475
ПУШКИНСКИЕ МЕСТА
Последняя квартира Пушкина
Осенью 1836 г. Пушкин переехал на новую квартиру в доме кн. С. Г. Волконской (ныне Мойка, 12). Точная дата переезда неизвестна. Возможно, что это было в сентябре, вскоре после заключения контракта на наем квартиры, составленного 1 сентября 1836 г.
На основании контракта устанавливается, что вновь нанятая квартира занимала в доме, состоящем „2-й Адмиралтейской части 1-го квартала под № 7 весь от одних ворот до других нижний этаж из одиннадцати комнат, состоящий со службами, как то: кухнею и при ней комнатою в подвальном этаже, выйдя на двор, направо: конюшнею на шесть стойлов, сараем, сеновалом, местом в леднике и на чердаке и сухим для вин погребом; сверх того две комнаты и прачешную, взойдя на двор налево в подвальном этаже во втором проходе; сроком впредь на два года“.
Плата за квартиру была определена в 4300 руб. асс. в год с обязательством вносить ее „при наступлении каждых трех месяцев — впредь по тысячи семидесяти пяти рублей. бездоимочно“.1
476
Проект реконструкции дома № 12 по Мойке в Ленинграде. План 1-го этажа.
Несмотря на значительное число комнат новая квартира была тесной для разросшейся семьи поэта. Надо учесть еще и то, что в это время у Пушкиных было больше 20 человек прислуги, и что одна из самых больших по площади комнат (с тремя окнами на Мойку) была занята буфетной и чуланом, с самостоятельным выходом из последнего на парадную лестницу (этим ходом пользовались лица, приходившие осведомиться о здоровье раненого поэта, а когда он умер — проститься с его телом).
Недостатком квартиры являлось и почти полное отсутствие в ней непроходных комнат, и то, что бо́льшая часть стен была изрезана окнами и дверями.
477
Проект реконструкции дома № 12 по Мойке в Ленинграде. План 2-го этажа.
Об отделке последней квартиры Пушкина известно немногое. „Полы во всех комнатах, порядочно потертые, были выкрашены красно-желтоватой краской“, вспоминал Н. В. Давыдов. Передняя была окрашена ярко желтой клеевой краской, а столовая и гостиная — бледноголубой.1
Отдельные моменты событий, связанные с дуэлью поэта, происходили в той части квартиры, центром которой является кабинет. На стоявший в кабинете диван был положен в 6 ч. вечера 27 января раненый Пушкин, на этом диване он умер 29 января.
Через ¾ часа после смерти поэта, „тело вынесли в ближайшую горницу, а я, — пишет В. А. Жуковский, — исполняя повеление государя императора, запечатал кабинет своею
478
печатью“. На другой день утром (30 января) тело было положено в гроб, поставленный посреди передней, головою к окнам. В полночь 31 января гроб вынесен был в церковь.
7 февраля, в девятый день после смерти поэта, в присутствии Жуковского и генерала Дубельта был распечатан кабинет, и все бумаги, письма и рукописные книги в двух сундуках перевезены на квартиру Жуковского. 16 февраля 1837 г. Н. Н. Пушкина уехала с семьей в Полотняный Завод, и квартира Пушкина осталась пустой, будучи предназначена для сына домовладелицы, князя Г. П. Волконского.
Дочь Пушкина, гр. Н. А. Меренберг, вспоминала в беседе с М. И. Семевским, что „в ней впоследствии жили мои знакомые, между прочим Демидова, и я в ней впоследствии бывала“. В августе 1874 г. в ней жил граф Клейнмихель, женатый на внучке Карамзина, княжне Мещерской. Еще позже квартиру занимала княгиня Кочубей, которая в день пятидесятилетия смерти поэта, боясь манифестаций перед окнами квартиры, обратилась за защитой к обер-полицеймейстеру. Список жильцов этой квартиры завершается С.-Петербургским Охранным отделением.
Только Октябрьская революция спасла этот крупнейший мемориальный памятник от полного забвения и разрушения: в октябре 1925 г. последняя квартира Пушкина передана была в ведение Пушкинского Дома Академии Наук. Но к этому времени она успела совершенно утратить свой прежний облик. В течение всего XIX столетия план квартиры, в основных чертах не изменился. Однако в 1910 г. была произведена перестройка дома по проекту инж. Гвоздецкого, причем квартира Пушкина была переделана до полной неузнаваемости. Старинная парадная лестница с колоннами, по которой выносили тело Пушкина, оказалась уничтоженной. Часть квартиры была отделена, взамен чего к ней присоединилась площадь, освободившаяся после уничтожения лестницы. Оставшаяся часть квартиры была перепланирована заново, место, где умер Пушкин, отошло под коридор, а часть передней, где стоял гроб, — под ванную и уборную.
В 1924 г. Пушкинский кружок Общества „Старый Петербург“ произвел работы по восстановлению части бывшей квартиры Пушкина. По указаниям арх. Н. Е. Лансере и А. А. Платонова был восстановлен бывший кабинет поэта и упразднена ванная в передней. С переходом квартиры в ведение Пушкинского Дома в ней был организован памятный историко-литературный и бытовой музей тридцатых годов XIX века, посвященный Пушкину.1 В декабре 1930 г. Музей был свернут, и часть квартиры использована в качестве жилого помещения. После реорганизации к началу 1934 г. Института Литературы (Пушкинского Дома) Академии Наук, Музей был вновь открыт 10 февраля 1934 г.1
В декабре 1935 г. правление Пушкинского общества организовало архитектурную бригаду для исполнения ряда предварительных работ по восстановлению последней квартиры Пушкина и созданию Дома имени Пушкина. В бригаду вошли: художники-архитекторы Б. А. Альмединген, Ф. Г. Беренштам, Н. Е. Лансере, А. В. Модзалевский и С. С. Некрасов, а также техник С. П. Климов.
Перед бригадой встал чрезвычайно сложный и ответственный вопрос не только о восстановлении квартиры, но и о перепланировке всего дома. В виду важности и сложности этих вопросов создана была, по предложению Пушкинской комиссии, литературно-исследовательская бригада, которая под руководством Л. Б. Модзалевского и В. Ф. Широкого занялась подбором и систематизацией архивных и литературных материалов, необходимых для составления плана реставрационных работ.
В задачи архитектурной бригады входило восстановление последней квартиры Пушкина и создание эскизного проекта Дома имени Пушкина.
Работая над разрешением первой задачи, бригада составила три различных варианта, по которым может итти восстановление квартиры Пушкина.
По первому варианту, квартира восстанавливается в прежней планировке и должна служить для экспонирования всех документов и материалов, отражающих жизненный и творческий путь Пушкина, с добавлением к ним подлинных предметов, принадлежавших поэту.
479
По второму варианту, квартира восстанавливается как и в первом случае, но каждая комната отражает свое назначение и обставляется соответствующей мебелью и иконографическим материалом.
По третьему варианту, в задачу восстановления входит воссоздание тех бытовых условий, в которых проходили последние дни жизни Пушкина. При этом варианте допускается использование имитации предметов утерянных, но когда-то находившихся в квартире.
Необходимо отметить, что восстановление квартиры Пушкина по третьему варианту является наиболее сложной работой.
По вопросу о создании Дома имени Пушкина исполнен эскизный проект. Представляется возможным, кроме восстановления квартиры в ее первоначальном виде, устроить: лекторий на 300 человек с двухсветным залом; библиотеку с книгохранилищем в 387 кв. метров; кабинеты для историко-литературной работы площадью в 355 кв. метров; помещение для музея; ряд помещений для исследовательских кружков и организаций; необходимые помещения для обслуживающего персонала. Двор дома предположено использовать для проведения массовой лекционной работы летом. К эскизному проекту была приложена ориентировочная смета, составленная, по укрупненным измерителям, на 1 027 000 рублей.
Выполнение этого широко задуманного проекта соединено с преодолением значительных трудностей. Для осуществления основной задачи — восстановления квартиры Пушкина в планировке 1837 г. — необходимо уничтожить существующую парадную лестницу, что вызывает ликвидацию квартир верхних этажей, освобождение которых от жильцов целесообразно также и в пожарном и санитарном отношениях. Освобождающаяся площадь включается в общую площадь Дома имени Пушкина.
На месте существующей в настоящее время лестницы следовало бы восстановить комнаты сестер Гончаровых, прислуги и часть детской. Кроме того, необходимо восстановить прежнюю парадную лестницу на три этажа и застроенный в настоящее время второй дворовый проезд.
Для организации библиотеки и рабочих кабинетов предназначается дворовый флигель (так наз. конюшни Бирона), с восстановлением ныне уничтоженной правой части галлереи, остеклением ее и проведением необходимых перепланировок.
Внутреннюю отделку здания предположено выдержать в том стиле, в каком она была в начале XIX в. в полном соответствии с наружной архитектурой.
Б. Альмединген.
В. Широкий.
Пушкин и Москва
13 февраля 1936 г., под председательством М. А. Цявловского, состоялось первое заседание Пушкинской комиссии Московского Областного бюро краеведения, посвященное обсуждению плана работ по подготовке к пушкинскому юбилею. В заседании приняли участие: Н. С. Ашукин, М. В. Нечкина, Г. А. Волков, Н. П. Чулков, Д. И. Шаховской, Г. А. и Г. Г. Пушкины и др.
М. А. Цявловский указал на необходимость научного изучения меморативных материалов о Пушкине; в этой области у нас почти ничего не сделано. Следует поработать над темой „Москва и Пушкин“. Места, связанные с пребыванием в них поэта, как в самой Москве, так и в Московской области (Захарово, Ярополец, Полотняные Заводы и др.) изучены крайне недостаточно, а многим грозит разрушение. В Баумановском районе, на месте, где стоял дом, в котором родился Пушкин, и которое предполагалось превратить в парк, строится громоздкое здание школы. Флигель дома на Собачьей площадке, где жил Пушкин у Соболевского, — под угрозой разрушения, равно как и Бутурлинский дом. В лучшем состоянии дом Вяземского в Чернышевском переулке, флигель которого вполне уцелел. Сохранился дом на Арбате № 53, в котором Пушкин поселился после женитьбы и который следует превратить в Пушкинский мемориальный музей. Но для осуществления этого плана нужно прежде выселить оттуда 85 человек жильцов и затем произвести капитальный ремонт. Необходимо учесть и могилы лиц, тесно связанных с именем Пушкина, пока они еще в поле зрения. Многие из них уже сейчас безнадежно затеряны, как например могилы А. И. Тургенева, дочери поэта и др.
480
В результате обсуждения собрание приняло следующий план научной работы:
1. Москва эпохи Пушкина.
2. Вопросы, связанные с пребыванием Пушкина в Москве и на территории нынешней Московской области:
а) Дома, в которых жил Пушкин.
б) Дома, в которых бывал Пушкин.
в) Отдельные местности, связанные с пребыванием в них Пушкина.
г) Московские друзья и знакомые Пушкина.
3. Москва в произведениях Пушкина.
4. Москва о Пушкине за сто лет.
5. Изучение материалов о юбилейных пушкинских днях в Москве, открытии памятника Пушкину на Страстном бульваре и т. д.
Квартира Пушкина в Москве
Из сохранившихся в Москве зданий, связанных с именем Пушкина, наибольший интерес представляет дом № 53 на Арбате, в котором поэт поселился после женитьбы. Это сравнительно небольшой каменный двухэтажный дом, выходящий фасадом на Арбат, с двумя флигелями во дворе, — одним старинным деревянным и выстроенным, вероятно, позднее каменным. История этого дома, вернее, владения, на котором впоследствии был выстроен дом, восходит к началу XVIII столетия. В 1831 г. дом принадлежал известной москвичке, вдове действительного статского советника, Анастасии Николаевне Хитрово или Хитровой, как звала ее вся Москва.
Квартира Пушкина была во втором этаже. Поэт снял ее 6 декабря 1830 г., незадолго перед женитьбой, заново отделал и обставил мебелью. Единственное краткое упоминание об обстановке квартиры Пушкина имеется в воспоминаниях кн. П. П. Вяземского, присутствовавшего мальчиком на свадьбе Пушкина: „По совершении брака в церкви, — пишет он, — я отправился вместе с Павлом Воиновичем Нащокиным на квартиру поэта для встречи новобрачных с образом. В щегольской, уютной гостиной Пушкина, оклеенной диковинными для меня обоями под лиловый бархат, с рельефными цветочками, я нашел на одной из полочек, устроенных по обоим бокам дивана, никогда мною не виданное и не слыханное собрание стихотворений Кирши Данилова. Былины эти, напечатанные в важном формате и переданные на дивном языке, приковали мое внимание на весь вечер...“
Два другие свидетельства — весьма общего характера. Московский почт-директор А. Я. Булгаков, в письме к своему брату от 28 февраля 1831 г., писал: „Пушкин славный задал вчера бал. И он и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай бог, чтобы всегда так продолжалось. Много все танцовали... Ужин был славный; всем казалось странным, что у Пушкина, который жил всё по трактирам, такое вдруг завелось хозяйство“. Поэт В. И. Туманский, проездом из Петербурга в Молдавию, посетил Пушкина на его московской квартире и следующим образом описывал свое впечатление от этого посещения: „В Москве провел я весьма приятно целые сутки. Пушкин радовался, как ребенок, моему приезду, оставил меня обедать у себя и чрезвычайно мило познакомил меня со своею пригожею женою. Не воображайте, однако ж, что это было что-нибудь необыкновенное. Пушкина — беленькая, чистенькая девочка с правильными чертами и лукавыми глазами, как у любой гризетки. Видно, что она неловка еще и неразвязна, а все-таки московщина отражается на ней довольно заметно. Что у нее нет вкуса, это было видно по безобразному ее наряду; что у нее нет ни опрятности, ни порядка — о том свидетельствовали запачканные салфетки и скатерть, и расстройство мебелей и посуды“. (Письмо Туманского к кузине от 16 марта 1831 г.)
Вот все. Никаких других свидетельств о квартире поэта не сохранилось. Каково было расположение комнат, как они были отделаны, как обставлены, — ничего этого мы не знаем.
Женившись и поселившись в своей московской квартире, Пушкин, повидимому, рассчитывал прожить в Москве более продолжительное время, нежели ему это пришлось. Но нелады с тещей, Н. Н. Гончаровой, привели к тому, что он, прожив в квартире всего лишь три месяца, в середине мая 1831 г. уехал с женой в Петербург, а затем в Царское Село, поручив ликвидацию своей московской квартиры П. В. Нащокину. Из обстановки этой квартиры Пушкина не сохранилось ни одной вещи.
В связи со столетней годовщиной со дня смерти Пушкина Всесоюзный Пушкинский
481
комитет постановил устроить в Москве в доме, в котором была квартира Пушкина, Пушкинский музей.
Реставрационные работы по этому дому довольно сложны, так как и с внешней стороны и внутри он подвергался переделкам. Прежде всего будет восстановлен внешний вид дома, каким он был в 1831 г. Сделать это нелегко, так как никаких планов или зарисовок не сохранилось. Все архитекторы, осматривавшие этот дом, сходятся на том, что дом был в ампирном стиле, который и надлежит восстановить. Для восстановления симметрии внешнего вида дома с левой стороны будет снесена пристройка и восстановлены ворота и калитка. Будет сооружена и колоннада, если исследование фундамента установит, что в 30-е годы такая колоннада действительно существовала.
Несравненно более трудная задача, в виду отсутствия каких бы то ни было данных, — произвести реставрацию внутреннего вида квартиры Пушкина, привести ее в тот вид, который она имела при жизни в ней поэта. Заранее можно сказать, что полное восстановление квартиры неосуществимо. Однако реставрация с предельным приближением ее к стилю 30-х годов возможна.
В бывшей квартире поэта предположено организовать музей, в котором на фоне материалов эпохи будет развернута экспозиция на тему „Жизнь и творчество Пушкина“, с показом ряда подтем: „Пушкин и декабрьское движение“, „Пушкин и Николай I“, „Как работал Пушкин“, „Пушкин и Москва“ и др.
Так как пушкинской мебели, бывшей в его квартире, не сохранилось, комнаты будут обставлены мебелью тридцатых годов. Несомненно, в экспозиции следует показать и подлинные пушкинские вещи, находящиеся в Ленинской библиотеке, куда они поступили из Остафьева, и которые в настоящее время для обозрения недоступны. Среди этих реликвий — письменный стол Пушкина, подаренный Натальей Николаевной после смерти поэта П. А. Вяземскому, палка Пушкина с пуговицей Петра I, жилет, который был на поэте во время его дуэли с Дантесом, так называемый „Пушкинский кабинет“ из Остафьева, портрет В. А. Жуковского с надписью Пушкину: „Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он закончил «Руслана и Людмилу»“, картина Козлова „Пушкин в гробу“.
Для устраиваемой Всесоюзной Пушкинской выставки в Москве в настоящее время приобретаются разные пушкинские материалы: портреты, иллюстрации к произведениям Пушкина, архивные документы, книги, предметы быта и т. д. По закрытии выставки и возвращении материалов, взятых у частных лиц и государственных учреждений, останется значительная часть материалов, приобретенных специально для выставки, которые и должны найти себе место в Пушкинском музее. Эти материалы, будучи объединены с пушкинскими вещами Ленинской библиотеки и пушкинскими материалами, собранными Литературным музеем, составят значительный фонд экспонатов как по количеству, так и по качеству, для устройства экспозиции Музея имени Пушкина.
В нижнем этаже дома предполагается устроить специальную Пушкинскую библиотеку-читальню и кабинет по изучению творчества Пушкина. В библиотеке будут собраны по возможности все издания сочинений Пушкина на русском и иностранных языках и на языках народов СССР, сочинения писателей, оказавших влияние на Пушкина, книги, составлявшие его библиотеку, сочинения писателей, которых Пушкин цитировал, упоминал или рецензировал, сочинения писателей-современников поэта, периодические издания эпохи Пушкина, по возможности вся пушкиниана.
В кабинете по изучению Пушкина должны быть сконцентрированы фотографические снимки со всех рукописей Пушкина, различные справочные каталоги и картотеки: картотека словаря Пушкина, картотека канвы жизни и творчества Пушкина, путеводитель по Пушкину, справочная картотека о всех знакомых и современниках поэта.
Г. Волков.
Новооткрытые могилы Пушкиных
На кладбище колхоза „Красная Береза“ (б. „Крекшина Береза“) Порховского района, Псковского округа, в 1935 г. мной открыты могилы трех родственников Пушкина, расположенные на небольшом расстоянии одна от другой у входа в церковь. Надписи на
482
двух могильных плитах хорошо сохранились: 1) „Сей камень покрывает прах в бозе покоющегося господина порутчика Никиту Богдановича Пушкина, которой родился в 1743-ем году в службу вступил с 759-го года служил лейб гвардии в Семеновском полку до 769-го года волею божиею помре сего 1803 года августа 9-го дня пополудни во 2-ом часу женат был на дворянской дочери Варваре Федоровой“. 2) „Сей камень покрывает прах в бозе покоющейся госпожи порутчицы Варвары Фаддеевны жены Пушкиной из рода Абрамовых родившейся в 742 году в супружество вступившей 758 г. и скончавшейся 797 года июня 24 дня всей жизни ее 54 года и 7 месяцев“.1
В местном сельсовете, куда были переданы все старые метрические записи, сохранились книги лишь с 1870 г., а остальные были уничтожены за ненадобностью. Но в покойницкой при церкви мною были обнаружены старинные инвентарные описи церковной утвари, переписка помещиков с причтом и росписи начала XIX в. В этих последних по сельцу Студенец, принадлежавшему Н. Б. Пушкину, за 1804 г. имеются следующие сведения: „103. Военные-домашнне. Сельцо Студенец. Помещик Иван Яковлев Осокин 37 л. жена его Любовь Никитина 26 л. дети их Александр 5 л. Варвара 3 л. тетка ее Митрофанова“. За 1808 г.: „Сельцо Студенец. Второго ранга капитан Иван Яковлевич Осокин 42 л. ж. его Любовь Никитишна 31 г. дети Александр 9 л. Петр 3 л. Варвара 8 л. тетка их Матрена Митрофанова 65 л.“. Этим объясняется соседство с могилами Пушкиных трех могил Осокиных, в том числе „жены капитана 2-го ранга Любови Никитишны Осокиной, из роду Пушкина“. Надпись на плите не поддается разбору, но внизу ее ясно читается: „и сына ея капитана Александра Никитича Ронова“, из чего следует, что по первому браку Любовь Никитишна Пушкина носила фамилию Ронова.
Даты женитьбы и смерти Н. Б. Пушкина, а также все сведения о его жене и дочери дополняют материалы по генеалогии рода Пушкиных, собранные в книге Б. Л. Модзалевского и М. В. Муравьева „Пушкины. Родословная роспись“.
А. Слюсарев.
Сноски к стр. 475
1 „Рукою Пушкина“, 1935, стр. 791—792.
Сноски к стр. 477
1 „Русская Старина“, 1887, № 4, стр.161—164.
Сноски к стр. 478
1 Подробно см.: „Последняя квартира Пушкина в ее прошлом и настоящем. 1837—1927“. Составили М. Д. Беляев и А. А. Платонов, Л., 1927 г.; М. Беляев. „Квартира, где умер Пушкин.“ Л. 1930 г.
Сноски к стр. 482
1 В первой надписи отчество жены Н. Б. Пушкина перепутано, должно быть по ошибке мастера. (См.: В. Л. Модзалевский и М. В. Муравьев. „Пушкины. Родословная роспись“. Л., 1932, стр. 49—50.)