144

СТА́НСЫ (франц. stance, от итал. stanza, букв. — помещение, комната; остановка) — то же, что и строфы. Содержание термина не вполне определенно и в разл. лит-pax различно. 1) В итал. поэтике, где термин «строфа» малоупотребителен, слово С. употребляется только в значении «строфы» (особенно октавы). 2) При переходе во франц. поэзию термин «С.» столкнулся с термином «строфа». Разграничены они были лишь искусственно: а) по жанровому признаку: «строфы» были закреплены за одой, С. — за элегич. лирикой, «куплеты» — за песней; б) по формальному признаку: исходя из этимологии слова, теоретики подчеркнули требование «замкнутости» станса: небольшой объем строфы (как правило, 4-стишие), обязат. пауза («точка») в конце строфы, неповторяющиеся рифмы. 3) При переходе в рус. поэзию из этих примет С. сохранились лишь жанровые: в рус. поэзии конца 18 — нач. 19 вв. С. называются произведения элегич. лирики (чаще медитативные, реже любовные), написанные обычно 4-стишиями, чаще всего — 4-стопным ямбом. Наиболее известны «Стансы» А. С. Пушкина («В надежде славы и добра...»). Ко 2-й пол. 19 в., с постепенным стиранием границ между лирич. жанрами, термин «С.» выходит из употребления.

Лит.: Томашевский Б., Стих и язык, М., 1959; Martinon Ph., Les strophes, P., 1912.

М. Л. Гаспаров.