Соколова Л. В. Хорс // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Т. 5. Слово Даниила Заточника—Я. Дополнения. Карты. Указатели. — 1995. — С. 187—188.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es5/es5-1871.htm

- 187 -

ХОРС — языч. бог вост. славян. По сообщению ПВЛ, Владимир Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь» (ПВЛ под 980. С. 56). Х. упоминается и в др. памятниках, осуждающих языч. верования: в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяць, землю и воду... Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша» (см.: Виноградова. Словарь. Л., 1984. Вып. 6. С. 129).

Гипотезы о функциональной сущности Х. основаны на толковании текста С., где говорится, что Всеслав Брячиславич «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» (С. 36). Первые издатели не поняли этого места, оставив его без перевода («по ночам как волк рыскал из Киева и до Тмуторокани»), переводчики видели здесь геогр. название — В. А. Жуковский полагал, напр., что речь идет о Херсоне, Д. Н. Дубенский — что о Хазарии или Корсуни. П. Г. Бутков, полагая, что «Хръсови» поставлено по ошибке переписчиков вм. «Днѣпрови», не допускал еще, что речь идет о Х., бывшем, по его мнению, «славянским Фебом». Но уже П. И. Прейс понял, что речь идет о древнерус. божестве солнца.

Большинство исследователей полагает, что Х. — бог солнца и что автор С., опираясь на нар. представления, изображает Всеслава оборотнем, в обличии волка перебегающего (двигаясь с севера на юг, из Киева к Тмутаракани) путь солнцу. Волк выступает в мифологии хтонич. персонажем, врагом солнца; по нар. представлениям, во время затмения солнце «снедаемо бывает» оборотнями-волками. Имя Х. при этом возводят либо к иран. xorsed — солнце (ср. также имя перс. царя Khoreš — «Солнце»), либо связывают с греч. словом Χορος и восходящим к нему рус. корнем хоро-, лежащим в основе слов, обозначающих нечто круглое по форме: хоровод (круговой танец), хоромы (круглая постройка), хорошуль (круглый ритуальный пирог), хорос (круглый подсвечник в греч. и рус. храме). В таком случае Х. — «круглый», «круг» — божество солнца как светила, круглого по форме, совершающего свой суточный и годичный круги.

Е. В. Аничков высказался против определения Х. как бога солнца, указав, что Всеслав «рыскал» по ночам и, следовательно, не мог перебегать путь солнцу — дневному светилу (на этом основании М. А. Максимович и Я. Е. Боровский предложили считать Х. богом луны). Аничков считал Х. богом тюрков, чью территорию пересекал Всеслав на своем пути в Тмутаракань.

- 188 -

Исследователи иногда отождествляют Х. и Даждь-Бога, считая, что Даждь-Бог — эпитет Х. Существует мнение, что и Х. и Даждь-Бог — солнечные боги, но Даждь-Бог — бог живительного солнечного света и тепла, а Х. — бог солнца как дневного светила (ср. греч. Аполлона и Гелиоса).

Лит.: Бутков П. Г. Нечто к Слову о полку Игоря // ВЕ. 1821. Ч. 121, № 21. С. 44—45; Прейс П. И. Донесение г. министру народного просвещения из Праги от 26 декабря 1840 г. // ЖМНП. 1841. Ч. 29. Февр. Отд. 4. С. 32—37; Бодянский О. Об одном Прологе библиотеки Московской духовной типографии и тождестве славянских божеств Хорса и Даждьбога // ЧОИДР. 1846. № 2. С. 14—20; Срезневский И. И. Об обожании солнца у древних славян // ЖМНП. 1846. Ч. 51. Отд. 2. С. 36—60; Максимович М. Песнь о полку Игореве, переложенная на украинское наречие // Украинец. М., 1859. Кн. 1. Примеч. 45. С. 110—111; Миллер. Взгляд. С. 81—83; Прозоровский Д. Новый опыт объяснительного изложения «Слова о полку Игореве». СПб., 1882. С. 20; Фаминцын А. Божества древних славян. СПб., 1884. Вып. 1. С. 199—214; Петрушевич А. С. О каменном истукане Хорса-Даждьбога, открытом в русле реки Збруча в 1848 г. // Лит. сб., изд. Галицко-Русскою Матицей. Львов. 1885. Вып. 2—3. С. 80; Барсов. Слово. Т. 1. С. 362—365; Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 341; Перетц. Слово. С. 78—79; Абаев В. И. Происхождение древнерусского Хорс и сванского З̆GRĀG «Св. Георгий» // Абаев В. И. Осетин. яз. и фольклор. М.; Л., 1949. С. 595—596; Котков С. И. Хорс в «Слове о полку Игореве» и отголоски этого имени в северной гидронимии // Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та. М., 1963. Рус. яз. и лит-ра. Т. 139, вып. 9. С. 71—74; Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. С. 17—18, 23, 24, 28; Сулейменов О. Аз и Я. Алма-Ата, 1975. С. 61; Рыбаков Б. А. 1) Язычество древних славян. М., 1981. С. 433—434; 2) Язычество древней Руси. М., 1988. С. 440—441, 444—445; Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1982. С. 17—19; Баскаков. Тюркская лексика. С. 138; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987. Т. 4. С. 267; Топоров В. Н. Об иранском мифологическом элементе в Древнем Киеве («Хорезмийский» вклад) // Russian Literature. 1989. Vol. 25. P. 103—126; Васильев М. А. Боги Хорс и Семаргл восточнославянского язычества // Религии мира: История и современность. Ежегодник, 1987. М., 1989. С. 133—156.

Л. В. Соколова