192

55. Правила о заецахъ.

а) Господи Боже, благослови! Во имя Отца и Сына и св. Духа. Стану я рабъ божій (имя рекъ) по утру рано, умоюсь ключевою водою, поклонюсь чуднымъ образамъ, пойду я рабъ б. им. на божій путь, на добрыя дѣла, въ чистое поле, въ темные лѣсы со своими ловушками. Стану я рабъ б. им. ставить свои ловушки на бѣлого звѣря, зайца, на всѣ на четыре стороны, возлѣ темные лѣсы, на полденную сторону, на западную сторону, на сиверную сторону, на восточную сторону, помолюсь Егорью храброму: Егорій храбрый свѣтъ, мой помощникъ! гони бѣлаго звѣря зайца ко моимъ ловушкамъ черезъ поля чистыя своему рабу божію имя реку, гони бѣлаго звѣря зайца со всѣхъ съ четырехъ сторонъ къ рабу божію имя реку жирового и набѣглого въ мои ловушки, бѣжи бѣлой звѣрь заяцъ ко моимъ ловушкамъ, пади бѣлой звѣрь заяцъ въ мои ловушки, ѣшь бѣлой звѣрь заяцъ мою насторожку, зеленую вичку осинку. Како же на сподъ трава мурава отъ косы отъ булатныя (падаетъ), такъ же палъ бѣлой звѣрь заяцъ въ мои ловушки къ рабу божію имя рекъ. Будьте мои слова крѣпки, во присно, во вѣки вѣковъ, аминь.

193

б) Отнынѣ и довѣку уговариваю свои слова отъ урокъ, отъ призоровъ, отъ чернаго глазу, отъ чернаго волосу, отъ сѣраго глаза, отъ руса волоса, отъ черемна волосу. Бѣжи бѣлой звѣрь заяцъ изъ-за рѣкъ изъ-за быстрыхъ, изъ-за лѣсъ изъ-за темныхъ, чрезъ болота зыбучія, бѣжи бѣлой звѣрь заяцъ ко моимъ ловушкамъ, къ рабу божію имя рекъ въ мои ловушки, по своимъ по тропкамъ, не устрашись бѣлой звѣрь заяцъ отъ моихъ слѣдовъ, отъ моего духа, отъ моихъ бѣлыхъ рукъ. Прибѣжалъ бѣлой звѣрь заяцъ ко моей ловушкѣ принялся за мою насторожку, за зеленую вичку за осинку. Пади моя ловушка на бѣлаго звѣря на зайца на буйную главу, на ревные на ножки. Слава тебѣ, Отцу и Сыну и св. Духу, ни присно и вовѣки вѣковъ, аминь.

в) И та моя молитва раба божія имя рекъ, — молился я рабъ божій имя рекъ Егорью храброму: какожде ярова пчела вьется около маточки, такожде бы бѣлой звѣрь заяцъ вился около моей, раба божія имя рекъ, ловушки, шелъ бы въ мою, раба божія им., ловушку и ѣлъ бы мою насторожку, раба божія им.; есть же у меня, раба б. им., на тропахъ, на ухожьяхъ стоитъ бѣлая осинка. Пейте и ѣшьте въ моихъ ловушкахъ въ садкахъ и въ куломахъ бѣлые, чалые, сѣрые зайцы короткохвостые и кривоногіе и черноусые и черноушные и по утрянымъ зорямъ и по вечернимъ; и пьютъ, и ѣдятъ и въ саткахъ и въ куломахъ бѣлую осину съ комля и до вершины. Сколь сладка и паточна вамъ бѣлымъ, пчолымъ, ярымъ зайцамъ короткохвостымъ и кривоногимъ и черноушнымъ медвяная роса и травы сладки и паточны, и въ молодѣ мѣсяцѣ и сполна, въ ветху и перекроѣ и въ межныхъ дняхъ, по утрянымъ зорямъ и по вечернымъ по всякой день, по всякой часъ, и пейте и ѣшьте бѣлую осину съ комля и до вершины въ тѣхъ же ловушкахъ, въ саткахъ и въ куломахъ. Какъ изъ неба и снѣгъ и дождь падатъ и валится на землю безотпятно безотворотно, какъ изъ лѣсу у меня, у раба божія имя рекъ листъ, валится на землю безотпятно, безотворотно, такъ же бы у меня раба божія им. пали бы и валились въ мои ловушки, въ сатки и въ куломы бѣлые, пчолые, ярые зайцы короткохвостые и кривоногіе и черноусые и черноушные безотпятно безотворотно, ко мнѣ, къ рабу б. им., по всякой день и по всякой часъ и время, въ молодѣ мѣсяцѣ и ополни, и въ ветху и перекроѣ, въ межныхъ дняхъ; не устрашись бѣлой звѣрь заяцъ отъ моихъ слѣдовъ, отъ моего духу, отъ моихъ бѣлыхъ рукъ. И будте у меня у раба б. им. слова крѣпче бѣлаго горючаго камени и синя булату и въ заговорѣ, и въ договорѣ, отнынѣ и до вѣку; въ морѣ глава моя у меня, у раба б. имя река; и въ небѣ языкъ мой у меня, у раба божія имя река, во вѣки вѣковъ, и всѣмъ словамъ крѣпость, аминь.

г) Господи, Боже, благослови. У меня, у раба божія имя рекъ (наприм. Іоанна Авдотьина сына), осина дерево слашче изюму и сахару и меду и патоки и исть бѣлому звѣрю зайцу черноуху короткохвосту; подьте и потеките бѣлые звѣри зайцы ко мнѣ къ рабу божію Іоанну Авдотьину сыну, подъ мои подъ пастины и подъ куломы со всѣхъ четырехъ сторонъ, съ лѣта и съ сивера, съ востоку и съ западу, изъ ломовъ и со ржавчинъ, изъ за высокихъ горъ, кривыхъ наволоковъ ко мнѣ къ рабу божію, Іоанну Авдотьину сыну, подъ пастины и подъ куломы; подъѣдайте и подсысайте на перу за сторожевой сукъ, по всякой день и по всякой часъ, по всѣ времена, въ день по солнцу, а въ ночь по мѣсяцу по частымъ звѣздамъ.

д) Господи Боже, благослови. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Стану я рабъ божій имя рекъ благловесь, и пойду перекрестесь, изъ избы дверьми, изъ двора воротами, выйду я рабъ божій имя рекъ въ чистое поле, помолюсь и поклонюсь на восточную сторону и на всѣ четыре стороны. Есть у меня, у раба божія имя рекъ въ чистомъ поле кобыла дикая, есть у ея, у кобылы у дикія, тридевять жеребцовъ, три два и одинъ жеребецъ и какъ тебя, кобылу дику, три и два и единъ жеребецъ подсысаетъ и подъѣдаеть, такъ же бы у меменя, у раба божія имя рекъ, прибѣгали бы бѣлые звѣри, зайцы криволапые, черноухіе со всѣхъ съ четырехъ сторонъ съ востоку и съ западу, съ лѣта и съ сѣвера, по всякой день и по всякой часъ подсѣкали бы и подъѣдали бы у меня, у раба божія имярекъ, на передъ сторожимой прутокъ бѣлые звѣри зайцы, криволапые и черноухіе и не ослышались бы меня, раба божія имя рекъ, въ день по солнышку и въ ночь по мѣсяцу и по утру рано и по вечеру поздо, по утрянной зорѣ и по вечерней зорѣ, подсѣкайте и подъѣдайте у меня, раба божія имя рекъ, бѣлые звѣри зайцы безотходно и безотпятно. И кое мое слово назадъ и тое мое слово будь напереди, и кое мое слово въ забытье и то же мое слово тутъ же будь, и тутъ моимъ словамъ ключь и замокъ отъ нынѣ и до вѣку во вѣки вѣковъ, аминь и тѣ мои слова трою заключены: слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Когда у тебя, у бѣлаго звѣря зайца нога сростется, тогда у меня, у раба божія имя рекъ, статья побьется.

194

е) Взять соли въ Великой Четвертокъ и та соль хранить до Покровской субботы, и въ ту соль приговаривать та статья, а въ избу той соли не носить:

Какъ къ тебѣ, Михаилъ Архангелъ, сбирается народъ божій къ церкви, такъ бы ко мнѣ, къ рабу божію имя рекъ, сбѣгалися бы бѣлые звѣри зайцы, криволапые и черноухіе со всѣ четыре стороны, со встоку и съ западу, съ лѣта и съ сивера.

Брать ту траву канунъ Иванова дни въ вечеру, а ту траву трою дергать въ трехъ мѣстахъ, а окуриваться той травой трою.

ж) Господи Боже благослови. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сѣку я рабъ божій имя рекъ медъ да патоку, сахарные ѣствы бѣлому звѣрю, зайцу черноуху и черноусу, пить да ѣсть, воскушать на здравіе, сѣку да рублю, тѣмъ словамъ ключь и замокъ, аминь.

з) Стану благословесь, пойду перекрестесь, я рабъ божій имя рекъ изъ избы дверьми, изъ двора воротами, да поклонюсь и помолюсь на всѣ четыре стороны, пойду на божіи дѣла, на божій путь, стану ставить платочки, ловушочки на бѣлаго горносталя на чернохвоста. Бѣжи бѣлъ горносталь изъ-за рѣкъ изъ-за быстрыхъ, изъ-за лѣсъ изъ-за темныхъ, чрезъ болота зыбучіе, бѣжи ко моимъ ловушкамъ; прибѣжалъ бѣлъ горносталь ко моимъ ловушкамъ, только скочилъ, спрянулъ, завидѣлъ мою ловушку, поночалъ своимъ теплымъ гнѣздышкомъ, схватилъ бѣлъ горносталь въ моей ловушечкѣ, принялся за животцу, моя плашечка возбудилась, прихватила бѣлаго горносталя чернохвоста по нутру, по самому животцу, по рѣзвымъ по ножкамъ по буйной головкѣ. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь. Примѣты выше сего.

и) Во имя отца и Сына и Святато Духа. Стану я, рабъ божій имрекъ, благословесь, пойду перекрестесь, изъ избы дверьми, изъ двора воротами, выйду я, рабъ божій имрекъ, въ чистое поле. Въ чистомъ полѣ какъ мертвецъ лежитъ въ сыро-матерой земли, не слышитъ и не видитъ колоколеннаго звона и попова пѣнья, такъ какъ же бы рыскучій звѣрь зайко не слышалъ и не видѣлъ моей шелковой петли и шелъ бы онъ, зайко кривоногой, черноухой и черноушой, безотпятно въ день по солнцу, а въ ночь по мѣсяцу, по частымъ звѣздамъ, при буйныхъ вѣтрахъ, по всякой день и по всякой часъ, по вся времена; слава Отцу и Сыну и Св. Духу, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

і) Во имя Отца и Сына и св. Духа. Стану, благословясь, пойду перекрестясь, я рабъ б. им. изъ избы дверьми, изъ двора воротами, выйду въ чистое поле. Есть у меня раба б. им. въ чистомъ полѣ крѣпки веревки льняныя и конопляныя, есть же въ чистомъ полѣ синее море окіянъ, есть же въ синѣ морѣ окіянѣ тридевять островыхъ, есть же на тридевяти островыхъ тридевять лисицъ бурнастыхъ и тридевятъ долгохвостыхъ, есть же въ синѣ морѣ окіянѣ тридевять островыхъ, есть же на тридевяти островыхъ тридевять бѣлыхъ, пчолыхъ и ярыхъ зайцовъ, короткохвостыхъ, кривоногихъ, черноусыхъ и черноушихъ. Бѣжите и теките бѣлые, пчолые и ярые зайцы, короткохвостые и кривоногіе, и черноусые и черноушные, и бѣжите и теките лисицы бурнастыя, долгохвостныя и по утрянымъ зорямъ и по вечернимъ, по своимъ по тропкамъ, по моему ухожью со восточную сторону въ сторону скачите: стоитъ желѣзный тынъ отъ земли и до небеси, назадъ попятиться вамъ бѣлымъ, пчолымъ и ярымъ зайцамъ короткохвостымъ и черноушнымъ, назадъ попятиться лисицамъ бурнастымъ долгохвостнымъ — и стоитъ храбръ Егорій и на сильномъ конѣ, самъ бѣлъ и кнутъ бѣлъ и рукавицы бѣлыя и борода бѣлая, и залучаетъ и загоняетъ лисицъ бурнастыхъ долгохвостыхъ, залучаетъ и загоняетъ, бѣлыхъ, пчолыхъ, ярыхъ зайцовъ короткохвостыхъ и кривоногихъ, и черноусыхъ и черноушныхъ, по утрянымъ зорямъ и по вечернімъ, по всякой день, по всякойч часъ и время божіихъ, въ молодѣ мѣсяцѣ и сполни, въ ветху и перекроѣ, въ межныхъ дняхъ; въ морѣ глава моя, въ небѣ языкъ мой у меня у раба б. им. Не устрашись бѣлой звѣрь заяцъ отъ моихъ слѣдовъ, отъ моего духа, отъ моихъ бѣлыхъ рукъ; будьте у меня у раба б. им. слова во вѣки вѣкомъ, аминь, въ заговорѣ и въ договорѣ, отнынѣ и до вѣку, и крѣпче бѣлаго горячаго каменя и синя булату, и всѣмъ словамъ крѣпость аминь.

к) Господи Боже благослови Іисусъ Христосъ. Во имя Отца и Сына и св. Духа. Стану я, рабъ божій, благословясь, пойду въ чистое поле подлѣ синее море, подлѣ святое море окіанъ, и помолюсь я рабъ. б им. святому и праведному Мамантію: золотой кнутъ удари далеко, трони близко бѣлыхъ звѣрей зайцовъ и красныхъ бурыхъ черныхъ лисокъ, россомахъ и рысей; идите и бѣжите изъ-за тридевяти морей, изъ-за тридевяти клочеватыхъ ордъ; есть у меня, у раба б. им. яствы сахарныя, питья медвяныя, идите и бѣжите ко своему рабу б. им., льните и вѣсните въ мои нитки, въ новцѣ мѣсяцу, въ ветху и молоду, по всякой часъ, во всѣ времена, ключь и замокъ и архангельско слово, аминь.

195

А нитки прясть изо льну не слинить; а скать по солнышку и вымыть ихъ въ водѣ и выморозить на морозѣ, чтобъ до бѣла, а потомъ напарить въ котлѣ или въ горшкѣ всякой хвои и вымыть въ той водѣ, а оправлять въ рукавицахъ, не пятиться и не оглядываться на заячью тропу.

л) Во имя Отца и Сына и св. Духа. Какъ въ веснѣ пройдутъ рѣки и ручьи и малыя поточины, а ихъ не имуть ни уроки, ни оговоры, ни призоры и ни прикосы, и такъ меня раба б. им. не няли бы ни уроки, ни оговоры, ни призоры и ни прикосы, и моей пищали, свинцу и пороху, огненнаго оружья; и какъ рабъ божій лежитъ въ землѣ, отъ всего своего пришествія отшедъ, а не слышить и не видитъ, такъ птица тамъ сидѣла на землѣ и на водѣ, и на лѣсу, а не слышала бы и не видѣла, меня, раба б. им., и моей пищали, свинцу и пороху, до моего пострѣлу; и какъ я рабъ б. им. у тое птицы вышибу единое перо, не перо вышибу, вышибу ретивое сердце съ печенью и все нутро смѣшаю, какъ той птицѣ безъ сердца и безъ печени нельзя ни итти, не летѣть, такожъ и отъ тое раны нельзя ни итти и ни летѣть безъ единаго пера, и отъ меня раба б. им. и отъ моей пищали огненнаго оружія, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

Сія говорить три раза.

м) Во имя Отца и Сына и св. Духа. Есть святое море окіянъ, въ святомъ морѣ окіянѣ есть пупъ морской, воду беретъ со всѣхъ четырехъ сторонъ, а не имутъ его ни уроки, ни оговоры, ни призоры и ни прикосы, и такъ же я рабъ б. им. беру птицу съ земли и съ воды и съ лѣсу, а не нялибъ ни уроки, ни оговоры, ни призоры и ни прикосы, и моей пищали, свинцу и пороху огненнаго оружія отъ всякаго человѣка по землѣ ходящаго, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

н) Во имя Отца и Сына и св. Духа. Есть святое море окіянъ, во святомъ морѣ окіянѣ есть камень латырь, на камнѣ латырѣ есть три брата родные, три друга сердечные: единъ судитъ, другой дѣла отправляетъ третій уроки заговариваетъ у меня, у раба б. им., и у моей пищали, свинцу и пороху, огненнаго оружія. Три брата родные, три друга сердечные ставили кругъ меня, раба б. им., тынъ желѣзенъ отъ земли и до неба, отъ востоку до запада, отъ лѣта до сѣвера, изъ моря глубины придетъ царь морской съ тридевятью замками, съ тридевятью ключами, тридевять ворота затворити и тридевятью замками замкнетъ и ключи въ море броситъ, изъ моря глубины изъ пещеры выйдетъ рыба щука, и ключи пожретъ и въ море уйдетъ, што тое щуки взять нигдѣ ни ловцамъ и ни неводчикамъ, такожъ меня раба б. им. взять негдѣ и моей пищали, свинцу и пороху, огненнаго оружія взять негдѣ же и никому не испортить, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

о) Господи Боже. Во имя Отца и Сына и св. Духа. Стану я р. б. им. сѣчи и ронить осину бѣлому зайцу широколапому и короткохвосту у меня, раба б. им., и пить, исть сахарные ѣствы; и буди моя осина слаще сладкаго винограда, и подай Богъ васъ мнѣ, рабу б. им., бѣлыхъ зайцовъ, широколапыхъ и черноухихъ и короткохвостыхъ, подай Богъ на всю ночь и на весь день, подай Богъ и укрѣпи Богъ въ колодѣ и въ кулемѣ, въ день при солнцѣ и въ ночи при мѣсяцѣ, ветха и молода, перекрои, въ межные дни, присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

(Списано П. С. Ефименкомъ со старинной рукописи.)