Яценко Б. И. Ярослав Всеволодович Черниговский // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Т. 5. Слово Даниила Заточника—Я. Дополнения. Карты. Указатели. — 1995. — С. 291—293.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es5/es5-2911.htm

- 291 -

ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ ЧЕРНИГОВСКИЙ (1139—1198) — младший брат Святослава Киевского, сын вел. князя киевского Всеволода Ольговича, внук Олега Святославича («Гориславича»); вел. князь черниговский (с 1179).

С 17 лет на самостоят. княжении в Ропске; в 1160 — участник коалиции князей против Андрея Боголюбского; в 1162 вместе с Ольговичами присягает Ростиславу Киевскому; в 1168 в походе против

- 292 -

половцев вместе с двоюродным братом Олегом взял вежи Белука; в 1168 в большой коалиции князей против половцев; в 1174 ведет войну против Олега Новгород-Северского, а в 1177, 1180 — против Ростиславичей. В 1184 и 1187 отказался идти в объединенные походы против половцев в низовья Днепра, мотивируя свой отказ тем, что отчина может остаться беззащитной (вполне возможны напряженные, даже враждебные отношения Я. В. с соседними княжествами именно в те годы). В нач. 1185 ведет переговоры с половцами, послав к ним своего «мужа» Ольстина Олексича; его же Я. В. отправил в поход с Игорем Святославичем; в 1191 послал сына Ярополка в поход против половцев, который опять возглавил князь Игорь. В 1194 Я. В. становится старейшиной среди Ольговичей; Роман Волынский признает его главой рус. князей и заключает с ним союз против Ростиславичей и Всеволода Юрьевича Суздальского. В 1196 взял под свой контроль и Новгород Великий: на просьбу новгородцев Я. В. посылает к ним своего сына Ярополка. В феод. войне 1195—96 Я. В. сумел отстоять независимость и целостность Черниговской и Северской земель.

Я. В. упомянут в «Златом слове» Святослава Киевского: «А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ черниговьскими былями, съ могуты, и съ татраны, и съ шельбиры, и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы» (С. 26—27).

Оценка военно-полит. деятельности Я. В. почти однозначна в разных источниках, С. и исследованиях ученых. Ипат. лет. возлагает часть вины за поражение Игоря на Я. В.: черниговская помощь — ковуи — оказалась ненадежной. Л. Е. Махновец писал: «Этот могущественный властитель был очень осторожен и нерешителен. Он выделил Игорю и Всеволоду только вспомогательную дружину, тех самых ковуев, которые бежали 12 мая с поля боя. Сам же Ярослав со своим большим и сильным войском в поход не пошел» («Слово» в переводах и переложениях. С. 501). Так же оценивает деятельность Я. В. и Б. А. Рыбаков, хотя и более осторожно: «Князь Ярослав Всеволодич ничем особым не проявил себя (или его летопись до нас не дошла и мы мало знаем о нем). Он по традиции не любил выступать против половцев, в чем его и укорил автор „Слова“» («Слово» и его современники. С. 88). А. П. Комлев и К. К. Белокуров попытались отойти от традиц. характеристики Я. В. как почти что приятеля половцев. По их мнению, Святослав в С. обращается к Я. В. как к равному себе могуществ. монарху, который не помог Игорю всеми своими силами; ведь он был прямым сюзереном северских князей (Заметки. С. 171). Что касается фразы «уже не вижду власти», то комментаторы полагают, что Святослав, вероятно, не увидел «разумного руководства черниговского сюзерена своими вассалами» (Там же. С. 190). Но и эта точка зрения не бесспорна. В. П. Адрианова-Перетц указала на еще одно значение слова «власть» — область. Оно находит подтверждение и в С.: «Не побѣдными жребіи собѣ власти расхытисте!» («Слово...» и памятники... С. 138, 154). Вполне возможно, что Святослав имел в виду воен. силы всей волости Я. В. — «власти... съ черниговьскими былями». По мнению Д. С. Лихачева, были — «это знать тюркского происхождения, что было характерно для Чернигова» (Ист. и полит. кругозор. С. 15). И они отказались делить с кем-то славу.

По мнению Б. И. Яценко, такая характеристика Я. В. могла возникнуть после его смерти, когда в 1198 вел. князем черниговским

- 293 -

стал Игорь Святославич (Про «золоте слово»... С. 59). На самом деле роль Я. В. в событиях 1185 была значительной. Игорь Святославич, который решился вырваться из плена — воен. тисков враждебных ему Переяславля, Суздаля и половцев, получил всю необходимую помощь от Я. В. Более того, черниговский воевода Ольстин Олексич, которого Я. В. послал с Игорем, накануне возвратился из половецкой степи, хорошо изучил место расположения половецких стойбищ. И Святослав Киевский был в то время в Вятичах, на границе с Владимиро-Суздальским княжеством, надежно подстраховывал Игоря, когда тот вступил на Переяславскую землю и взял г. Глебов. Для князей Всеволодовичей важен был сам факт выступления Игоря в поход, решительный разрыв его вассальной зависимости от Всеволода Юрьевича. Поражение Игоря сблизило его со Святославом и Я. Всеволодичами, укрепило полит. позиции киевлян и черниговцев. Северщина включилась в систему обороны собственно Русской земли (Яценко. Северские князья... С. 108). Таким образом, поход Игоря был тщательно спланирован Ольговичами и завершал формирование территории освободившейся от колоний новой Русской земли в кон. XII в.

В Любецком синодике вел. князь Ярослав Черниговский, в иноках Василий, и его княгиня Ирина помянуты на 12-й позиции.

Лит.: Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 23 и след.; Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968. С. 138, 154; Яценко Б. И. 1) Про «золоте слово» Святослава Киïвського // Рад. літ. 1976. № 5. С. 59; 2) Северские князья в «Слове о полку Игореве» // РЛ. 1981. № 3. С. 108.

Б. И. Яценко