1007
ЗВУКОВА́Я ОРГАНИЗА́ЦИЯ СТИХА́ (а также поэтич. речи) — стилистически значимое использование в поэтич. тексте звукового состава языка, выражающееся в комбинировании фонетически однородных, близких или фонетически контрастных звуков, слогов, слов, фраз для усиления смысловой выразительности стиха. Огранич. количество фонем в любом языке (в рус. 41 фонема) при огромном количестве слов, естественно, предопределяет повторяемость звуков, однако в науч., деловом, газетном стиле речи эта повторяемость не воспринимается и не является выразительным средством. В эмоционально окрашенной, особенно поэтич. речи, звуковой состав языка всегда ощутим. С его помощью усиливается выразительность, речи придается индивидуальная окраска.
З. о. с. приобретает стилистич. значимость, вступая во взаимодействие с др. факторами поэтич. речи, как целостной системы: лексикой, интонационно-синтаксич. организацией. Слово (или словосочетание), наиболее значимое в смысловом отношении, интонационно выделяется, что повышает ощутимость звукового состава слова, а это, в свою очередь, усиливает восприятие смысла и интонации. Напр., повторение целого слова
Левой!
Левой!
Левой! (В. Маяковский)
или
Шли на дно, на дно, на дно... (А. Твардовский)
или
Не надо, не надо,
Не надо, друзья... (М. Светлов).
В этих примерах звуковой повтор является и лексич. повтором, но в то же время каждое повторение требует интонационного усиления, придающего новую выразительность повторяемым словам. Другой формой З. о. с. является повторение не слов, а однородных, близких звуков в различных словах:
Мы живем
зажатые
железной клятвой (В. Маяковский),
что опять-таки усиливает интонационно-смысловую окраску слов, связанных звуковым повтором. В зависимости от качества повторяющихся звуков и занимаемого ими места в стихе, различают такие выразительные средства, как: аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, стык, кольцо. Сходную функцию в поэтич. речи (преим. в стихе) выполняет синтаксическая симметрия —
Пускай же все пройдет неспешно —
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума (А. Блок), —
а также расположение пауз (напр., «лесенка» В. Маяковского) и др.
Интонационно-звуковая организация поэтич. речи является одним из основных средств усиления ее худож. выразительности; характер ее определяется эмоционально-смысловой направленностью данного произв., стилем авторской речи в нем, сюжетными ситуациями, влияющими на строй речи персонажей, и пр.
Наряду со З. о. с., непосредственно связанной с индивидуальными особенностями текста, мотивированной его интонационно-смысловой структурой, следует рассматривать З. о. с., имеющую общее родовое, типологич. значение, отличающее стих от прозы. Сюда относятся ритм, т. е. упорядоченное повторение тех или иных звуковых элементов языка (долгих и кратких слогов, ударных и безударных), рифма, т. е. звуковой повтор, выполняющий ритмич. функцию, строфика, т. е. упорядоченное сочетание стихотв. строк. Все эти формы З. о. с. исторически весьма различны в зависимости от их языковой основы, а также от закономерностей
1008
лит. развития. В пределах же конкретного произв. они включаются в ту же систему целостного взаимодействия всех сторон поэтич. речи, образующей худож. единство. См. также Фоника.
Лит.: Пешковский А. М., Принципы и приемы стилистич. анализа и оценки худож. прозы, М., 1927; Брюсов В., Звукопись Пушкина, Избр. соч. в 2 тт., т. 2, М., 1955; Тимофеев Л., Очерки теории и истории рус. стиха, М., 1958; Томашевский Б. В., Стих и язык, М., 1959; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960.
Л. И. Тимофеев.