58
ИДИ́ЛЛИЯ (от греч. εἰδύλλιον — картинка, небольшое стихотворение, преим. из пастушеской жизни) — поэтич. жанр, стихотворение, изображающее в идеализированных тонах быт простых людей обычно на лоне сел. природы. Возникнув в греч. античности у Феокрита (3 в. до н. э.), И. уже в эту эпоху приобрела присущие ей устойчивые черты — затушевывание социальных противоречий, изображение природы как счастливого прибежища от зла и пороков гор. цивилизации. Отсюда — чисто условная характеристика «добродетелей» сел. жизни и самих «поселян», занятых в И. только состязанием в пении и любовными переживаниями. Этими чертами И. сближалась с буколической поэзией.
59
В новое время И. возникла в зап.-европ. лит-рах эпохи Возрождения на основе антич. традиции; особенно широкое распространение получила в Зап. Европе в 17—18 вв., выражая тенденции, присущие дворянской культуре этого периода. В эпоху Просвещения И. культивировали бурж. писатели, идеализировавшие патриархальный уклад (С. Геснер, И. Г. Фосс). В это время И. уже не является исключительно стихотв. жанром, но захватывает и прозу («Идиллии» Геснера, 1756); она вырастает в большую поэму («Луиза» Фосса, 1795) и даже в роман («Поль и Виргиния» Бернардена де Сен-Пьера, 1787). Идиллич. мотивы имеются в поэме И. В. Гёте «Герман и Доротея», где фоном событий является франц. бурж. революция.
Феокрит. «Буколики» (Париж, 1796).
И. В. Гёте. «Герман и Доротея» (Брауншвейг, 1882). Илл. Кольбе.
В рус. лит-ре жанр И. разрабатывали преим. писатели-сентименталисты (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский; см. Сентиментализм). В отд. случаях (напр., в стихах А. А. Дельвига, Н. И. Гнедича) рус. И., стремясь отойти от пасторальных традиций, порывала с их условностями и штампами. В дальнейшем жанр И. не имел распространения в рус. лит-ре. Развитие реализма, несовместимого с идиллич. изображением действительности, к нач. 19 в. вытеснило И. из круга живых лит. жанров. Начало же разложения жанра И., постепенное превращение этого жанра в простую сумму традиц. приемов условной стилизации (см. Стилизация в литературе) может быть отмечено и раньше. Ныне под идиллич. восприятием и воспроизведением действительности в иск-ве чаще всего понимается преднамеренное приукрашивание, «лакировка» действительности, стремление к «бесконфликтной» трактовке явлений обществ. бытия (см. Бесконфликтности «теория»). Это явление в иск-ве уже не закрепляется за каким-то одним жанром; в совр. иск-ве оно вообще не может найти для себя эстетич. оправданности.
Лит.: Маркс К., Морализирующая критика и критикующая мораль, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 296—98; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 2 изд., М., 1963; Абрамович Г. Л., Введение в литературоведение, 3 изд., М., 1961.
Н. С. Миров.