Боричев // Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": В 6 выпусках / Сост. В. Л. Виноградова. — М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984.

Вып. 1. А—Г. — 1965. — С. 61—63.

http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss1/ss1-0612.htm

- 61 -

Боричев — Боричевъ — притяж. прилаг. от имени Боричь (1). Боричевъ (увозъ, възвозъ) — дорога с Подола в нагорный

- 62 -

Киев: Игорь ѣдет по Боричеву къ святѣи Богородици Пирогощеи. 45.

945: И послаша деревляне лучьшие мужи, числом 20, въ лодьи и Ользѣ, и присташа подъ Боричевымъ в лодьи. Пов. врем. лет, 40 (1377 г. ~ нач. XII в.). 988: Перуна же повелѣ (Владимир) привязати коневи къ хвосту и влещи с горы по Боричеву на Ручай... Там же, 80.

Боричевъ увозъ.

Сѣдяше Кий на горѣ, гдѣ же ныне увозъ Боричевъ... Пов. врем. лет, 13 (1377 г. ~ нач. XII в.).

Ср. Н. И. Петров (Историко-топографич. очерки древн. Киева. Киев, 1897, стр. 100—106): Боричев взвоз ... обязан названием, а может быть, и происхождением своим некоему Боричу, упоминаемому под 945 годом... Обыкновенно полагают, что Боричев взвоз начинался между нынешними Васильевскою церковию и Михайловским монастырем и спускался мимо нынешней Киево-подольской Христорождественской церкви к днепровскому заливу... По нашему мнению, древний Боричев взвоз был на месте нынешнего Андреевского спуска. Положительные доказательства в пользу этого мнения суть следующие: 1) св. Ольга, по сказанию летописи, имела два терема, или дворца, один — в городе, т. е. в крепости, а другой, каменный, вне города, за св. Богородицею (Десятинною церковию) над горою, с которой был виден Боричев взвоз, и отсюда наблюдала, когда киевляне несли древлянских послов в лодьи по Боричеву на двор к Ольге... Ольга могла видеть только взвоз, пролегавший по нынешнему Андреевскому спуску, но никак не Михайловский, значительно удаленный от терема Ольги и закрытый от нее Киевскою или Андреевскою горою. 2) В грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей Киево-Братскому монастырю от 11 января 1694 года на киевские церкви Воздвиженскую и Трехсвятительскую с их имениями, между прочим, сказано: „Люди под горою и на горе живущие почав от церкви Воздвиженскою даже до фортки острожской в ров Боричов по взвоз Рожественской куницу давали церкви выше помянутые“. Воздвиженская же церковь, по плану Киева 1695 года, стояла на месте нынешней Андреевской церкви, а фортка острожская была на половине нынешнего Андреевского спуска, перед отделением от него верхнего колена улицы „Черная Грязь“. Следовательно, „ров Боричов“ соответствовал нижней части теперешнего Андреевского спуска, и от него по взгорью до самого Рождественского или прежнего Михайловского взвоза сидели куничники Воздвиженской и Трехсвятительской церквей, тогда как на север, от „рва Боричова“ по нынешней Черной Грязи шла нижняя половина Боричева взвоза. 3) В „Слове о полку Игореве“ говорится, что Игорь Святославич, вырвавшись из половецкого плена (в 1185 году), приезжает в Киев и „ѣдетъ по Боричеву к святѣи Богородици Пирогощеи“, в которой новейшие исследователи видят древнюю Киево-подольскую Успенскую церковь. Если предположить, что Боричев взвоз шел по нынешним Черной Грязи и верхней половине Андреевского спуска, то путь Игоря к Богородице Пирогощеи, с нижнего ли города в верхней, или же наоборот, был самый естественный и понятный... Вообще путь по нынешнему Андреевскому спуску и Черной Грязи был в древности самый прямой и кратчайший путь для Киевоподола с верхним или старым городом... Д. Блифельд (К вопр. о Боричевом взвозе древн. Киева. — „Археологія“, 1948, № 11, Киев, стр. 143—144 — резюме): Большинство исследователей древнего Киева определяли место летописного Боричева взвоза между Михайловским монастырем и Трехсвятительской церковью. Н. И. Петров (см. выше, — В. В.) определил место Боричева взвоза по теперешнему Андреевскому спуску. ...Археологическими исследованиями Киева в последнее десятилетие установлено, что древнейший Киев занимал юго-западную часть так называемой Старо-Киевской горы, не

- 63 -

доходя Десятинной церкви. За границами его находился большой могильник, который охватывал и территорию между Михайловским монастырем и Трехсвятительской церковью, где большинство исследователей и помещает Боричев взвоз. Это наидревнейшее место VIII—X вв. и есть тот летописный „городок“ Кия, который по летописному свидетельству находился возле Боричева взвоза. Таким образом, Боричев взвоз может проходить по одному из оврагов или спусков, непосредственно примыкающих к этому древнейшему городу. Таким и есть нынешний Андреевский спуск. Это подтверждается и документами XVI—XVII вв., в которых упоминается „Боричев ров“, находившийся в нижней части теперешнего Андреевского спуска.

 (По) Боричеву — дат. пад. ед. ч.