916

КУ́РДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра курд. народа, населяющего р-ны сев.-вост. и центр. Турции, Сев.-Зап. и Зап. Ирана, Сев. Ирака, Сев. Сирии, частично р-ны Арм., Груз., Азерб. и Туркм. ССР.

Курдская литература за рубежом. История К. л. мало изучена, множество ценных памятников до сих пор неизвестны. Трагедия курд. народа, испытавшего на протяжении мн. веков гнет поработителей, проявилась и в том, что большинство талантливых его представителей — поэтов, ученых, выступало от лица др. народов — персов, турок и арабов, писало на чужом народу языке. С др. стороны, многочисл. иноземные захватчики, проводя ассимиляторскую политику, уничтожали или присваивали себе ценности духовной и материальной культуры курдов.

Для К. л. в целом характерна теснейшая связь с фольклором и эпосом, взаимопроникновение фольклора в лит-ру и глубокий патриотизм, выразившийся как в выборе сюжетов из нац. истории, так и в стремлении писать на нац. языке. Большинство памятников К. л. отмечено печатью глубокого трагизма, привнесенного из курд. эпоса, отражающего с большой полнотой судьбу народа (поэмы «Сиабанд и Хадже», «Карр и Кулык», «Мам и Зин», «Крепость Дымдым» и др.). Наряду с оригинальными сюжетами, заимствованными из курд. фольклора и эпоса — «Мам и Зин», «Крепость Дымдым», «Продавец корзин», письменная К. л. знает обработку и таких распространенных сюжетов, как «Шейх Сан’ан», «Лейли и Меджнун», «Юсуф и Зулейха», «Фархад и Ширин» и др. Самый ранний из дошедших до нас письм. памятников К. л. принято относить к 7 в.; это неск. стихотв. строк неизв. автора, описывающего бедственную картину последствий араб. завоевания. Стих. написано среднеперс. шрифтом (арамейским письмом с идеограммами) на куске кожи, найденном в Сулеймании. Возникновение письм. К. л. относится к 10—11 вв., когда начинается процесс образования независимых курд. феод. княжеств, правители к-рых нередко окружали себя придворными поэтами. Памятники ср.-век. классич. К. л. создавались в осн. на сев. диалекте курд. яз. (курманджи), выступающем как общенар. лит. яз. средневековья. Язык этот базировался гл. обр. на говорах области Хакяри (Турция), к-рая и оставалась в течение мн. веков центром лит. жизни курдов. Первым из поэтов, писавшим на диалекте курманджи, был Али Терамахи — автор поэм «Единственное слово», «Сыновья отчизны», «Поистине жизнь — это сон». Ему принадлежит также трактат по грамматике на курд. яз. Младшим его современником был Али Харири (1009—79) — автор дивана лирич. стихов, написанных живым нар. языком. Один из выдающихся поэтов раннего средневековья, писавший под, влиянием суфизма (см. Суфийская литература), придворный поэт Мела Ахмед Джезири (12 в.) — автор большого дивана лирич. и философ. стихов. В них впервые сочетаются элементы арабско-перс. просодии (редиф, газельно-касыдные рифмы) и силлабо-тонич. стихосложение курд. нар. поэзии. Мела Джезири — основатель первой лит. школы. Язык его произв. очень образный и сложный.

917

С именем одного из наиболее популярных поэтов средневековья Мухаммеда Факи Тейрана (14 в.), подписывавшего свои соч. именем «Мим-Хай», связано появление крупной лит. формы: ему принадлежат поэмы «Шейх Сан’ан», «Долина Сисебан», лирич. и философ. стихи, ставшие достоянием фольклора. Множество его четверостиший и трехстиший, объединенных в фольклорный цикл «Факе Тейран», и поныне распевают курд. нар. певцы-сказители, импровизаторы (дангбеж, горанибеж, бахш). В творчестве поэта Мела Бате (1417—1494), в частности в его поэме «Продавец корзин», к-рая является первым образцом горной поэзии, в ср.-век. К. л. впервые звучали ноты протеста против социального неравенства. Мела Бате принадлежат лирич. и философ. стихи, поэма «Рождение» о Мухаммеде. Пламенный патриот, гуманист-просветитель и борец за создание независимого свободного Курдистана, Ахмеди Хани (17 в.) в своих стихах призывает курдов «воспрянуть от векового сна», объединиться и сбросить иго турок, персов и арабов. Его творчество знаменует эпоху высшего расцвета классич. К. л. Ахмеди Хани — основатель новой лит. школы, для к-рой характерна близость к нар. творчеству и стремление к созданию нац. лит-ры. Он имел последователей: Исмаил Баязиди (ум. 1709) — автор небольшого поэтич. словаря «Розовый цветник» и лирич. газелей; Селим ибн Слеман (17 в.) — автор поэмы «Юсуф и Зулейха»; Харис Битлиси (18 в.) — автор поэм «Юсуф и Зулейха», «Лейли и Меджнун». К сер. 18 в. относится творчество поэтов Ханай Кубади, Мирза Шафи и Саиди. До Ахмеди Хани курд. поэты писали гл. обр. в форме нар. поэзии: трех-, четырех- и пятистишия, рифмующиеся в осн. по схемам — вва, сса, dda, ввва, ссса, ddda и т. д.; размер — силлабо-тонич. 7-, 8-сложник с переменной расстановкой ударений в строке. Ахмеди Хани ввел в К. л. формы арабско-перс. классич. поэзии (месневи, газель, касыда). Язык ср.-век. курд. поэзии — простой, образный, близкий к народному. Однако, начиная с эпохи Мела Джезири (12 в.), к-рый ввел в К. л. множество арабизмов, персизмов и штампованных образов, заимствованных из араб. и перс. поэзии, язык ср.-век. лит-ры местами делается сложным и труднодоступным для понимания. Для ср.-век. курд. поэзии характерны неожиданные образы, сравнения и эпитеты, диалоги героев с силами природы и тонкий психологич. анализ переживаний героев. К началу 17 в. на территории Иран. Курдистана в провинции Ардалан при дворе авроманских правителей курдов возникает лит. центр, объединявший поэтов, к-рые писали на диалекте гурани: Шейх Ахмед Тахти (р. ок. 1640), его современники Юсуф Яск, Мустафа Бесарани (18 в.), Мела Тахир Авромани и Мухаммед Кули Сулейман. Стихи этих поэтов в осн. лирич. содержания. Излюбленная тема — воспевание природы. Популярным сюжетом у них был цикл сказаний о подвигах иран. легендарного героя Рустама.

В конце 18 — нач. 19 вв. К. л. порывает с нар. традициями и становится достоянием узкого круга суфийских шейхов и курд. феодалов. Лит. центр переносится в сев.-зап. Иран и сев. Ирак. В К. л. на юж. диалектах развивается гл. обр. религиозно-мистич. тематика. Среди поэтов-лириков выделяются Шах Партав Хакяри (конец 18 в.), Абдулла-бек Месбах, известный под псевд. Адаб (1859—1912). Наиболее сильным лит. течением этого периода оказалась патриотич. поэзия, получившая впоследствии развитие в совр. демократич. курд. поэзии: Нали (1797—1855), Курди (1809—49), Селим (р. 1800) и сатирик Шех Реза Талебани (1835—1909). В их стихах, написанных живым, нар. языком, звучит призыв к объединению и нац.-освободит. борьбе курд. народа. В этот период зарождается пресса курд. демократии. В журналах «Хиве курд» («Надежда курдов»),

918

«Роже курд» («День курдов») и «Хатава курд» («Солнце курдов») наряду с политич. статьями впервые появляется худож. проза. К нач. 20-х гг. 20 в. относится формирование новейшей К. л.; гл. черта ее — тесная связь с нац.-освободит. борьбой курдов. К. л. является неотъемлемой частью этой борьбы, отражает ее события, настроения и идеи. Страстный призыв к борьбе за освобождение звучит в стихах Ахмеда Мухтар-бека (1897—1935), Ахмед-бека Хамди (1876—1936), Зивера (1875—1948) и Пире Мерда (1867—1950) — автора популярной повести «12 мериванских всадников». Один из крупнейших совр. поэтов — Фаик Бикас (1905—48) — наряду с патриотич. стихами разрабатывает лирич. темы, обращается к тематике классич. К. л. Большое влияние на формирование совр. К. л. оказала Октябрьская революция в России и сов. поэзия. Джегархун (р. 1903, Сирия) — участник нац.-освободит. восстания курдов в 1925, автор многочисл. сб-ков стихов, проникнутых глубокой симпатией к Сов. Союзу, воспевает счастливую жизнь сов. курдов. А. Горан (р. 1908, Ирак), стихи к-рого пользуются особенной популярностью среди курдов, образно рисует картины тяжелой жизни курд. бедноты. Поэт Хажар в своих ранних произв. резко протестует против племенной вражды, бесправия и отсталости. Он воспевал Курдскую демократич. республику (1946). В более поздних стихах он выступал как революц. поэт, борец за мир и дружбу между народами. Популярностью пользуются также антиимпериалистич. и антивоенные стихи Османа Сабри (р. 1906, Сирия) и Кадриджан (р. 1916, Сирия). Важной чертой развития совр. К. л. является зарождение художеств. прозы европ. образца.

Лит.: Вильческий О., Библиографический обзор заруб. курд. печатн. изданий в XX столетии, в кн.: Иран. языки, [т. 1], М. — Л., 1945; Лерх П. И., Исследования об иран. курдах и их предках северных халдеях, кн. 1—3, СПБ, 1856—58; Руденко М. Б., Описание курд. рукописей ленингр. собраний, М., 1961; Эйюби К. Р., Два сборника стихов курд. поэта Хажара, в кн.: Вопросы филологии и истории стран Советского и Заруб. Востока, М., 1961; Никитин В., Курды, пер. с франц., М., 1964; Jaba A., Recueil des notices, et récits kourdes, St-Petersbourg, 1860; Paul-Marguerite L., Proverbes kurde, d’après les thèmes recueillis par l’Emir Kamurân Bedir Khân, P., 1936; Soane, A short anthology of the guran peotry, JRAS, 1921, part 1; Bois Th. O. P., Coup d’oeil sur la littérature kurde, «Al-Machriq», 1955, mars — avr.; Ela-ed-din Secadi, Mejuye edebe kurdi, Baghdad, 1952.

М. Б. Руденко.

Курдская литература в СССР возникла в 30-е гг. 20 в. Осн. очаг К. л. — Сов. Армения. Письменность для курдов, проживающих в СССР, была создана в 1929 на основе лат. алфавита. В Ереване в 1928 начала выходить курд. газ. «Рйа тәзә» («Новый путь»), в к-рой появились первые произв. худож. лит-ры. На курд. яз. вышли книги Араба Шамилова (р. 1897) «Лжеотшельник», «Польза колхозов для крестьянства», «Жизнь Ленина» (все в 1930), «Курдский пастух» (1931); в 1930 опубл. его книга «Октябрьская революция», в 1932 — «Курды Алагяза». В произв. «Курдский пастух» и «Курды Алагяза» Шамилов показал тяжелую жизнь курдов до Октябрьской революции, борьбу бедноты и середняков против шейхов, беков, кулаков, создание Советов в курд. селах. В пьесе «Лжеотшельник» показаны те изменения, к-рые произошли в жизни курдов после Октябрьской революции. Книги Шамилова переведены на арм., рус., груз., азерб., нем., франц. языки. В 30-х гг. появились сб-ки «Первые произведения» (1932), «Курдские писатели» (1934), «Третья книга» (1935), объединившие творч. силы сов. К. л. С 1935 мн. писатели выступили уже с самостоят. книгами. Вышли сб. стихов Аминэ Авдала (1906—64) «Весна», пьеса Вазирэ Надри (1911—46) «Похищение женщины» и сб. стихов «Нубар», пьеса Ахмадэ Мирази (1899—1961) «Прошлое» (1935), стихи Отарэ Шаро «Первое сияние» (1935). Они повествуют о тяжелой жизни народа до революции, воспевают сов. строй, колхозы,

919

честный труд, природу, дружбу народов. Курд. писателей волнуют важные вопросы дня, большие изменения в сознании людей. В рассказе «Зозан» и в поэме «Або и Лайле» Аджиэ Джинди (р. 1908) ставит вопрос об образовании курд. женщины, описывает борьбу против духовенства, кулаков. В рассказе Джардоэ Генджо (1904—45) «Новая деревня» показана тяжелая жизнь кочевников-курдов, организация колхоза в деревне.

В годы Великой Отечеств. войны сов. курд. писатели выступили с новыми произв. Патриотич. стихи Вазирэ Надри проникнуты ненавистью к врагу, верой в правое дело народа. Самым значит. произв. воен. лет явилась его поэма «Надо и Гулизар», к-рая вошла в книгу «Родина и любовь» (1961). Надри изображает в ней участие курдов в Великой Отечеств. войне. Воен. теме посвящены произв. и др. писателей: рассказ А. Джинди «Братья», поэма А. Авдала «Бако», поэмы Качахэ Мурада (р. 1914) «Тайяр» и «Встреча в Рустави», Усве Бако (1909) — «В кольце огня». Все они воспевают подвиги и патриотизм советских людей в борьбе с врагом.

В послевоен. период сов. К. л. переживает подъем. Выходят сб-ки, отд. книги курд. писателей. А. Джинди выпустил кн. «Новое утро» (1947); Джасмэ Джалил (р. 1908) — «Алагяз» (1954), «Курдские поэмы» (1955), «Родной источник» (1957), «Мои дни» (1960); О. Шаро — «Стихи» (1957), «Два мира» (1963); А. Авдал — «Мам и Зин» (1958), «Первая весна» (1961), «Стихи и поэмы» (1963); Усвэ Бако — «Флейта» (1958), «Радуга» (1961), «Моя мечта» (1963); Микаэлэ Рашид (р. 1925) — «По дорогам Родины» (на арм. яз., 1958), «Мое сердце» (на рус. яз., 1960). В этих произв. изображаются послевоен. жизнь нашей страны, борьба народов за мир, достижения курд. народа. Курд. поэты создали много ярких лирических стихов о Родине, о любви, о природе.

С новыми произв. выступил старейший курд. писатель А. Шамилов: романы «Рассвет» (1958), «Счастливая жизнь» (1959). В первом из них широко изображена жизнь курдов до революции, во время гражд. войны и после победы Сов. власти в Армении. Роман «Счастливая жизнь» охватывает период с конца прошлого века до Великой Отечеств. войны. Писатель показал хорошо знакомую ему жизнь курдов, сперва в феод. Турции, потом в царской России и, наконец, в СССР, участие представителей курд. народа в войне против фашизма. Роман «Счастливая жизнь» вышел на арм. яз. (под назв. «Дорога счастья», кн. 1—2, 1961—64).

Особое место в К. л. занимают произв. о жизни заруб. курдов. Среди них выделяются поэма У. Бако «Саид» (1954) — о жизни иран. курдов, а также повести Алиэ Авдлрахман (р. 1920) «Курдская женщина», «Мороф», к-рые вошли в его книгу «Хате ханум» (1959) — о жиз ни тур. курдов. Здесь показана тяжелая доля курд. народа под игом иран. и тур. властей, их борьба против поработителей.

К числу молодых курд. писателей, выпустивших отд. сб-ки, принадлежат: Ферикэ Усв, Саидэ Ибо, Смоэ Шамо, Мироэ Асад, Карленэ Чачани, Шкоэ Гасан, Сима Саманд, Джардоэ Асад, Ордиханэ Джалил. На курд. яз. переводятся произв. рус. и заруб. классиков, лит-ра народов СССР.

Микаэлэ Рашид.