674

ДИДАКТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (от греч. διδακτικός — поучительный) — поучительная лит-ра, использующая худож. форму для выражения научных, философ., моральных, религ. и др. знаний и идей. «К подлинным формам искусства дидактическая поэзия не может быть причислена» (Гегель, Соч., т. 12, М., 1938, с. 432). Худож. форма в Д. л. «не пропитывает содержания», а лишь поставлена «...рядом с ним в качестве придатка, имеющего своим назначением своей относительной живостью придавать более радостный характер серьезному и сухому поучению и делать его более привлекательным» (там же), т. е. форма, точнее отд. худож. средства не переходят в содержание, а лишь служат ему «прикрасой» (см. там же). Исполнены поэтичности и относительно свободны от рассудочности только произв., созданные в эпоху синкретизма идеологии, когда поэзия не отделилась от науки, и народ излагал свое воззрение на мир в наивной и непосредственной форме созерцаний.

В состав собственно Д. л. входят разнообразные жанры: дидактич. эпос (стихотв. ученые поэмы, аллегорич. эпос), повествоват. жанры — крупные (нравоучит. повести) и малые (басня, притча, аполог, афоризм), дидактич. лирика (стихотв. изречения, или гномы, поучения, назидат. послания), дидактич. драма (моралитэ, миракль, школьная драма) и др. На ранних этапах развития источниками Д. л. был фольклор (пословицы, поговорки, басни, притчи, сатирические нар. песни), а также религ. проповеди, поучения и ораторское иск-во. Авторы Д. л. обычно присоединяли к устным нар. рассказам дидактич. концовку, выражавшую их философ.-религ. взгляды. Формы соединения дидактич. и собственно худож. элементов в Д. л. различны: есть произв. насквозь дидактические (напр., стихотв. изречения, поучения); произв., в к-рых дидактич. элементы обрамляют цикл рассказов, сказок и басен. Иногда дидактич. элемент бывает вкраплен в худож. ткань произв. (напр., притчи, поучения, аллегорич. сказки в инд. эпосе «Махабхарата»). Иногда он заключает рассказ, сказку, басню, новеллу назидат. сентенцией, как бы поясняя их содержание (напр., инд. рассказы «Панчатантры», басни Эзопа и др.).

Большое место занимает Д. л. в инд. лит-ре; сюда относятся религ.-философ. трактаты, притчи буддизма. Популярны в Индии сб-ки басен, сказок и притч со стихотв. наставлениями или назидат. обрамлением: «Панчатантра» (3—4 вв.), «Хитопадеша» (6—14 вв.), «25 рассказов Веталы» и др. В древнем Китае Д. л. представлена конфуцианскими трактатами, в к-рых изложение учения Конфуция соединяется с многочисл. изречениями, афоризмами и притчами на разные темы: книги «Луньюй» («Суждения и беседы») Конфуция (551—479 до н. э.), философ. поэма Лао-цзы «Дао-дэ-цзин» (ок. 400 до н. э.) и др. Образцами Д. л. в др.-евр. лит-ре служат притчи Соломона. Д. л. была популярна в древнем Иране: религ. трактаты зороастризма, «Советы Ануширвана», «Наставление детям» и др. Сб-ки советов и изречений очень популярны в Иране. Дидактич. характер носит лирика и нравоучит. проза суфиев, широко представленная в араб., перс., тадж., тур., азерб., узб. лит-ре начиная с 8 в.; араб. сб. притч и басен инд.

675

происхождения «Калила и Димна», трактат о любви араб. писателя 10 в. Ибн Хазма «Ожерелье голубки» и др. Сильны дидактич. тенденции в творчестве перс.-тадж. классиков 10—15 вв.: Насира Хосрова (поэмы «Спор с богом», «Книга о просвещении»), Омара Хайяма («Четверостишия»), Саади (сб-ки поучит. рассказов и стихов «Гулистан» и «Бустан»), Дж. Руми (поэма «Месневи»), Джами (сб. назидат. рассказов «Бахаристан»). Дидактичны философско-назидат. поэмы, входящие в сб. «Семерицы», «Пятерица» азерб. поэта 12 в. Низами, «Пятерица» узб. поэта 15 в. Навои. В древнегреч. лит-ре к Д. л. относятся: дидактич. эпос Гесиода «Труды и дни», дидактич. элегии Феогнида и Солона и др.; в др.-рим. лит-ре — дидактич. поэма Лукреция «О природе вещей», «Георгики» Вергилия, послания, сатиры и «Послание к Пизонам» («Наука поэзии») Горация.

В средние века дидактической была религ. лит-ра (видения, жития и т. д.); дидактич. характер носила повествоват. проза (сб-ки поучит. повестей, рассказов, басен и притч, напр. «Римские деяния», «Великое зерцало» и др.), лирика (сб. стихотв. изречений «Разумение» нем. поэта 13 в. Фрейданка) и драматургия (моралитэ, миракль, школьная драма), а также аллегорич. эпос 13 в. «Роман о Розе». Во франц. фабльо и нем. шванках веселый бытовой рассказ заключался моральной сентенцией. Немало образцов Д. л. оставили деятели нем. Реформации: «Домашние беседы» Эразма Роттердамского, басни и «Застольные беседы» М. Лютера и др.

Вся церковно-христ. лит-ра Древней Руси носила дидактич. характер: древнерус. жития святых, апокрифы, сб. поучит. изречений и афоризмов «Пчела» (конец 12 в.), «Повесть о Петре и Февронии», переводные светские нравоучит. повести («Александрия», «Девгениево деяние», «Повесть о Варлааме и Иосафе»), «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой» (16 в.) и др. Среди памятников 17 в. значит. элементы дидактизма содержат «Житие протопопа Аввакума», стихотв. «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», школьная драма конца 16 — нач. 18 вв. и др. Примерами Д. л. в рус. лит-ре 18 в. являются: «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова, «Притчи или басни» А. П. Сумарокова, «Нравоучительные оды» М. М. Хераскова, басни В. И. Майкова, И. И. Хемницера. Дидактична англ. пуританская лит-ра 17 в.: лирика Дж. Уитера, аллегорич. книга Дж. Беньяна «Путь паломника» и др. В эпоху франц. классицизма появляются дидактич. оды Ф. Малерба, кн. афоризмов «Размышления, или Моральные изречения и максимы» Ф. Ларошфуко, трактат в стихах «Поэтическое искусство» Н. Буало, кн. «Характеры, или Нравы этого века» Ж. Лабрюйера, «Диалоги мертвых» Ф. Фенелона. Д. л. была популярна во Франции эпохи Просвещения: дидактич. описат. поэмы «Сады» и «Сельский житель» Ж. Делиля, дидактич. поэма А. Попа «Опыт о человеке», нравоучит. поэма А. Галлера «О происхождении зла», басни Х. Геллерта, дидактич. стихи Г. Э. Лессинга, «Метаморфоза растений» И. В. Гёте и др.

Во все времена, кроме собственно Д. л., создается немало худож. произв., обладающих дидактическими свойствами порой в такой мере, что их трудно отграничить от Д. л. как вида лит-ры (напр., басни Лафонтена и Лессинга, пьесы Лилло, романы Ричардсона). К нач. 19 в. Д. л. совершенно отделяется от худож. лит-ры, но дидактика как эстетич. свойство продолжает, как и прежде, окрашивать многие произведения, в целом относящиеся к худож. лит-ре. Дидактику как свойство, а не вид поэзии, допускал в иск-ве В. Г. Белинский, понимая под этим такую тенденциозность, когда худож. произв. «...жертвует предположенной поэтом цели объективною истиною своих изображений...» (Полн. собр. соч., т. 5, 1954, с. 61). Хотя дидактика и ослабляет худож. достоинство произв., однако она способна

676

усиливать его идейное звучание, разумеется, если произв. создано «великим талантом» (см. там же). В 20 в. понятие дидактики приобретает все более отрицат. эстетич. смысл, как нечто обнаженно тенденциозное, рассудочное, назидательное, антихудожественное. «Наша книга должна быть не дидактической, не грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов...» (Горький М., О лит-ре, 1955, с. 619).

Лит.: Амфитеатров C. (Раич), Рассуждение о дидактич. поэзии, М., 1822; Добролюбов Н. А., Полн. собр. соч., т. 1, М., 1934, с. 537—541; его же, там же, т. 6, М., 1939, с. 458; Никитина В. Б. [и др.], Лит-ра древнего Востока, М., 1962; Waltz P., Hésiode et son poème moral, [Bordeaux], 1906; Eckart R., Die Lehrdichtung,..., 2 Aufl., Lpz., 1909; Vischer F. Th., Aesthetik, 2 Aufl., Bd 1—6, Münch., 1922—1923; Spitteler C., Vom Lehrgedicht, в кн.: Ästhetische Schriften, Zürich, [1947].

Н. Б. Веселовская.