- 67 -
Вводная заметка.
За два года пребывания моего в Ясной Поляне я не видал, чтобы каким-либо современным русским писателем Л. Н. интересовался больше, чем Леонидом Андреевым. Всякое его новое произведение, если только оно доходило до Ясной Поляны, непременно прочитывалось Львом Николаевичем, и прочитывалось с особенным интересом. Он прочел и „Царь-Голод“, и „Жизнь человека“, и „Рассказ о семи повешенных“, и мелкие рассказы — „Тьма“, „Иван Иванович“ и другие. Толстой ясно видел все бросающиеся в глаза недостатки Андреева: отсутствие чувства меры, деланность пессимизма, фальшивость драматизма его действующих лиц, искусственность и вычурность языка и пр. Известно крылатое слово, сказанное им об Андрееве одному журналисту: „Он пугает, а мне не страшно“. Но, видя ясно всю ложность направления и литературных приемов Андреева, Толстой не мог не признавать в нем большого дарования и очень желал, чтобы этот большой талант выбрался наконец на настоящую дорогу. Поэтому-то именно, думается мне, он и интересовался каждым новым произведением Андреева, желая и надеясь найти в нем возвращение этого даровитого писателя к здоровому творчеству. Прочитавши „Рассказ о семи повешенных“, он сделал на книге отметки с двух сторон: с левой отметил то, в чем он видел признак таланта, а с правой — то, что показалось ему отвратительно и фальшиво.
„Ему надо бы, — сказал тогда Л. Н. (это было 22 мая 1908 г.), — начать писать, как молодому, начинающему писателю, с самыми строгими к себе требованиями, забыть о своей популярности, и тогда из него могло бы выйти что-нибудь, — у него есть кое-что“.
Л. Н. написал Л. Андрееву три письма. Первое было написано 30 декабря 1901 г., в ответ на присылку Андреевым первой книжки своих рассказов. Это письмо было с ошибками
- 68 -
напечатано в „Русском Слове“ 1 июля 1908 г. Второе письмо вызвано было письмом Андреева, переданным Л. Н-чу в Ясной Поляне 17 ноября 1904 г. братом Л. Н. Андреева, вместе с рукописью его рассказа „Красный смех“, тогда еще не появлявшагося в печати (он был напечатан в „III Сборнике Т-ва Знание“, вышедшем в свет в 1904 г.). Третье письмо было написано в ответ на приветствие Андреевым Л. Н-ча в день его 80-летия (28 августа 1908 г.) и посвящение ему „Рассказа о семи повешенных“. В письме этом, уже появлявшемся в печати1), Л. Н. деликатно обошел вопрос о недостатках произведений Андреева, ограничившись изложением общих своих воззрений на назначение искусства и советом знаменитому писателю — „больше работать“ над своими произведениями, „доводя в них свою мысль до последней степени точности и ясности“. Многочисленные отзывы Л. Н. Толстого о произведениях Андреева разбросаны в дневниках и воспоминаниях о Толстом: в моем дневнике — „Два года с Л. Н. Толстым“ (М. 1912, изд. „Посредника“, стр. 32, 77, 98, 104, 105, 106, 131—132, 139, 142, 150), А. Б. Гольденвейзера — „Вблизи Толстого“ (М. 1922—1923, изд. Кооп. Т-ва, т. I, стр. 91, 202—203, 218, 248—249, 351—352; т. II, стр. 255).
Посещение Андреевым Ясной Поляны произошло лишь 21—22 апреля 1910 г. Как писал мне Д. П. Маковицкий, Л. Н. сказал про Андреева, что он „милый человек“, но „запутался в своих писаниях“. Описание его посещения см. в книге В. Ф. Булгакова: „Лев Толстой в последний год его жизни“, М., 1920, изд. „Задруги“, третье, стр. 160—164, и в дневнике А. Б. Гольденвейзера, т. II, стр. 14—15.
Письмо Андреева печатается по оригиналу, хранящемуся в Толстовском Музее. Ответы Л. Н-ча взяты из копировальных книг его писем, также хранящихся в Архиве Музея.
Н. Гусев.
————