171

ЛЕФ (Левый фронт искусства) — лит. группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929. Во главе группы был В. В. Маяковский. В нее входили: Н. Н. Асеев, С. М. Третьяков, В. В. Каменский, Б. Л. Пастернак (порвал с Л. в 1927), А. Е. Крученых, П. В. Незнамов, О. М. Брик, Б. И. Арватов, Н. Ф. Чужак, Б. А. Кушнер, С. И. Кирсанов, В. О. Перцов, а также художники-конструктивисты (А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, А. М. Лавинский) и др. Близок к Л. был В. Б. Шкловский, тогда теоретик ОПОЯЗа. Участники группы выступали за создание действенного революц. иск-ва (иск-ва как «жизнестроения»), критиковали пассивное «бытоотображательство», психологизм. Лефовские лозунги были направлены против установок «Перевала» и отражали полемич. крайности, «заострения», присущие лит. манифестам тех лет. Идеалом личности лефовцы считали «человека НОТ’а, расчета, интеллекта», ратуя за утилитарное «производственное» иск-во. Лефовцы (в журн. «Новый ЛЕФ») выдвинули теорию «литературы факта», отрицавшую худож. вымысел и требовавшую освещения в иск-ве фактов новой действительности без беллетристич. «искажений». Отсюда — прокламирование лефовцами очерка, документ. кино, публицистич. и агитац. жанров и отрицание (крайними лефовцами) романа, лирики, худож. кинематографии, станковой живописи. Подобные теории практически вели к ликвидации иск-ва. Творчество революц. поэтов Л. и близких к ним деятелей кино (С. М. Эйзенштейн, Дзига Вертов, Л. В. Кулешов) шире групповых догм. Для группы (особенно вначале) характерно противоречие между теорией и худож. практикой; творчество Маяковского, Асеева имело мало общего с вульгаризаторскими установками т. н. «производственников» — Чужака, Арватова, Брика. Позднее взгляды Л. нашли известное отражение в стремлении Маяковского и др. «переключить» себя на газетную работу, а также в революц. драматургии Третьякова и Маяковского, отталкивающейся от старого «психологического» театра.

Различные толкования получила выдвинутая Л. идея «социального заказа». Понимание «социального заказа» Маяковским отражало партийность позиции поэта (статья «Как делать стихи?»), в то время как другие лефовцы упрощенно понимали «социальный заказ», представляя художника «мастером», владеющим суммой «приемов», с помощью к-рых он выполняет задание своего класса (см. О. М. Брик, Т. н. „формальный метод“, в журн.: «ЛЕФ», 1923, № 1). Выражая взгляды революц. крыла Л., Маяковский говорил о политич. близости Л. к ВАПП (Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей). Однако связь Л. с дооктябрьским футуризмом и ОПОЯЗом, утверждения, что «революция сознания» немыслима без «революции формы» (см. «Литература факта», сб. 1929, с. 64), обусловили формалистич. ошибки нек-рых лефовцев, нападки их на классич. наследство. Это вызывало критику Л. со стороны ВАПП.

Лефовские группы в провинции: Юго-ЛЕФ с центром в Одессе (организаторы С. Кирсанов, Л. Недоля, Л. Гончаренко); сиб. группа, выступавшая в журн. «Настоящее» [1928—29; критике ошибок «Настоящего» посвящено пост. ЦК ВКП(б) от 25 дек. 1929]. В 1928 Маяковский, осудивший крайности лефовских высказываний, порвал с Л. (см. доклад «Левее ЛЕФа», Собр. соч. Маяковского, т. 12, М., 1959). В 1929 поэт возглавил группу РЕФ (Революционный фронт).

Лит.: Маяковский В., За что борется Леф?, Леф и МАПП, Собр. соч., т. 12, М., 1959; Третьяков С., Откуда и куда? (Перспективы футуризма), «Леф», 1923, № 1; Чужак Н., Под знаком жизнестроения (Опыт осознания искусства дня),

172

«Леф», 1923, № 1; Арватов Б., Иск-во и производство. Сб. ст., М., 1926; Литература факта. Сб., М., 1929; Шкловский В., О Маяковском, М., 1940; Перцов В., Маяковский и Леф, в его кн.: Маяковский. Жизнь и творчество, т. 2, М., 1958.

Л. К. Швецова.