Каган М. Д. Ярославна // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Т. 5. Слово Даниила Заточника—Я. Дополнения. Карты. Указатели. — 1995. — С. 295—297.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es5/es5-2951.htm

- 295 -

ЯРОСЛАВНА — жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла). В комм. к тексту С. в Перв. изд. названо имя Я. — Ефросинья (С. VI, 1). Как указал Л. А. Дмитриев, впервые это имя появилось во вступ. заметке к переводу С., дошедшей до нас в трех списках XVIII в. В печати оно было приведено в «Родословнике князей великих и удельных рода Рюрикова» (СПб., 1793. С. 105), являвшемся 5-й частью «Записок касательно Российской истории» Екатерины II, откуда и попало в комм. к Перв. изд.

Источник екатерининских материалов неизвестен. Некоторые ученые указывают на Любецкий синодик — генеалогию черниговских князей, известный по списку XVIII в. Но, во-первых, в Любецком синодике имя Ефросиньи носит жена князя, чье христ. имя — Феодосий, в то время, как Игорь был крещен Георгием. Дмитриев предположил, что имя Феодосий было иноческим именем Игоря. Но иноческие имена в Любецком синодике оговорены; с др. стороны, тогда и имя Ефросинья — тоже иноческое. По Ипат. и др. летописям Игорь стал черниговским князем после смерти Ярослава Всеволодовича в 1198 и княжил до своей смерти в 1202. В Любецком синодике Феодосий упоминается сразу после Ярослава Всеволодовича, занимая место Игоря. Таким образом, если Феодосий не Игорь, то в синодике Игорь вообще пропущен. Точно установить, кем был этот Феодосий, пока не удалось. Есть предположение, что это мог быть Олег Святославич, сын Святослава Всеволодовича, бывший черниговским князем после Игоря — с 1202 по 1204. Таким образом, пока нет веских оснований называть имя Я.

Исследуя фразеологию и лексику С., В. П. Адрианова-Перетц приводит примеры из Ипат. и Лавр. летописей обычного наименования княгинь только по отчеству. В С. так же названа жена Всеволода Святославича — Глебовна.

В комм. к Перв. изд. С. сказано, что князь Игорь женился на дочери Ярослава Галицкого в 1184 (С. 1). Эта дата также взята из екатерининского «Родословника» (С. 139—140). По-видимому, она основана на неправильном толковании одного места из «Истории Российской» В. Н. Татищева, где под 1184 рассказывается о судьбе Владимира Ярославича Галицкого, названного шурином Игоря. Изгнанный отцом, Владимир после скитаний был принят Игорем и посажен в Путивле (История Российская М.; Л., 1964. Т. 3. С. 133).

- 296 -

Екатерина решила, что назван год женитьбы князя Игоря. Это тем более вероятно, что, как показал О. В. Творогов, в рукописных текстах «Истории» у 1184 проставлена глосса: «брак Игоря Святославича с Галицкою». В Ипат. лет. под 1183 известие о Владимире выглядит так: «В то же время Владимир Ярославич Галичький шюрин Игорев, бяшеть у Игоря, зане выгнан бяшеть отцомь своим из Галича» (С. 633). Это, кстати, единств. прямое подтверждение, что женой Игоря была дочь Ярослава. Историк М. П. Погодин, извлекая из летописей даты жизни Игоря, предполагал, что женился он в 1169 18 лет от роду. У Игоря было пять сыновей и одна дочь. Старший сын Владимир, участник похода и плена, родился в 1170 (по Ипат. лет. — в 1173, однако А. В. Соловьев считает, что в этом случае даты летописи несколько сдвинуты). после него были Олег, Святослав, Ростислав, Роман. Если считать Я. второй женой Игоря, то окажется, что все сыновья его, родившиеся до 1184, — пасынки Я. Соловьев, доказывая ошибочность этого представления, обратил внимание на целый ряд обстоятельств: помирив Владимира в 1185 с отцом, Игорь посылает с ним в Галич своего младшего сына Святослава, очевидно родного внука галицкого князя; дети Игоря впоследствии претендуют на Галич и на какое-то время становятся галицкими князьями (для троих Игоревичей борьба за галицкие уделы закончилась трагически — в 1211 они были повешены в Галиче). Следовательно, они имели право на Галицкую землю по рождению.

Я. — один из самых поэтич. персонажей С. В ней автор воплотил идеал рус. женщины XII в. Как заметил Д. С. Лихачев, он заключает в себе мало классовых черт и, тем самым, почти не отличается от народного. Я. в С. — прежде всего жена, горюющая по мужу, «лирическая, песенная русская женщина» (Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. С. 70—71). В то же время она олицетворяет «стихию человеческой жалости», выражая не только личную скорбь, но и заботу о воинах Игоря. Несмотря на некоторую худ. обособленность и композиц. самостоятельность Плача Я., он тесно связан с содержанием памятника, как бы вторит «Злату слову» Святослава, тоже своеобразному плачу, слову, смешанному со слезами. Обращение Я. к силам природы с призывом спасти Игоря симметрично обращению Святослава к рус. князьям с призывом отомстить врагам за поражение князя (подробнее см. Плач Ярославны).

Образ Я. занял прочное место в поэзии XIX в. сразу после изд. С. В 1803 о ней писал в поэме «Бахариана» М. М. Херасков. Возникли не только многочисл. переводы на рус. и укр. яз. Плача Я. (Н. Ф. Белюстина, Н. А. Вербицкого, Б. Д. Гринченко, И. И. Козлова, А. С. Малышко, Ф. Б. Миллера, А. А. Прокофьева, Т. Г. Шевченко и др.), но и стихотворения и даже поэмы, героиней которых является Я. (см. статьи П. Г. Антокольский, О. Ф. Берггольц, Н. Л. Браун, В. Я. Брюсов, Л. Н. Васильева, П. Н. Воронько, Ф. Н. Глинка, Э. М. Дубровина, С. К. Жолоб, В. К. Звягинцева, В. Н. Зотов, В. Д. Колодий, Л. С. Первомайский, К. К. Случевский, Л. К. Татьяничева и др.). Образ Я. воплотили в живописных полотнах, илл., рисунках, гравюрах, панно, росписях по фарфору, экслибрисах И. М. Андрианов, Р. Л. Белоусов, И. Я. Билибин, Д. С. Бисти, В. М. Васнецов, В. М. Волович, И. С. Глазунов, И. Н. Деркач, В. Ф. Ермоленко, С. П. Караффа-Корбут, В. Ф. Леоненко,

- 297 -

В. И. Лопата, А. Литвинов, Н. А. Мацедонский, Д. С. Моор, В. А. Носков, Н. К. Рерих, С. С. Рубцов, Г. С. Севрук, И. М. Селиванов, Н. Г. Стрижак, В. Г. Шварц; С. И. Стельмащук создал рапсодию «Плач Ярославны», Б. И. Тищенко — балет «Ярославна».

Лит.: Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции по русской истории. М., 1855. Т. 6. С. 121—126; Буслаев Ф. Историческая христоматия церковно-славянского и древне-русского языков. М., 1861. С. 613; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 25, 41—43, 240, 270; Перетц. Слово. С. 304—307; Айналов Д. В. Заметки к тексту «Слова о полку Игореве». I. Плач Ярославны // ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 151—155; Дмитриев Л. А. 1) История первого издания «Слова о полку Игореве». М.; Л., 1960. С. 336; 2) Важнейшие проблемы исследования «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 127—129; 3) Литературная судьба «Слова о полку Игореве» // Слово — 1985. С. 66—67; Сапунов Б. В. Ярославна и древнерусское язычество // Слово. Сб. — 1962. С. 321—329; Болдур А. Ярославна и русское двоеверие в «Слове о полку Игореве» // РЛ. 1964. № 1. С. 84—86; Лихачев Д. С. 1) Когда было написано «Слово о полку Игореве» // ВЛ. 1964. № 8. С. 150; 2) «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы // «Слово» и культура. С. 22—23; 3) «Слово о полку Игореве» и эстетические представления его времени // Там же. С. 43, 46, 58, 66; 4) Катарсис в «Слове о полку Игореве» // Там же. С. 208—209; 5) «Слово о полку Игореве» как художественное целое // Там же. С. 194—195; 6) Предположение о диалогическом строении «Слова о полку Игореве» // Там же. С. 212—213; Соловьев А. В. Восемь заметок к «Слову о полку Игореве». 6. Жена и дети Игоря // ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 378—382; Михайлов М. И. Ярославна от «Слово о полку Игореве»: (За някои особености на образа) // Трудове на Висшия пед. ин-т «Братя Кирил и Методий» във Велико Търново за 1965 / 1966 г. София, 1966. Т. 3, кн. 1. № 4. С. 113—130; Кононко Е. Н. Образ Ярославны в русской советской литературе // Вопросы рус. лит-ры. Львов, 1967. Вып. 2 (5). С. 24—28; Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968. С. 169—176; Зимин А. А. Ипатьевская летопись и «Слово о полку Игореве» // История СССР. 1968. № 6. С. 51; Державина О. А. Образ Ярославны в творчестве поэтов XIX—XX вв. // Слово. Сб. — 1978. С. 186—190; Охрименко П. П. Где плакала Ярославна? // Актуальные проблемы. С. 48—53; Аверинцев С. Древний урок человечности // Коммунист. 1985. № 10. С. 51—53; Комлев, Белокуров. Заметки. С. 168; Мещерский Н. А., Бурыкин А. А. Комментарии к тексту «Слова...» // Слово — 1985. С. 477—478; Прийма Ф. Я. Внимая плачу Ярославны... (К 800-летию «Слова о полку Игореве») // РЛ. 1985. № 4. С. 3—14; Тищенко В. И. Ярославна — как образ «Слова» и историческая личность // Вопросы рус. лит-ры. Львов, 1985. Вып. 2 (46). С. 86—99; Воинов С. С. Кто ты, Ярославна? // РР. 1986. № 3. С. 106—109; Кайдаш С. «Ярославна рано плачет»: Героиня «Слова о полку Игореве» в кругу современниц // Наука и религия. 1986. № 3. С. 22—27 (то же в переработке: Кайдаш С. Сила слабых: Женщины в истории России (XI—XIX вв.). М., 1989. С. 13—34); Приходько В. С. Могла ли Ярославна быть автором «Слова о полку Игореве»? // Проблеми хронологіï. С. 56—58; Творогов О. В. На ком были женаты Игорь и Всеволод Святославичи? // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 48—51.

М. Д. Каган