282

ХИ́НДИ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-pa на диалектах и языках обширного хиндиязычного ареала. До сложения совр. лит. языка хинди (2-я пол. 19 в.) лит. творчество в течение длит. времени развивалось преим. на диалектах разных областей. Генетич. близость диалектов и языков этого ареала способствовала взаимопониманию и многостороннему культурному обмену. Нек-рые диалекты уже в ср. века использовались и за пределами их территорий, а диалект брадж с 16 в. до конца 19 в. занимал господствующее положение в поэзии хинди. В силу этих причин наиболее значит. памятники ср.-век. лит-ры независимо от места их создания и языковой формы составляют общее культурное наследие всего хиндиязычного населения Сев. Индии. Начало лит. творчества на диалектах хинди связано с деятельностью буддийских, джайнских и шиваитских сект, к-рые в 9—11 вв. выступали с критикой ортодоксального индуизма и кастовой системы. Поэты-проповедники (наиболее известный — Горакхнатх) излагали религ. и философ. идеи в стихотв. изречениях и трактатах, сохранившихся в фрагментарном виде. Обращение к народу на понятном ему языке в условиях ср.-век. Индии, когда в полной мере сохранялись традиции религ.-философ. и худож. лит-ры на языке санскрит (см. также Санскритская литература), надолго предопределило связь Х. л. с радикальными обществ. тенденциями. Используя богатства устного нар. творчества, Х. л. в то же время испытывала заметное воздействие норм санскр. поэтики.

В 10—14 вв. Сев. Индия, раздробленная на враждовавшие феод. гос-ва, постепенно попала под власть тюрко-афг. завоевателей. Господствовавший в феод. обществе культ рыцарской доблести и атмосфера непрекращающихся воен. столкновений привели к появлению на зап. диалектах хинди (гл. обр. на раджастхани) произв. героико-эпич. жанра. Проф. поэты-сказители, жившие преим. при дворах князей, слагали героич. поэмы — paco, в к-рых воспевали воинские подвиги (действительные и мнимые) и романтич. похождения своих покровителей. Paco долго существовали лишь в устной передаче; записи их в разных вариантах были сделаны спустя неск. веков после их возникновения. Крупнейшее произв. этого жанра — «Сказание о Притхвирадже», автором к-рой считается Чанд Бардаи (12 век), в панегирическом духе описавший жизнь и деяния делийского князя Притхвираджа. В поэме отражены нек-рые эпизоды борьбы правителей инд. княжеств против мусульм. завоевателей. «Поэма о Бисальдеве» Нарпати Нальха (ок. 13 в.) близка романтич. балладе. Среди произв. типа paco особое место занимает «Поэма об Альхе», приписываемая поэту Джагнику (12 в.), записанная со слов нар. певцов в конце 19 в. Созданная в духе придворного феод. эпоса, поэма позднее превратилась в нар. сказание о подвигах легендарных героев Альха и Удаля. Ко времени возникновения героических поэм восходят сюжеты «Хаммиррасо» поэта Шарнгадхара, «Виджайпал-расо» Налласинха и др.

Заметную роль в развитии языка и лит-ры хинди сыграл поэт Амир Хосров Дехлеви (1253—1325), живший при дворе мусульм. правителей Дели. Хотя он писал преим. на перс. яз., сохранились нек-рые приписываемые ему произв. на местном диалекте хинди:

283

стихотв. загадки, шутки, лирич. строфы, основанные как на инд. фольклоре, так и на сочетании элементов инд. и персо-таджикской поэтики.

Религ.-реформаторское движение бхакти в Сев. Индии 15—17 вв. преобразовало Х. л. и наполнило ее демократич. содержанием. Принципы бхакти (всеохватывающая любовь к богу, перед к-рым все равны) выражали протест народа, гл. обр. низших его слоев, против сословно-кастового гнета и мечту о социальном равенстве. Наиболее радикальные обществ. идеи бхакти в Х. л. выразились в творчестве поэта-философа Кабира (ок. 1440 — ок. 1518), ткача из Бенареса. Он резко критиковал как ортодоксальный индуизм, так и ислам, осуждал кастовый строй и социальное неравенство, провозглашал идеи единения людей всех рас и религий. Произв. Кабира отличались глубиной чувства, простотой языка, безыскусственностью поэтич. средств и богатством жизненных наблюдений; он широко использовал фольклорные поэтич. образы и нар. песенные мотивы. Гуманистич. идеи бхакти воплощены также в творчестве современника Кабира поэта-кожевника Райдаса и учеников и последователей Кабира Дхармадаса (1418—1543), Дадудайала (1544—1603), Сундардаса (1596—1689) и др., а также в лирико-аллегорич. поэмах, созданных поэтами-суфиями на диалекте авадхи. Сюжеты их были основаны на нар. сказаниях. Суфийские поэмы на хинди (см. Суфийская литература) отличались стройным сюжетом, богатством изобразит. средств и поэтич. воображения. В них синтезированы традиции инд. любовной лирики и персо-таджикских поэм месневи. Крупнейший поэт-суфий — Малик Мухаммад Джаяси (гг. р. и смерти неизв.), автор поэмы «Падмават» (ок. 1540). Суфийские поэмы писали Кутбан («Мригавати», 1501), Манджхан («Мадхумалати», 1545), Усман («Читравали», 1613).

Значительно более популярными в Х. л. оказались произв., связанные с тем направлением движения бхакти, к-рое не отрицало полностью индуистских религ. представлений, а лишь видоизменило и реформировало их. Эти идеи нашли выражение в кришнаитской и рамаитской лит-ре 15—17 вв. Ее гл. герои — два воплощения бога Вишну: бог-пастух Кришна и бог-воин Рама. Кришна и Рама были популярными героями и в классич. санскр. лит-ре, но в Х. л. периода бхакти они приобрели особое значение, стали воплощением нар. чаяний. Начало лит-ре о Кришне в Х. л. положил Биддепоти (или Видьяпати, гг. рожд. и смерти неизв.), писавший на диалекте хинди — майтхили, к-рого включают нередко в лит. традицию хинди. Кришна в стихах Биддепоти не имеет божеств. облика, он ведет себя как обыкновенный простолюдин. Позднее в произв. о Кришне значит. место занимало прославление его божеств. достоинств. Нар. истолкование образа Кришны, к-рый в облике пастуха живет среди крестьян, даруя им радость и счастье, особенно ярко воплотилось в стихах, гимнах и песнях Сурдаса (ок. 1483 — ок. 1563). Его гл. произв. — сб. «Море поэзии Сурдаса», в к-ром изображаются события жизни Кришны. Стихи Сурдаса отличаются проникновенной задушевностью. К своему герою он относится с нежностью и с благоговейным восхищением, т. к. не забывает о его божеств. природе. Это и есть, в понимании Сурдаса, бхакти — то чувство любви, к-рое делает всех людей равными как перед богом, так и между собой. Стихи Сурдаса отличались высоким худож. мастерством. Диалект брадж, на к-ром он писал, стал осн. языком ср.-век. поэзии хинди. Среди многочисл. поэтов-кришнаитов выделяются: Нандадас (16 в.), поэтесса Мира Баи (1499—1547), Раскхан (16—17 вв.), Нароттамдас (16 в.), к-рый в поэме «Жизнь Судамы» описал невзгоды бедняка.

Выдающимся представителем поэзии бхакти был Тулсидас (ок. 1532—1624). На основе «Рамаяны» санскр.

284

поэта Вальмики он создал поэму «Рамаяна» («Рамача-ритаманаса»), в к-рой прославил бога-воина Раму. В его образе Тулсидас изобразил идеального правителя, устанавливающего на земле царство справедливости. Поэма отличается динамичным драматич. сюжетом, красочным описанием событий, глубиной раскрытия характеров, яркой образностью, народностью. Ей свойствен ясный и простой язык. Тулсидас выражал воззрения наиболее умеренного крыла бхакти. Он стремился подчинить идеи бхакти концепциям ортодоксального индуизма и кастовой системы. Поэтому его «Рамаяна» была благосклонно принята жреч. сословием и получила признание в качестве религ. книги, защищающей устои индуизма. Заметный вклад в рамаитскую лит-ру бхакти внесли поэты Набхадас, Аградас.

Среди поэтов, не связанных с традицией бхакти, выделялся А. Кханкхана (лит. имя — Рахим; 1556? — 1627), живший при дворе могольских императоров; его двустишия-афоризмы представляют собой размышления умудренного жизнью человека. Стихи поэта Сенапати (нач. 17 в.) содержат яркие описания инд. природы. Творчество позднейших поэтов, формально продолживших традиции бхакти (Сундардас, Харидас Ниранджани, Хитхариванш, Дхрувадас и др.), утратило связь с жизнью народа и было подчинено интересам религ. сект.

С сер. 17 в. в Х. л. наступил период идейного упадка. Придворные поэты в угоду вкусам феод. аристократии создавали любовно-эротич. поэзию. Осн. темой поэзии стало описание женской красоты и любовных наслаждений, а гл. достоинством стихов признавались изысканность и утонченность поэтич. формы. Узость тематики предопределила полное отсутствие интереса к духовному миру человека. Сложились стандартные и безликие типы условных героинь, физич. достоинства к-рых воспевались при помощи тщательно систематизированных поэтич. средств. Стремление к изысканности поэтич. языка не шло, однако, далее эпигонского подражания нормам традиц. санскр. поэзии. Широкое распространение получили стихотв. трактаты, авторы к-рых излагали теоретич. вопросы санскр. поэтики, а затем иллюстрировали их своими примерами. Начало этой традиции положил поэт Кешавдас (1555? — 1617?). Его книги «Услада ценителя изящного» и «Услада поэта» устанавливали круг сюжетов и поэтич. приемов эротич. лит-ры. Детальная характеристика изобразит. средств эротич. поэзии и перечисление типов условных героев по их физич. качествам содержались в произв. Чинтамани (17 в.), Матирама (17 в.), Джасванта Синха (17 в.). В отличие от них, поэт Бхушан (1614 — ок. 1716) традиц. описание поэтич. приемов иллюстрировал героич. стихами и воспел подвиги Шиваджи, нац. героя маратхов. Бихарилал Чаубе (1603—63) — автор лаконичных, изящных двустиший о земной любви и женской красоте. В творчестве Дева (1673 — ок. 1764), Гханананда (1689—1739), Падмакара (1753—1833) проявилась самостоят. трактовка любовных и лирич. сюжетов. Традиции ср.-век. поэзии религ. и любовного содержания на диалекте брадж сохранялись в Х. л. до первых десятилетий 20 в.

В 1-й пол. 19 в. на основе диалекта кхари боли стала складываться проза. Первоначально преобладали прозаич. пересказы мифологич. сюжетов: «Море любви» Лаллу джи Лала (ок. 1763 — ок. 1825). Становлению прозы на хинди содействовали переводы религ. и светских книг с санскрита и английского, а также появление прессы на хинди (газ. «Удант Марттанд», 1826).

После нац. восстания 1857—59 Х. л., пережив эпоху радикального обновления, стала выразителем идей нац.-освободит. движения. Новый период открыла многосторонняя деятельность выдающегося просветителя Бхаратенду Харишчандры (1850—85), создателя

285

совр. лит. языка хинди, первого публициста, драматурга и провозвестника реалистич. лит-ры. В его творчестве поставлены острые проблемы жизни инд. общества, обусловленные колониальным положением Индии. Патриотич. звучанием выделяются пьесы-аллегории — «Горе Индии» (1876), «Мать-Индия» (1877); в них осуждается произвол колонизаторов и выражается надежда на освобождение родины. В др. пьесах, в стихах и статьях Бхаратенду Харишчандра критиковал косные традиции индуистского об-ва, выступал за реформы социально-бытовых отношений, за расширение образования. В его наследии оригинальностью отличаются драматургич. произв. разных жанров на социальные, историч., мифологич. и лирич. сюжеты. Большую роль в развитии прессы, публицистики и языка прозы сыграли его журналы «Кави-вачан-судха» (с 1867), «Харишчандра — чандрика» (с 1873) и. др.

Развернувшееся с 80-х гг. 19 в. движение за всестороннее развитие языка и лит-ры хинди приняло широкий размах, что явилось одним из показателей роста нац. самосознания инд. народа. С пьесами социально-бытового и историч. содержания выступили Амбикадатта Вьяс (1858—1900), Бадринараян Чаудхри (1855—1922), Пратапнараян Мишра (1856—94), Балкришна Бхатт (1844—1914), Радхакришна Дас (1865—1907), Шринивас Дас (1851—87) и др. Распространение получили пьесщ-фарсы, в к-рых обличались социальные пороки. В прозе появились новые жанры: бытовая назидат. повесть — «Бхагъявати» (1877, опубл. 1887) Шраддхарама Пхиллаури, «Беды уму-разуму учат» (1882) Шриниваса Даса, «Беззащитный хинду» (1886) Радхакришны Даса, «Новый брахмачарин» (1886) и «Один мудрый на сотню глупцов» (1892) Балкришны Бхатта; плутовской роман сказочно-приключенч. содержания («Чандраканта» и «Потомки Чандраканты» Девакинандана Кхатри); детективный роман (Гопалрам Гахмари и др.). В поэзии господство диалекта брадж подходило к концу. Поэты Шридхар Патхак, Хариаудх и др. стали писать на диалекте кхари боли — т. о. лит. язык хинди стал единым для поэзии и прозы. С конца 19 в. на хинди появляется много переводов с англ. и бенг. языков.

Дальнейший подъем Х. л. связан с ростом нац.-освободит. движения в нач. 20 в. От традиц. религ. и мифологич. сюжетов в поэзии, от первых назидат. или развлекат. прозаич. соч. литераторы обратились к актуальным совр. темам, к новым жанрам. В поэзии на первый план выступили гражд. мотивы. Славу нац. поэта приобрел Майтхилишаран Гупта (1886—1964), опубликовав в 1912 поэму «Голос Индии». Патриотич. пафосом пронизана также поэзия Макханлала Чатурведи (1889—1968), Рамнареша Трипатхи (1889—1962), Сиярамшарана Гупты (1895—1963), Балкришны Шармы Навина (1897—1960), Субхадры Кумари Чаухан (1904—48), Рамдхари Синха Динкара (р. 1908).

В поэзии 20—30-х гг. ведущие позиции заняло направление чхаявад. Оно отражало романтич. мировоззрение части инд. интеллигенции, среди к-рой назревал протест против колониального угнетения и бесправия личности и в то же время ощущалась неудовлетворенность методами и результатами освободит. борьбы. По своему идейному содержанию чхаявад был неоднородным. Уход от реального мира, культ страдающей личности, мотивы одиночества и неразделенной любви, размышления о бренности жизни и лирич. описания природы преобладали в стихах Дж. Прасада (1889—1937) и С. Панта (р. 1900). В любовной и философ. лирике поэтессы Махадеви Вармы (р. 1907) заметны мистич. настроения. С др. стороны, выдающийся представитель чхаявада С. Т. Нирала (1896—1961) приобрел известность как поэт-бунтарь, воспевавший очистит. революц. бурю. Объединяла всех поэтов-романтиков общность эстетич. воззрений. В центре их творчества — личность

286

человека, его богатый духовный мир, его отношение к окружающему миру и к природе. Поэты чхаявада противопоставляли свое творчество описат. и риторич. поэзии прошлого, отвергали сложившиеся поэтич. традиции, в т. ч. и нормы стихосложения. Творч. метод чхаявада оказал влияние на большинство поэтов-современников.

Рассказ и социальный роман появились в Х. л. в нач. 20 в. Их быстро выросшая популярность связана с именем выдающегося писателя, основоположника критич. реализма Премчанда (1880—1936). Гл. его тема — жизнь инд. народа, жестоко эксплуатируемого местными богатеями и англ. колонизаторами. Герой Премчанда — человек-труженик, страдающий от социальной несправедливости, но и в самых тяжелых испытаниях не утрачивающий достоинство. Писатель с проникновенной убедительностью, психологич. глубиной раскрыл богатый духовный мир и нравств. величие народа, выразил его думы и чаяния. В его произв. предстает широкая картина жизни совр. Индии. Он обличал насилие, лицемерие, упадок морали правящих классов. В поисках положит. обществ. идеала Премчанд отдал дань идеалистич. утопиям, разделяя взгляды Ганди о возрождении патриарх. общины, но позднее приблизился к материалистич. пониманию законов развития общества и классовой борьбы. Творчество Премчанда утвердило в Х. л. и лит-ре урду метод критич. реализма. Его последователями были Вишвамбхарнатх Шарма Каушик (1891—1945), Бадринатх Бхатта Сударшан (1896—1967), Пандейбечан Шарма Угра (1901—67).

В нач. 30-х гг. поворот к актуальной обществ. тематике наметился и в др. жанрах Х. л. Этому способствовало распространение марксизма и влияние прогрес. заруб. лит-ры, в первую очередь советской. Реалистич. тенденции проявились в творчестве поэтов-романтиков. Революц. мотивы зазвучали в сб-ках стихов С. Панта «Конец эпохи» (1936), «Голос эпохи» (1939), «Деревенское» (1940). Дж. Прасад написал реалистич. роман «Титли» (1934) и социально-философ. поэму «Камаяни» (1935). Жизнь народа стала темой повестей Ниралы «Алака» (1933), «Кули Бхатт» (1939), «Козлятник Биллесур» (1940) и его поэтич. сб-ков 40-х гг.

Победа реалистич. метода была закреплена манифестом созданной в 1936 при участии Премчанда Ассоциации прогрессивных писателей Индии, в ней объединились деятели, видевшие в лит-ре оружие борьбы за нац. освобождение и политич. раскрепощение народа. В годы 2-й мировой войны 1939—45 и после нее в рядах прогрес. писателей хинди выросло много крупных художников слова и критиков-марксистов. Достижение Индией независимости (1947) заметно сказалось на развитии Х. л. Особую остроту принял вопрос о роли писателя в жизни страны, перед к-рой стояла задача преодолеть последствия колониализма. Усилилась идеологич. борьба; в полной мере проявилось противоборство реалистич. и модернистских тенденций.

Признанный мастер совр. реалистич. прозы — Яшпал (р. 1903), автор рассказов и социальных романов, в т. ч. «Товарищ старший брат» (1941), «Предатель» (1943), «Товарищ по партии» (1947). В его романе-дилогии «Лживая правда» (1958—60) повествуется о драматич. событиях, вызванных разделом Индии. Проблемы взаимоотношения человека и общества, борьбы за духовное развитие личности — в центре романов «Капля и океан» (1956), «Нектар и яд» (1966) Амритлала Нагара (р. 1916); «Падающие стены» (1947), «Огонь не погас» (1952), «Гуляющее по городу зеркало» (1963), «Фонарик» (1969) У. Ашка (р. 1910); «Прямые пути» (1954), «Холм мертвых» (1949), «Доколе взывать мне!» (1957) и др. Рангеи Рагхава (1923—62); «Нишикант» (1955) Вишну Прабхакара (р. 1912). Образы борцов за

287

независимость Индии созданы в произв. Яшпала, а также в романах «Распорядитель» (1946) Пахари (псевд. Рамапрасада Гхилдияла, р. 1913), «Факел» (1951) Бхайравапрасада Гупты (р. 1918), «Семена» (1953) Амритрая (р. 1921), «Темная ночь» (1959), «Противодействие» (1961), «Слияние с морем» (1962) Манматханатха Гупты (р. 1908) и др.

В конце 40-х гг. под влиянием фрейдизма и субъективистских теорий Запада сложился инд. модернизм. Теоретики модернизма Агьея (псевд. Саччидананда Хирананда Ватсьяяна, р. 1911), Дхармавир Бхарати (р. 1926), Лакшмикант Варма (р. 1922) выступили как апологеты индивидуализма и моральной опустошенности. Герои их произв. — неудовлетворенные жизнью интеллигенты, рабы эгоистич. страстей, циники и нигилисты: романы Агьеи «Шекхар» (т. 1—2, 1940—44) и «Острова на реке» (1951). Индивидуалистич. тенденции и влияние фрейдизма отразились в романах «Отставка» (1937), «Кальяни» (1940), «Сукхада» (1952) и др. Джайнендры Кумара (р. 1905) и «Отшельник» (1941), «Заблудшие» (1952), «Скиталец» (1955) Илачандры Джоши (р. 1902). В поэзии формалистич. течение прайогвад (экспериментализм), ставшее идейной платформой индивидуализма, вначале выражалось лишь в стремлении молодых поэтов ниспровергнуть устаревшие эстетич. принципы романтич. школы чхаявада. Романтич. фантазиям они противопоставили обыденность повседневной жизни, а выспренним романтич. образам — лаконичность стиля и подчеркнутую будничность языка. В сб. «Семиструнье» (1943) под ред. Агьеи, возвестившем начало прайогвада, представлены молодые поэты разных мировоззрений; напр., Гаджананмадхав Муктибодх (1917—64) и Рамвилас Шарма (р. 1912) в дальнейшем стали борцами за идеалы прогрессивной литературы, их творчество развивалось в русле реализма.

Поиски новых выразит. средств, тем и героев продолжались в 50-е гг. Совр. поэзия хинди располагает большим разнообразием творч. приемов, ведутся оживленные, подчас острые дискуссии. Большинство поэтов независимой Индии внимательно следит за процессами, происходящими в об-ве; они стремятся осмыслить и раскрыть их содержание. В центре внимания — тяжелое наследие колониального прошлого, трудности, стоящие перед инд. народом; их герой — современник, рядовой член об-ва, в к-ром обостряются и требуют разрешения глубокие классовые противоречия. Озабоченность судьбами страны и народа звучит в поэме «Народная обитель» (1964) Панта, в поэме «Ожидание Парашурама» (1963) Р. Динкара (р. 1907), в стихах Н. Шармы (р. 1913), Хариванша Рая Баччана (р. 1907). В поэзии Нагарджуна (псевд. Вайдьянатха Мишры, р. 1910), Кедарнатха Агравала (р. 1911), Шамшербахадура Синха (р. 1911), Маннулала Шармы Шиля (р. 1914), Трилочана Шастри (р. 1919), Рангеи Рагхава, Гаджананмадхава Муктибодха и др. выражена вера в творч. силы человека.

Поэты Гириджакумар Матхур (р. 1919), Дхармавир Бхарати, Рагхувир Сахай (р. 1929), Кедарнатх Синх (р. 1932), Сарвешвардаял Саксена (р. 1927), Лакшмикант Варма, Мадан Ватсьяян (р. 1922) и др. в своем творчестве выражают симпатию жертвам социальной неустроенности, скорбят о попранном достоинстве человека, однако они подчеркивают слабость и полную беспомощность личности в современном бурж. об-ве. Одиночество — тема стихов Кунварнараяна (р. 1927) и Праяга Шуклы. Пессимистич. настроениями пронизано творчество Душъянткумара (р. 1933). Увлечение проблемами секса характерно для стихов Агьеи и Випинбихари Агравала. У поэта Мудраракшасы чувство одиночества и разочарования в жизни приобретает гипертрофированную форму.

288

Эти две основные противоборствующие тенденции, выражающие противоположный подход к действительности, прослеживаются и в др. жанрах совр. Х. л. Тема духовного одиночества человека преобладает в рассказах Нирмала Вармы (р. 1929), Раджендры Ядава (р. 1929), Манну Бхандари (р. 1931), Камлешвара (р. 1932) и др. новеллистов 50—60-х гг. Они выступили как основатели т. н. нового рассказа с произведениями подчеркнуто психоаналитич. типа, в к-рых описания настроений и эмоций героев нередко приобретают самодовлеющий вневременной характер, а стиль изложения усложнен нарочитой недоговоренностью, образами-символами, зыбкими ассоциациями. В той или иной мере это проявляется и во многих совр. романах на хинди, особенно рисующих жизнь города и интеллигенции: «Бог грешников» (1949) Дхармавира Бхарати, «Одна улица и 57 переулков» (1959) Камлешвара, «Один дюйм улыбки» (1963) Раджендры Ядава и Манну Бхандари и др. Натуралистич. подробностями перегружена проза Шайлеша Матияни, описывающего жизнь гор. дна. Несмотря на влияние декадентских настроений, в прозе Х. л. наблюдается тяготение к реалистич. воспроизведению действительности. Особенно эта тенденция видна в произв. из жизни крестьянства. В реалистических романах Нагарджуна «Тетушка Ратинатха» (1948), «Дед Батесарнатх» (1954), «Дети Варуны» (1956) и особенно «Балчанма» (1952) впервые после Премчанда возродился интерес к деревенской теме. Они положили начало т. н. провинц. роману. Среди лучших произв. о деревне — рассказы и роман «Грязное покрывало» (1954) Пханишварнатха Рену (р. 1921), сб. рассказов «Дерево махуа» (1955) Маркандея (р. 1931), романы «Мать Ганга» (1953), «Цепи и новый человек» (1956) Бхайравапрасада Гупты, «Половина деревни» (1966) Рахи Масума Разы; «Льстивая музыка» (1968) Шрилала Шуклы (р. 1925), сб-ки рассказов «Поражение Карманаши» (1958), «Они тоже ждут» (1961), роман «Бессчетны слез потоки» (1969) Шивпрасада Синха (р. 1929). Значительны также романы «Океан, волны и человек» (1955) Удайшанкара Бхатта (1898—1966), «Цепкая лиана» (1953) Вриндаванлала Вармы (1889—1969), «Забытые картины» (1959), «Прямые честные слова» (1969), сатирич. роман «Все мы куклы в руках божьих» (1970) Бхагаватичарана Вармы (р. 1903).

Вриндаванлал Варма популярен как автор историч. романов, раскрывающих героич. события истории Индии: «Рани Джханси» (1946), «Мриганаяни» (1952), «Ахилья Баи» (1955) и др. Историч. тематика привлекла внимание также Рахула Санкритъяяна (1893—1963), Рангеи Рагхава, Яшпала, Амритлала Нагара, Хазарипрасада Двиведи (р. 1907).

Драматургия на хинди не получила широкого развития из-за отсутствия проф. театра. Автором романтич. и символич. драм преим. на историч. и мифологич. сюжеты является Дж. Прасад, известны лирич. драмы Рамкумара Вармы (р. 1905), Удайшанкара Бхатта, Ашка. Распространенным жанром, благодаря развитию радиотеатра, стала одноактная пьеса на социальные и бытовые темы. В драматургии плодотворно работают Ашк, Вишну Прабхакар, Лакшминараян Мишра (р. 1903), Джагадишчандра Матхур (р. 1917), Маркандей. Психологич. глубиной и острым социальным звучанием отличаются пьесы Мохана Ракеша (1925—1972).

Систематич. изучение Х. л. в Индии началось с издания ср.-век. памятников по инициативе «Бенаресского общества пропаганды шрифта деванагари» («Каши нагари прачарини сабха», осн. в 1893). Для жанрового и тематич. обогащения Х. л., а также для развития лит. критики много сделал Махавирпрасад Двиведи (1864—1938). В 1913 братья Мишра опубл. большой труд, излагавший сведения о всех известных поэтах хинди.

289

Первым систематич. изложением истории Х. л. была книга Рамчандры Шуклы (1884—1941) «История литературы хинди» (1929). В 30-е гг. в лит. критике утверждаются принципы демократич. эстетики. Эта заслуга принадлежит Премчанду, выступавшему с яркими критич. и теоретич. статьями в своих журн. «Ханс» («Лебедь») и «Джагаран» («Пробуждение»). Идеалы прогрес. лит-ры отстаивали критики Пракашчандра Гупта, Шивдан Синх Чаухан, Рангея Рагхав, Рамвилас Шарма, Амритрай, Намвар Синх, Хансрадж Рахбар, Чандрабали Синх. Центры изучения Х. л. — ун-ты и науч. об-ва Сев. Индии. С 1957 «Каши нагари прачарини сабха» предприняло издание многотомной «Истории литературы хинди». Крупными авторитетами в области истории и теории Х. л. проявили себя Нагендра, Хазарипрасад Двиведи, Индарнатх Мадан, Нандадуларе Ваджпейи, Вишванатхпрасад Мишра.

Распространение совр. лит. языка хинди ограничило сферу употребления местных диалектов и языков их территориальными рамками, но не привело к полному прекращению лит. творчества на них. В последние десятилетия заметно растет чувство нац. самосознания у населения ряда языковых районов Сев. Индии. Как результат этого процесса наблюдается стремление развивать свою собств. лит-ру. Значит. успехов добились совр. майтхильская литература и раджастханская литература. Активизируется творчество на брадже, авадхи, бходжпури. Начинает создаваться лит-pa и на таких диалектах, к-рые раньше не имели письм. произв. (магахи́, чхаттисгархи, нимари). Организуются лит. об-ва, ставящие своей целью поощрение и пропаганду лит-ры на своем языке, издаются журналы. Лит. материалы (гл. обр. рассказы, пьесы, стихи и песни) широко используются в местном радиовещании, особенно в передачах, обращенных к крестьянам.

Литературная периодика. Появление периодики на хинди связано с просветит. деятельностью Бхаратенду Харишчандры, основавшего в 1867 ежемесячный журн. «Кави-вачан-судха» («Нектар поэтического слова», с 1873 печатавшийся на англ. и хинди языках), лит. и обществ.-политич. журн. «Харишчандра мэгэзин» (изд. с 1873, переименован в 1874 в «Харишчандра-чандрика» — «Лунный свет Харишчандры»). Эти журналы, выходившие до сер. 80-х гг., заложили основы журналистики хинди. В кон. 19 — нач. 20 вв. появились новые, в большинстве недолговечные журналы, произошла нек-рая специализация их по содержанию. Одни из них печатали только повести и романы, преим. развлекательного характера, другие — поэтич. и драматургич. произв. Лит. жизнь освещалась в журн. «Нагари прачарини патрика» («Журнал бенаресского общества пропаганды хинди», осн. 1897) в первые десятилетия его существования и в нек-рых общественно-политич. («Хинди прадип» — «Светоч хинди», осн. 1877). Разностороннее воздействие на развитие языка, лит-ры и критики хинди оказал журн. «Сарасвати» (с 1900). В 1903—20, когда его редактировал Махавирпрасад Двиведи, журнал разрабатывал нормы лит. языка, содействовал становлению прозаич. жанров и патриотич. поэзии; ныне утратил ведущую роль.

Заметный вклад в лит-ру хинди внесли журн. «Инду» («Луна», с 1909), «Мадхури» («Сладость», с 1922), «Чанд» («Луна», с 1922), «Судха» («Нектар», с 1927), «Вишал Бхарат» («Великая Индия», с 1928), «Майа» («Иллюзия», с 1934) и нек-рые другие.

За утверждение принципов реализма выступал журн. «Ханс» («Лебедь», 1930—52), осн. Премчандом. «Ханс» пропагандировал идеи нац.-освободит. движения и был одним из самых радикальных органов демократич. печати Индии. С его помощью Премчанд стремился объединить передовые силы лит-ры. Уже после его смерти «Ханс» боролся против модернист. воззрений. Аналогичные идеи пропагандировал журн. «Ная патх» («Новый путь», 1953—58).

Среди лит. журналов хинди выделяются высоким лит. уровнем «Кахани» («Рассказ», с 1954), «Наи каханиян» («Новые рассказы», с 1960), «Сарика» («Скворец», с 1961). В них публикуются в основном рассказы, иногда обзоры и критич. статьи, посв. этому жанру. Журн. «Аджкал» («Наше время», с 1945), изд. Отделом публикаций Министерства информации и радиовещания Индии, освещает события лит. и культурной жизни всей страны, публикует стихи и рассказы авторов, пишущих на разных инд. языках, помещает лит.-критич. статьи и рецензии. Наиболее авторитетный орган, в к-ром рассматриваются проблемы теории и практики совр. лит-ры хинди, — журн. «Алочана» («Критика», с 1951). Начиная с 1963 он защищает традиции реалистич. лит-ры.

Лит.: Баранников А. П., Инд. филология. Литературоведение, М., 1959; Чаухан Ш., Очерк истории лит-ры

290

хинди, пер. с хинди, М., 1960; История инд. литератур, под ред. д-ра Нагендры, пер. с англ., М., 1964; Челышев Е. П., Совр. поэзия хинди, М., 1965; его же, Лит-pa хинди, М., 1968; Краткая история лит-р Индии, Л., 1974; Рамачандра Шукла, Хинди сахитья ка итихас, Бенарес, 1953; Двиведи Хазарипрасад, Хинди сахитья, Дели, 1955; Dwivedi R. A., A critical survey of Hindi literature, Delhi, 1966; Гупта Г., Адхуник кавья: сандарбх аур пракрити, Аллахабад, 1971.

В. И. Балин.