958

СЛО́ВО (в поэтической речи) — основная единица языка (речевой деятельности). С. как лингвистич. единица имеет два аспекта: физический («план выражения») и семантический («план содержания»). Оба этих аспекта (звучание и значение) используются в худож. речи, однако в различных нац. поэтич. системах по-разному.

С. как единица звуковой организации текста. В большинстве поэтич. систем в качестве «неканонизованного» (не являющегося необходимым признаком стиха) приема выступает звуковой повтор, т. е. отбор слов внутри стихоряда (или даже строфы) не только по семантическому, но и по принципу звукового сходства или звукового различия. Такая звуковая организация поэтич. текста м. б. независимой от членения речи на С., однако обычно она заключается в повторении целиком или частично опорных звуков какого-то

959

одного, опорного в семантич. отношении слова (т. н. лейтмотивная инструментовка, по Г. Шенгели):

...Делибаш на всем скаку
Срежет саблею кривою
С плеч удалую башку

(А. Пушкин).

Вариантом «лейтмотивной инструментовки» является «обратная лейтмотивная инструментовка», при к-рой опорное слово выделяется, напротив, отсутствием инструментовки:

Пора: перо покоя просит:
Я девять песен написал

(А. Пушкин).

В тех случаях, когда звуковая организация стихоряда выступает в форме аллитерации, аллитерируются, как правило, начальные звуки отдельных С.:

Доблесть и девственность! Сей союз
Древен и дивен, как смерть и слава

(М. Цветаева).

Распространена инструментовка при помощи звуковой вариации единичных С. в совпадающих (в остальном) соседних строках или подчеркивания звукового сходства отд. слов, обычно занимающих одно и то же место в соседних строках:

Снег выпал
Грязь выпил

(Н. Матвеева).

Характерно для поэтич. речи и сближение внутри стихоряда различных в семантич. отношении С. на основе звукового сходства («поэтич. этимология»):

Чудь начудила да меря намерила

(А. Блок).

С. как единица ритмич. организации стиха. Если понимать метр как определ. организацию ударных и безударных слогов, конкретной реализацией к-рой в данном стихоряде является ритм, то членение текста на С. не имеет отношения к метрич. организации стихоряда. Что же касается ритма, то он является результатом взаимодействия метра и акцентной структуры С. и сочетаний С. При этом возникают проблемы двоякого рода: а) соотнесенность границ стопы с границами слова (проблема словораздела) и б) соотнесенность стихового (метрического) и словесно-речевого ударения (см. Метр, Ритм). В тонич. стихе метр (если о нем можно говорить в этом случае) взаимодействует уже с членением речи не на С., а на бо́льшие единицы — синтагмы и интонационные группы.

Когда на безударное в обычной речи С. падает метрич. ударение, создается эффект его семантич. выдвинутости:

шорох шел —
облако
или
бестелые
тихо скользили

(В. Маяковский).

С. как единица семантич. организации стиха. Наиболее обычным способом семантич. организации С. в стихе является отбор С. определенной стилистич. окраски, напр. «высокого» стиля: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли...» (Пушкин). Ю. Н. Тынянов различает основные и второстепенные признаки значения С. (его «обертоны»). В обычной (нестихотворной) речи мы руководствуемся при выборе С. почти исключительно их осн. признаками. В рус. поэтич. речи 20 в. С. в стихоряде подбираются не только по основным, но и по второстепенным признакам, по вторичной семантич. окраске. Эти второстепенные признаки С. внутри стихоряда, взаимодействуя, образуют своеобразный семантич. настрой: отд. контексты, кумулируясь, могут образовывать

960

настолько «насыщенный» контекст, что становится возможным пропуск к.-л. существенного по основным семантич. признакам С. внутри стихоряда (явление, в обычной речи невозможное или крайне редкое):

В кабаках, переулках, в извивах,
В электрическом сне наяву...

(А. Блок).

В стихоряде нередко целенаправленно используются С. без основного признака — имена собственные, С. иностранных языков, заумные С. и др.:

От Рушука до старой Смирны,
От Трапезунда до Тульчи...

(А. Пушкин).

Нек-рые поэтич. школы широко используют организацию С. не только по вторичным, но и по первичным семантич. признакам, доходящую до изощренной словесной игры:

Дымится кровь огнем багровым,
Рубины рдеют винных лоз,
И я молюсь лучам лиловым,
Пронзившим сердце вечных Роз

(М. Волошин).

Возможен и противоположный случай — контрастное противопоставление лексем по осн. признаку:

Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной

(А. Ахматова).

С. как единица синтаксической организации стиха. Здесь С. выступает в двух функциях: как член линейной последовательности («порядок С.»), занимающий в ней строго определ. место в соответствии с нормами языка, и как часть предложения. В плане первой функции следует указать на явление «инверсии», при к-ром С. оказывается в несвойственной ему позиции, в обычной речи невозможной или очень редкой:

А низ горы — деревней был,
Кривился крыш корою

(В. Маяковский).

Что касается второй функции, то здесь целесообразно вслед за О. Бриком ввести понятие «ритмико-синтаксической фигуры». Это — сочетание определенной ритмич. схемы с словосочетанием одной и той же грамматич. структуры:

Любви могущественный жар...
Дерев безжизненная тень...

или:

Души простой и близорукой...
Любви не меткой и не славной...

(А. Пушкин).

Будучи заимствованы одним поэтом у другого, такие типовые сочетания становятся штампом и создают эффект подражания или даже пародирования. Если ритмико-синтаксич. фигуры появляются в смежных или близких строках, мы имеем дело с ритмико-синтаксическим параллелизмом:

Чудесно все, что узнаю,
Постыдно все, что совершаю...

(А. Блок).

В несиллаботонич. стихе этому явлению соответствует простой синтаксический параллелизм:

Когда умирают кони, дышат.
Когда умирают травы, сохнут.
Когда умирают солнца, они гаснут.
Когда умирают люди, поют песни

(В. Хлебников).

Если, напротив, синтаксич. структура не совпадает с акцентуационной, может возникать явление «переноса» (enjambement), при к-ром «переносимое» слово семантически выделяется:

...Я завидую: глубоко,

Мучительно завидую...

(А. Пушкин).

961

С. в поэтич. речи можно рассматривать и как субстрат тропа, «форму образа» (В. Кожинов) и т. д. Однако в этих случаях мы имеем дело с такими функциями С., к-рые не специфичны для поэтич. речи. См. Речь художественная.

Лит.: Брик О., Ритм и синтаксис, «Новый Леф», 1927, № 3—6; Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., М., 1929; Голенищев-Кутузов И. Н., Словораздел в рус. стихосложении, «ВЯ», 1959, № 4; Панов М. В., Стилистика, в кн.: Русский язык и сов. общество. Проспект, Алма-Ата, 1962; Поэтика. Сборник по теории поэтич. языка, П., 1919; Слово и образ, М., 1964; Тимофеев Л., Проблемы стиховедения, М., 1931; Томашевский Б. В., О стихе, Л., 1929; его же, Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М., 1931; Тынянов Ю., Проблема стихотв. языка, М., 1965; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960.

А. А. Леонтьев.