334

АРХИТЕКТО́НИКА в литературе (от греч. ἀρχιτεκτονική — архитектура) — построение лит. произв. как единого целого, взаимосвязь осн. составляющих его частей и элементов, определяющаяся идеей произведения. Такими элементами могут быть сюжетные линии, связанные с гл. характерами (напр., сюжетные линии Пискарева и Пирогова в «Невском проспекте» Н. В. Гоголя или Ивана, Дмитрия и Алексея Карамазовых в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского), составные части сюжета (во всех сюжетных эпич. и драматич. произв.), внесюжетные элементы (напр., «исповедь», «вставная новелла» — в романах Достоевского; «лирич. отступления» — в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя). Внешнее выражение А. находит в членении произв. на главы, действия, песни и т. п. Ныне понятие А., как правило, отождествляется с понятием композиции.

Лит.: Виноградов В., Сюжет и архитектоника романа Достоевского «Бедные люди» в связи с вопросом о поэтике натуральной школы, в сб.: Творческий путь Достоевского, Л., 1924; Скафтымов А. П., Поэтика и генезис былин, М. — Саратов, 1924; Русаков С. Т., Архитектоника и композиция лит.-худож. произведений, Томск, 1926; Проблемы лит. формы. Сб. ст., под ред. В. Жирмунского, Л., 1928.

К. И. Тюнькин.