169

ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ — иначе двусложные — размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей — сильной и слабой, или наоборот — слабой и сильной (Ú U — хорей и U Ú — ямб). Основным для них является то, что ударения они располагают только на нечетных по отношению к последнему ударению (константе, см.) слогах; при этом очень часто сильные

170

доли стопы остаются без ударения или наоборот ударение попадает на слабые доли, напр. «аUдмиUраUлтеÚйскаUяU иUглаÚ» и «ТоUгдаÚ чеUртаÚ, взгляÚд, вздоÚх, цвеÚт, слоÚвоU». В этих случаях силлабо-тоническая теория говорит о «замене» (см. «Ипостаса») основных стоп (ямб, хорей) — вспомогательными (пиррихий: U U и спондей: Ú Ú ); так в первом случае имеем — пиррихий, ямб, пиррихий, ямб; во втором — ямб, ямб, спондей, спондей; наконец бывают случаи, когда одна из основных стоп «замещает» другую, например: «БоÚй баUраUбаÚнныUй, клиÚкиÚ, скреÚжет», где первая стопа ямба «заменена» хореем (см.) «Хориямб». Чередование строк, внутри к-рых различным образом расположены ударения на нечетных слогах, и создает в основном ритмическое движение. Очень характерно для Д. р. тяготение к так наз. диподическому строению (по Сиверсу), когда ритмические ударения объединяются в группы (по два), причем одно из них сильнее другого (по типу): U Ú U Ű U Ú U Ű где Ú подчиненное и Ű главное ударение, напр.:

              Ú       Ú        Ú          Ú
«Где все пути и все распутья
         Ú            Ú                      Ű
Живой клюкой измождены».

В связи с этим часты и такие случаи, когда подчиненные ударения почти совсем опускаются, напр.:

«Мы — роковые глубины,
Глухонемые ураганы
Упали в хлынувшие сны,
В тысячелетние туманы».      А. Белый.

Однако каждое ударение в Д. р. может быть и самостоятельным, напр.:

«Октябрь лег в жизни но́вой э́рой,
Властне́й века́ разгороди́л,
Чем все́ эпо́хи, че́м все ме́ры,
Чем Ренесса́нс и дни Атти́л».      В. Брюсов.

В стихотворной практике эти модификации Д. р. обычно в той или иной степени совмещаются. Эд. Сиверс (Ed. Sievers, Rhytmisch-melodische Studien, H., 1912) предлагает называть Д. р. — ритмические ударения — самостоятельно моноподическим (или подическим) типом, в противоположность диподическому, где ударения делятся на главные и подчиненные; по его мнению, преобладание моноподического типа характеризует стихи со смысловой или повествовательной установкой, а диподического — стихи эмоционального, лирического характера. Это указывает на зависимость ритма от характера данного стиля или жанра. Д. p. в русской поэзии чрезвычайно распространены. Именно с них начали основатели русского силлабо-тонического стихосложения; первоначально у нас появился хорей (Тредьяковский, Эпистола к Аполлину, 1735), а затем и ямб (Ломоносов, Ода на взятие Хотина, 1739). Постепенно однако Д. р. вытесняются трехсложными размерами, а главное — современным чисто тоническим стихом. См. «Силлабо-тоническое стихосложение», «Ритмика».

Л. Т.