Троянь // Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": В 6 выпусках / Сост. В. Л. Виноградова. — М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984.

Вып. 6. Т—Я и дополнения. — 1984. — С. 57—61.

http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss6/ss6-0572.htm

- 57 -

Троянь, -я, -е — притяж. прилаг. к Троянъ (4): О Бояне, соловію стараго времени! а бы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы. 6. Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля; были плъци Олговы, Ольга Святъславличя. 14—15. Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука. Вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону. 19. На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребіи о дѣвицю себѣ любу. 35.

Ср. Трояновъ.

В именах собст. А грамоту писалъ Филя Захаровъ, сынъ Троянова, лѣта 7030 четвертаго. Арх. Строева 1, 184 (1526 г.).

Ср. Траянъ, Троянъ.

- 58 -

1. Языческий бог славян (?).

То они все богы прозваша: солнце и мѣсяць, землю и воду, звѣри и гады ...Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша. Сб. Тр. № 12, 30 (XII—XIII вв.). И да быша разумѣли мнозии человѣци, и въ прѣлъсть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии мнози, ибо яко то человѣци были сут старѣишины: Перунь въ елинѣх, а Хорсь въ Кѵпрѣ, Троянь бяше царь в Римѣ. Сл. и откр. св. апостол, 5 (XVI в.).

2. Римский император (98—117 гг.).

По Неронѣ же царствова Траиянъ лѣтъ 9, и разболевъся умре. И тъ бѣ благъ, и ненавидя злаго, и любяи правду тольма бяше, яко обнаживъ нѣкогда оружье предъ вельможами, дасть епархови, глаголя: «Приими оружье се. Аще добрѣ владѣю, по мнѣ да будеть, аще ли злѣ, да на мя се будеть». Хрон. Амарт., 308 (XIII—XIV вв. ~ XI в.). По Траианѣ же царствова Андрѣянъ иже и Елии, зять его, лѣтъ 20 и 4. Там же. Сь Каръ Персиду и Ктисифонъта плѣнивъ третье, се бысть о преже царствовавшимъ римляномъ, Траияномъ, и Севиромь, причитаемѣи от Карова быша плѣнения. Там же, 326.

Ср. Ф. И. Буслаев (Историч. очерки рус. нар. словесности и искусства, т. I. СПб., 1861, с. 384—385): «К ...мифическим преданиям в замыслах Бояна относится загадочная личность Трояна (а не Траяна). ...эпоху историческую певец вел от древнейшей, мифологической, представителем которой является здесь Троян. Века или времена трояни для него древнейшая эпоха, предшествовавшая старому Ярославу... Не знаю, имеет ли какое отношение наш Троян к римскому императору Траяну... Но сказочные предания и поверья сербов и болгар о некотором царе Трояне, без сомнения, принадлежат к одному общему эпическому циклу, из которого и наш Боян черпал свои песни о веках и земле Трояновой (см. о сербском Трояне мою статью в «Москвитянине» за 1842 г., № 11, — примеч. Ф. И. Буслаева). По сербским и болгарским сказаниям царь Троян есть существо мифическое из той породы стихийных существ, к которой относятся вилы русалки, немецкие альфы или эльфы, светлые духи и подземные карлики, хранители золота и серебра, духи мрака, не терпящие лучей солнечных». О. Огоновський (Слово о пълку Игоревѣ. Поетичний памятник руськоі письменности XII віку. У Львові, 1876, с. 38—39): «...під именем Трояна належить розуміти цісаря римського, котрого имя було сполучене з величезним валом. Вал тот тягне ся на Украіні и тепер лівим берегом ріки Росі через місто Білоцерков, села Томилівку, Чепілівку, Сухоліси, місто Рокитно, село Ольшаницю, а наконець у села Саварок навертає ся до бугославського повіту и к селу Синиці. Він є довгий около 84 верст, а високий 2 сяжні... Під тропою Трояновою належить отже розуміти вал або дорогу римського цісаря Траяна, а не тропу ведущу в віддалену міфичну старину — як думав О. Миллер (Опыт историч. обозр. рус. словесн. Часть I, 1, с. 360). ...Коли-ж я в сёму місці назву Трояна відношу таки до римського цісаря тогож имени, то в инших трёх місцях сёі пісні приписую сёму слову значенье відмінне. Автор бо знав безперечно міф про колишнёго бога Троянапро тресвітлеє сонце, до котрого Ярославна у своім смутку молилась». С. 60—61: «Вѣци Трояни = віки щасливі, в котрих Троян, бог світла сонічного поборював демонів тьми». Д. С. Лихачев (Историч. и политич. кругозор автора «Сл. о п. Иг.». —

- 59 -

В кн.: «Сл. о п. Иг.». Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, с. 23—24): «Во всех этих значениях слово Троян может быть удовлетворительно объяснено только в том случае, если мы допустим, что под Трояном следует разуметь какое-то русское языческое божество. Троян как древнерусский бог в памятниках письменности XII в. зарегистрирован в „Хождении Богородици по мукам“ в списке XII в. ...Вряд ли эту „тропу“ (тропу Трояню, — В. В.) следует искать где-то конкретно: в каких-то конкретных, географически точно определимых тропах, дорогах, валах или памятниках зодчества. ...Боян скачет по воображаемому дереву, летает умом под облаками (следовательно, не по реальным облакам). ...Он рыщет, следовательно, не по каким-то конкретным путям, а по путям божественным: ведь Боян внук бога Велеса, не потому только, очевидно, что Велес „покровитель поэзии“, а потому, что сам Боян „вещий“, т. е. кудесник, имеет отношение к богам. Так же точно Русская земля могла быть названа землей Трояна только в том случае, если Троян был русским божеством. Именно в этом же смысле русский народ называется в „Слове“ „Даждь-божиим внуком“. Вот почему и несколько веков русской истории, предшествовавших времени Ярослава, веков языческих, дохристианских, названы веками Трояна — веками языческой Руси, а годы Всеслава Полоцкого — последнего „вещего“ князя, князя-оборотня, названы „седьмым (т. е. последним) веком Трояна“. Князь кудесник и неудачник действует напоследок языческих времен, когда сила язычества иссякла. Он представитель доживающего язычества (значение «седьмого», как последнего, определяется средневековыми представлениями о числе семь: семь дней творения, семь тысяч лет существования мира, семь дней недели, семь человеческих возрастов и т. д.). Итак, расшифровать поэтическую периодизацию русской истории в „Слове“ («были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы») следует так: были языческие времена, времена бога Трояна, затем наступило ярославово время (годы княжения Ярослава Мудрого, а возможно, его наследников «ярославичей»), наконец, настали междоусобия Олега Святославича. Это периодизация не логическая, а поэтическая. Перед нами не четко ограниченные хронологические пределы, а поэтические образы целых периодов. Времена Трояна вторгаются в годы ярославовы: Всеслав Полоцкий действует напоследок языческих времен, следовательно, это даже не периоды, это обобщение крупных исторических явлений — древнерусского язычества, единства Руси в христианской державе Ярослава и княжеских усобиц, — но мыслимых в хронологической последовательности». А. Болдур (Троян «Слова о полку Игореве». — ТОДРЛ, т. XV. М. — Л., 1958, с. 9—10) предлагает свою классификацию мнений всех исследователей, писавших о Трояне «Слова о полку Игореве»: «...направление, верящее в то, что упоминания о Трояне имеют какой-то реальный смысл и его можно найти в исторической действительности ...можно разделить на три течения... 1) течение, связывающее Трояна с фактами римской истории, с римским императором Траяном, следовательно с II—III вв. н. э., 2) течение, рассматривающее Трояна как славянского языческого бога и, следовательно, оперирующее в своей интерпретации явлениями приблизительно VI—IX вв. н. э. и 3) течение, видящее в Трояне русских князей XI—XII вв. н. э. ...(можно) для краткости условно назвать эти течения так: 1) мнения о римском происхождении Трояна (А. Котляревский, Леже, Огоновский, Ягич, Дринов, Карамзин, Н. Державин,

- 60 -

Максимович, М. Тихомиров), 2) мнения о раннеславянском его происхождении (Буслаев, Барсов, Ербен, Квашнин-Самарин, Д. Лихачев) и мнения о русском происхождении (Костомаров, Забелин, Лонгинов)». С. 11—12: «...топонимия Трояна очень богата. В Болгарии Троянов путь ...соединяет Белград и Софию с Константинополем. На севере от Филиппополя имеются римские руины, называемые Трояновград. В горах одно из ущелий называется Трояновы Врата. В сербо-кроатских областях упоминается имя Трояна. В Румынии имеются топонимические названия и валы Трояна. ...топонимия Трояна указывает только на крайнюю популярность этого имени, но отнюдь не доказывает, что в основе ее лежит именно имя императора Трояна. ...популярность римского императора Трояна, отраженная в фольклоре, не дает права делать заключения по такому в высшей степени спорному вопросу, как Троян „Слова о полку Игореве“. В данном случае с популярностью императора конкурирует другая популярность — популярность языческого бога». С. 19—20: «Относительно попыток (К. Эрбена, Н. Д. Квашнина-Самарина, О. Огоновского, — В. В.) отождествить Трояна с Триглавом (божеством балтийских славян; см. о нем: Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965, с. 35—36, — В. В.) можно сказать следующее. Троян — божество, почитание которого было очень распространено. Он известен был болгарам, сербам, чехам, полякам, русским и румынам. Легко допустить это ввиду территориальной близости: чехи, поляки и русские имели сношения с балтийскими славянами, но как могли заимствовать Триглава болгары, сербы и румыны? ...Если имело место заимствование, почему вместе с верой в него не было заимствовано и само имя? ...В пантеоне богов у восточных славян чувствуется отсутствие бога зимы, т. е. именно того бога, который у западных славян носил имя Триглава. ...Вот это пустое место и занимал Троян. Случайно о нем не сохранилось следов в документах эпохи. ...Появление бога Трояна не могло состояться ранее появления славян на Дунае, т. е. ранее конца V и начала VI в. н. э., имя его дошло до нас в форме Троян, а не Траян, т. е. в той форме, в какой знают его румыны». С. 29: «...после расчистки смыслового значения слова troian (румынское существительное, — В. В.) и производных от него от всего наносного, случайного, позднего и излишнего, мы получим для корня „Троян“ следующие основные значения: 1) снежная масса, 2) дорога и 3) (в переносном смысле) элемент белизны. Семантика слова „Троян“ станет совершенно понятной, только если мы предположим, что существует сила, от которой зависит снегопад, мотели, снежные бури и заносы...». Е. И. Чепур (О веках Трояна в «Сл. о п. Иг.». — В кн.: Питання історіі та культури слов’ян, ч. II. Київ, 1963, с. 152—153): «В „Слове“ можно различить два периода (на что указывает и Д. С. Лихачев в своих работах): первый период — XI в., времена Ярослава, Всеслава, Олега Святославича и др.; это — деды, второй период — XII в., времена Игоря, Всеволода и др.; это — внуки. Первый период ограничивается, примерно, 1020—1080 гг. ...мы склонны считать, что каждый из двух периодов укладывается в шестьдесят лет... Если события жизни при Всеславе отнесены автором к седьмому веку, то, следовательно, от начала указанной эры прошло шесть веков. Шестьдесят множим на шесть, получаем триста шестьдесят лет. ...От тысяча двадцатого года отнимаем эти триста шестьдесят (1020 — 360=660), имеем шестьсот шестьдесят лет.

- 61 -

...Шестьсот шестидесятый год был обозначен как первый год новой эры в Болгарии по освобождении от византийского ига. (Н. И. Златарский. Болгарское летоисчисление. — Изв. АН, 1912, т. XVII, кн. 2, — примеч. Е. И. Чепур). ...по нашему же исчислению эти годы («седьмой век», — В. В.) относятся к одиннадцатому веку. ...после предложения „Были вечи Трояни“ надо поставить двоеточие, тем самым указывая, что упоминание о годах Ярослава и походах Олега Святославича является расрытием понятия — вечи Трояни и происходили именно в века Трояна, точнее, на седьмом веке Трояна». Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров (Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965, с. 189): «Возможность мифологизации ...может быть предположена уже для праславянского по отношению к имени Карла (ср. известные его отражения в нарицательных именах в разных славянских языках), а для более поздних периодов — по отношению к именам некоторых римских императоров (Траян у южных и, может быть, восточных славян, Диоклетиан-Дуклян у южных славян и т. д.).»

О Трояне см. также: Н. С. Державин. Троян в «Сл. о п. Иг.». — В кн.: Сб. статей и исслед. в обл. славянской филологии. М. — Л., 1941, с. 25—44; М. Н. Тихомиров. Боян и Троянова земля. — В кн.: «Сл. о п. Иг.». Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, с. 175—187; Б. А. Рыбаков. «Сл. о п. Иг.» и его современники. М., 1971, с. 72—73.

Трояню — вин. пад. ед. ч. ж. р.; Трояни — предл. (мест.) пад. ед. ч. м. р.; Трояни — им. пад. мн. ч. м. р.