял семь типов «чилийской души». Проза Латорре — это детально выписанная живописная картина сел. жизни Чили. «Креолизм» представляют также кн. «Деревенские дни» (1916) Ф. Ганы (1867—1926), кн. «Сцены крестьянской жизни» (1909)

526

Р. Малуэнда (р. 1885), кн. «Любовь земли» (1906) Г. Лабарка Хубертсона (1883—1954), роман «Заколдованная» (1916) Ф. Сантивана (р. 1886). Убежденным приверженцем «креолизма» был также Л. Дуран (1895—1954), автор романа «Граница» (1949).

«Креолизм» как худож. течение во многом опирался на эстетику натурализма, к-рому его сторонники придали нац. окраску, а в наиболее значит. произв. и социальную заостренность. Однако интерес к детальному воспроизведению среды, чрезмерное увлечение местным колоритом ограничивали худож. возможности этого течения, вызвавшего у писателей новых поколений критич. нападки, а также споры о его сущности и ценности.

Распространившийся с конца 19 в. натурализм с особой наглядностью проявился в романах о социальных язвах капиталистич. города. Первый образец — «Хуана Лусеро» (1902) А. д’Альмара (1882—1950) о драме падшей женщины. Роман «Страсть и гибель священника Деусто» (1924) д’Альмара отмечен мистич. настроениями. Символика, экзотика, свойственные нек-рым книгам д’Альмара, присутствуют также в романах выдающегося прозаика 20 в. П. Прадо (1886—1952): «Королева Рапа-Нуи» (1914), рисующем вымышленную жизнь о-ва Пасхи, и «Альсино» (1920) — чил. варианте легенды об Икаре. При этом натурализм преобладал в творчестве и др. прозаиков нач. 20 в. Произв. Э. Барриоса (1884—1963) отличает интерес к болезненным душевным состояниям человека: повесть «Ребенок, сошедший с ума от любви» (1915), роман «Брат Осел» (1922). Х. Э. Бельо (р. 1886) в романах «Пропащий» (1910), «Оборванец» (1920), «Девушка из Крильона» (1935) и др. остро критиковал обществ. пороки чил. жизни, с сочувствием рисовал людей из народа. Проблемы, порожденные социальным неравенством, поднимал А. Ромеро (р. 1896). Сатирич. направленность характерна для романа Х. Прието (1889—1946) «Компаньон» (1929).

В 20—30-е гг. в «креолизме» значительно усилились элементы реализма и социальной критики: произв. Марты Брунет (р. 1901), Д. Бельмара (р. 1906), Р. Асокара (1901—65), С. Рейеса (р. 1899), Х. Марина (р. 1900), Л. Янкаса (р. 1901), Х. С. Гонсалеса Вера (р. 1896). В романе А. Гарафулика «Карналавака» (1932) были разоблачены действия империалистич. компаний. О жизни трудящихся рассказано в трилогии «Пасынок» (1934), «Фабрика» (1935), «Товарищ» (1938) К. Сепульведы Лейтона (1900—30). Проза Марии Луисы Бомбаль (р. 1910) отмечена поэтич. символикой и фантастикой — романы «Последнее облако» (1935), «Одетая в саван» (1938).

В 20-е гг. в Ч. л. осн. положение заняла поэзия. К этому времени достигло зрелости творчество Габриелы Мистраль (1889—1957). Ее поэзия, насыщенная глубоким и мощным лиризмом, была реакцией на изысканность лит. стиля эпигонов модернизма. Ее осн. сб-ки: «Отчаяние» (1922), «Тала» (1938), «Давильня» (1954, рус. пер. — «Стихи», 1959), вобрав неповторимо индивидуальные чувства поэтессы, отразили одновременно и особенности сознания людей Лат. Америки. В ее стихах присутствует богатая фольклорная струя: традиции исп. нар. песни сочетаются с характерной для индейского мироощущения анимистич. образностью.

Творчество большинства поэтов, вступивших в лит-ру вслед за Мистраль, развивалось под воздействием событий всемирно-историч. значения — 1-й мировой войны 1914—18 и Октябрьской революции в России. Среди них — В. Уйдобро (1893—1948), теоретик и вождь поэтич. течения, получившего назв. «креасионизм». Его принципы были близки европ. авангардизму. Согласно взглядам Уйдобро, художник творит собств. действительность независимо от реально существующей (отсюда назв. «креасионизм» от исп. глагола crear — творить).

527

Считая слово и воображение силами, способными оспорить обыденную действительность, поэт проповедовал неограниченную свободу формального эксперимента. Однако собств. поэтич. практика Уйдобро была значительно шире его программы, о чем свидетельствует поэма «Альтасор» (1931). Уйдобро откликался на мн. острые события политич. жизни, выступал против империализма. В 1924 он написал «Элегию на смерть Ленина».

В 20-е гг. начал творч. путь крупнейший чил. поэт П. Неруда (1904—73). От интимной лирики («Двадцать стихотворений о любви...», 1924), от «герметической», субъективной поэзии, исполненной трагич. неприятием мира («Местожительство — Земля», 1925—35), Неруда пришел к гражд. поэзии («Испания в сердце», 1937), передавшей очистит. потрясение, пережитое поэтом в момент борьбы исп. народа. Черты авангардизма и одновременно острая социальная направленность характерны для поэзии П. де Рока (псевд. Карлоса Диаса Лойолы, 1894—1968), склонного к экспериментаторству. А. Кручага де Санта-Мария (р. 1893), приверженный к религ. символике, тяготел при этом к коммунистич. идеям. Х. Валье (р. 1905) воспел в стихах родную природу. В лирике У. Диаса Касануэва (р. 1905) преобладают философ. мотивы.

В кон. 30-х гг. в лит-ру вступили поэты т. н. Поколения 1938 года — Г. Рохас (р. 1917) и Н. Парра (р. 1914). Сохраняя интерес к социальной теме, проблемам окружающей жизни, их поэзия тяготела к аналитичности, постановке общечеловеческих проблем, отказу от усложненной образности. Широкую известность получил сб. «Стихи и антистихи» (1954) Парры. Для его поэзии характерна повествовательность, ироничность, интерес к обыденности человеческого существования. Сюрреалистич. тенденции представлены группой поэтов «Мандрагора», главой к-рой был Б. Аренас (р. 1913). К поколению 1938 года примыкают также Х. Берренечеа (р. 1910), О. Кастро (р. 1910). Ведущим поэтом Чили этих лет по-прежнему оставался Неруда, творчество к-рого приобретало все большую масштабность и глубину. После стихов, посв. подвигу сов. народа в Великой Отечеств. войне («Песни любви Сталинграду»), Неруда создал «Всеобщую песнь» (1950) — эпич. поэму о земле и людях Лат. Америки. Позднее в его творчестве значит. место начинают занимать философ. мотивы («Оды изначальным вещам», 1954—57; «Эстравагарио», 1958); рождается новый тип интимной лирики («Сто сонетов о любви», 1960); продолжает развиваться политич. лирика («Песня о подвиге», 1960), а также усиливается лирич. автобиографич. струя («Мемориал Черного острова», 1964; «Баркарола», 1967, и др.). Поэтич. язык Неруды разнообразен, однако ассоциативная образность и опора на ритм остаются главными его чертами. Поэзия Неруды представляет собой сплав лирич. и эпич. начал, новейших достижений мировой поэзии и традиций. В ней сочетаются фольклорность и интеллектуализм. Неруда оказал воздействие на многих совр. поэтов Лат. Америки и Европы.

Прозаики Поколения 1938 года, стремясь преодолеть ограниченность эстетики «креолизма», обращались к коренным проблемам жизни страны, пытались осмыслить ее историч. судьбы. Приход к власти пр-ва Нар. фронта (1938) усилил обществ. активность писателей. В 40—50-е гг. развитие получил реалистич. роман с ярко выраженной социальной проблематикой. В романах «Ранкиль» (1942) Р. Ломбоя (р. 1910) и «Ускользающая земля» (1954) М. Герреро (р. 1918) нарисована картина классовой борьбы крестьян. Бо́льшее место стали занимать произв., освещающие жизнь пролетариата. Интерес к этой теме объясняется значит. ролью рабочего класса в обществ. жизни страны и прочными традициями классовой борьбы. В ряду этих произв. романы Н. Гусмана

528

(1914—64) «Заурядные люди» (1939), «Кровь и надежда» (1943); Д. Муньоса (р. 1903) «Уголь» (1953); А. Сабелья (р. 1912) «Большой север» (1944); Г. Сентено (1912—62) «Селитра» (1954) и «Жители пампы» (1956). Историч. оптимизм в изображении борьбы рабочего класса, его политич. и духовной эволюции, сближающий эти произв. с лит-рой социалистич. реализма, наиболее полно выражен в романах В. Тейтельбойма (р. 1916) «Сын селитры» (1952) и «Семя на песке» (1957), Э. Делано (р. 1910) «Ячейка» (1958, в рус. пер. — «Ольга», 1962) и «Ветер гнева» (1961).

Ф. Колоане (р. 1910), начавший творч. путь в 40-е гг., внес в свои книги «Мыс Горн» (1941), «Огненная земля» (1956), «Дорога китов» (1962) — своеобразный мир обитателей приморского края, отважно борющихся с природной стихией и социальным злом, ставящих под сомнение ценности бурж. цивилизации. Роман Ф. Алегрии (р. 1918) «Призовая лошадь» (1957) посв. поискам человеком собств. сущности во враждебном ему бурж. об-ве.

Новый этап в развитии чил. прозы начал роман М. Рохаса (р. 1896) «Сын вора» (1951). В нем, как и в романах, продолжающих судьбу героя, — «Слаще вина» (1958), «Тени на стене» (1964), автор ставит социальные проблемы чил. общества, преломляя их через внутр. мир героя и находя новаторские композиц. средства. Освоение новейшей повествоват. техники, интерес к выявлению скрытых пружин человеческой психологии, — такова общая тенденция чил. прозы 50—60-х гг., в к-рой заметную роль играет творчество писателей, на первый план выдвинувших проблемы совр. модернист. лит-ры — одиночество, бессилие личности во враждебном мире, безысходный кризис гуманистич. идеалов: романы «Элой» (1960) К. Дрогетта (р. 1915), «Непристойная птица ночи» (1971) и «Коронация» (1957) Х. Доносо (р. 1926), произв. К. Джиокони (р. 1927).

Совр. поэтам идущим собств. путями свойственна приверженность к строгой форме. Сохраняя интерес к темам общественного звучания, они ищут в них философский подтекст: М. Артече (р. 1926), Э. Лин (р. 1929), автор остро социальных стихов, отражающих факты обыденной жизни, Э. Баркеро (р. 1931), поэтические образы которого связаны с крест. мироощущением.

Среди произв., в к-рых отразилась классовая борьба в стране в период власти Народного единства, — роман Г. Атиаса «И потекли денежки» (1972). В эти годы получила развитие тенденция непосредственного, документального изображения действительности. Фаш. путч (сент. 1973) нанес удар естеств. развитию Ч. л.: в стране началось преследование прогрес. писателей и издателей, введена строгая цензура, книжный рынок наводняется псевдохудож. конформистской лит-рой.

Лит. периодика. Начиная с первого печатного органа, возникшего в разгар освободит. борьбы 1810—18, «Aurora de Chile» («Утренняя заря Чили», с 1812), большинство журналов и газет в Чили наряду с обществ. тематикой освещали также проблемы лит-ры. Старейшая и поныне крупнейшая бурж. газ. «El Mercurio» («Меркурий», с 1827) на протяжении всей своей истории занимала значит. место в лит. дискуссиях, организовывала лит. конкурсы. По инициативе В. Ластарриа были созданы журналы, поднимавшие социальные и худож. проблемы: «El semanario Santiago» («Еженедельник Сантьяго»), «El crepúsculo» («Сумерки»), «Revista de Santiago» («Обозрение Сантьяго»). В конце 19 — нач. 20 вв. лит. события широко освещались одной из крупнейших чил. газет «La época» («Эпоха»), а также журналами «Revista de Chile» («Обозрение Чили»), «Revista nueva» («Новое обозрение»), «Artes y letras» («Искусство и литература»), «Revista católica» («Католическое обозрение»).

529

Старейшие из совр. лит. журналов — «Atenea» («Атенеа») — орган ун-та в Консепсионе, «Mapocho» («Мапочо») — орган Нац. библиотеки Чили, «Anales de la Universidad de Chile» («Записки чилийского университета»). Литературный орган прогрессивных сил — «Aurora» («Аврора»). Лит. проблемам отведено значит. место также и на страницах общественно-политич. прессы, в т. ч. бурж. еженедельника «Ercilla» («Эрсилья»), прогрес. органа «Vistazo» («Взгляд»).

Лит.: Делано Л. Э., Чилийская лит-ра, «Иностр. лит-ра», 1960, № 6; Чилийские рассказы. [Предисл. Л. Лозинской], М., 1961; Чили. Политика. Экономика. Культура, М., 1965; Культура Чили, М., 1968; Формирование нац. лит-р Лат. Америки, М., 1970; Поэты Чили, [предисл. Г. Полонской], М., 1972; Худож. лит-ра Лат. Америки в рус. печати. 1765—1959, [сост. Л. А. Шур], М., 1960; Шур Л. А., Худож. лит-ра Лат. Америки в рус. печати, 1960—1964, М., 1966; Melfi D., Estudios de literatura chilena, Santiago de Chile, 1938; Merino Reyes L., Panorama de la literatura chilena, Wash., 1959; его же, Perfil humano de la literatura chilena, Santiago de Chile, [1967]; Torres-Ríoseco A., Breve historia de la literatura chilena, Méx., 1956; Montes H. у Orlandi J., Historia de la literatura chilena, Santiago de Chile, [1957]; Silva Castro R., Antología general de la poesía chilena, [Santiago de Chile, 1959]; его же, Historia critica de la novela chilena, Madrid, 1960; его же, Panorama literario de Chile, [Santiago de Chile, 1961]; Alegría F., Las fronteras del realismo, [Santiago de Chile, 1962]; его же, La literatura chilena contemporánea, [B. Aires, 1969]; Rojas M., Historia breve de la literatura chilena, [Santiago de Chile, 1966]; Solar H. del, Breve estudio y antología de los premios nacionales de literatura, [Santiago de Chile, 1965]; Mengod V., Historia de la literatura chilena, Zag., 1967.

В. Н. Кутейщикова.