- 307 -
ПЛАНЫ РОМАНА «ЧЕТЫРЕ ЭПОХИ РАЗВИТИЯ»
<ПЕРВЫЙ ПЛАН>
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИ СОЧИНЕНИЯ
1) Выказать интересную сторону отношений между братьями.
2) Резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм, сладострастие, самоуверенность, неопытность и [начало тщеславия] гордость; в юности красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе; в молодости — эклектизм в чувствах, место гордости и тщеславия занимает самолюбие, узнание своей цены и назначения, многосторонность, откровенность.
3) Показать дурное влияние тщеславия воспитателей и столкновения интересов в семействе.
4) Провести во всем сочинении различие братьев: одного наклонного к анализу и наблюдательности, другого — к наслаждениям жизни.
5) Показать влияние врожденных наклонностей на развитие характеров.
6) Во всем сочинении проводить героев в 4-х сферах — чувств, наук, обращения и денежных обстоятельств.
7) Показать невозможность любви к одной женщине.
ФОРМА СОЧИНЕНИЯ
Деление на 4 части: детство, отрочество, юность и молодость, в форме автобиографии младшего брата.
СОДЕРЖАНИЕ
Лица в 1-й части: отец, мать, два сына, дочь. Гувернер, гувернантка и ее дочь. — Во 2-й — отец, 2 сына, другой гувернер, учителя, гувернантка, дочь ее, горничная, товарищи, дядька, лица на вечере.
Детство (уже написано). Отрочество. Смерть матери, переезд в М<оскву>, новый гувернер, новое ученье. Жалованье, пряники, займы, ухаживанье за горничной, любовь к товарищам.
Замужество сестры и волокитство зятя. Мои планы на этот счет. К. А. протежирует нам, брат поступает на службу. Я бросаю восторженные планы и живу беспутно, но тщеславно. После путешествия возвращение.
МОЛОДОСТЬ
Поездка в деревню к Д<митрию>, любовь к его жене. Сочинение рассуждения.
- 308 -
ПЛАН
ДЕТСТВО
[Сцена] Описание дня, проведенного в деревне накануне отъезда двух братьев в город к бабушке. Отъезд с отцом и гувернером, разлука с матерью, сестрой, гувернанткой и ее дочерью. Приезд в Москву, бабушка, знакомство с молодой девочкой и ее братом, наблюдения над приезжающими. Успехи в свете, размышления и разговор с братом. Смерть матери.
ОТРОЧЕСТВО
Возвращение в Москву, отставка Ф<едора> И<ваныча>, новый гувернер [дочь гувернантки делается дурной девочкой, порывы сладострастия, ваканции, любовь к мачехе. Смерть бабушки].
[ЮНОСТЬ]
Жизнь в П<етровском?>, равнодушие отца, поступление в Ун<иверситет>. Классы, гордость, сочинения. Брат поступает в Университет, я узнаю различие полов, порывы сладострастия. Скандал с горничной, брат соблазняет К<атеньку>, меня наказывают. Знакомство с Д<митрием>, любовь к нему, денежные дела, вакансии, любовь к будущей мачехе и столкновения с отцом, бабушка умирает.
ЮНОСТЬ
Я дурно поступаю в У<ниверситет>. Мы живем в П<етровском?> одни с отцом, — я начинаю шалить, влюбляюсь, б<рат> отбивает; он не дает денег, безумно честолюбивые планы, дурные занятия, потеря невинности, не перехожу на другой курс, еду в деревню, в М<оскве> нахожу старую любовь, живу там без гроша, они уезжают, я еду в деревню, восторженные планы, приезд брата с Д<митрием>, разговоры с ними. Начинаю не любить отца и брата, в Москве встречаю старого гувернера и гувернантку, К<атенька> за границей отказала женихам. Уговариваю мачеху взять Ф<едора> И<ваныча>. Он умирает.
<ВТОРОЙ ПЛАН>
Засыпаю.
2-й день, 2 недели после приезда, именины бабушки, [Валахины, страстная любовь, обе<д>] гулянье [с детьми], кондитерск<ая>, обед, Валахины, танцы, театр. — Разговор с братом о проведенном дне. — Пьяный К<арл> И<ваныч>. Детство. — (Смерть матери.)
- 309 -
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ПЛАНА РОМАНА О «ЧЕТЫРЕХ ЭПОХАХ РАЗВИТИЯ»
- 310 -
ОТРОЧЕСТВО
Первый день. Мы опять в Москве с сестрой [у нас новый гувернер. Бабушка очень огорчена.] Мне 15 лет, [классы] брату 16. Утро. Он едет держать экзамен, разговор с ним. Мои классы. Возвращается с Д<митрием>, моя любовь к нему, сила. — Обед, разговоры его с К<атенькой> и [он] уходит с Д<митрием>, мой dépit1 я сочиняю о симметрии, покупаю пряники. Моя эскапада с горничной, на другой день узнается, меня наказывают. [Бабушка умирает]. Другой день — воскресенье. (Прогулка с отцом и братом, встреча с К<арлом> И<ванычем>. Я подслушиваю. К<арл> И<ваныч> приходит, я уговариваю отца. Бабушка умирает.)
2-й день. В деревне. [Отец женится.] Моя прогулка к соседям, встреча с отцом, узнаю, что отец женится. — Рассказ брата. — Исп<оведь> 2.
ЮНОСТЬ
1-й день. Мне 18 лет. [Экзамен.] Я прошу у отца денег, мачеха надоедает, еду на экзамен, встречаю брата верхом, обед, — отчаяние после обеда, прогулки мимо дворца, трактир, история. Отец вечером зовет к себе, нагоняй. Я прошусь в деревню. (Москва) утро в трактире один, хожу по лавкам, еду к Валах<иным>, обедаю, конфужусь, влюбляюсь, денег нет. — После обеда старый гувернер и старые товарищи. Старая гувернантка пьет у меня чай, вечерний визит к князю. Приезжает Д<митрий>, выручает меня, разговор с ним и рассказ о сестре. Он жених.
Восторженные планы. Я решаюсь [быть ученым, писателем] ехать с Д<митрием>.
МОЛОДОСТЬ
Мне 23. Я чиновник, еду в отпуск, заезжаю к Д<митрию> прежде отца, рассказ ему о отце, брате и себе, люблю его жену. — Хозяйство, я один иду и рассуждаю.
Главная мысль: Чувство любви к богу и к ближним сильно в детстве. В отрочестве чувства эти заглушаются сладострастием, самонадеянностью и тщеславием, в юности гордостью и склонностью к умствованию, в молодости опыт житейский возрождает эти чувства.
Отрочество. — 1. St.-Jérôme. 2-я. Я бросаю взгляд на свою жизнь и свое положение 1) о классах, 2) о Любочке, Сонечке и Федосье, 3) о отце и деньгах, сравнение с матерью. [3-я. Русский учитель, сила.]
В Молодости я пристращаюсь к хозяйству, и папа после многих переговоров дает мне в управление имение maman. Сплетни управляющего.