85

СУМАРУКОВ Георгий Владимирович (род. 10.III.1929, Москва) — биофизик. Ок. биол. ф-т МГУ (1958). Канд. биол. наук (1965). С 1968 — старший преподаватель каф. биофизики биол. ф-та МГУ. Автор работ в обл. экологич. биофизики.

Сумаруков написал ряд работ, в которых события С. рассмотрены с точки зрения ученого-естественника. В книге «Кто есть кто в „Слове о полку Игореве“» автор комментирует особенности поведения животных, упомянутых в памятнике. Перед битвой Игоря с половцами автор С. упоминает волков, орлов, лисиц, соловьев и галок (см. Галица). Исследователь приходит к выводу, что поведение зверей и птиц для

86

описываемого времени года или суток неестественно. О неестественности поведения животных, как считает Сумаруков, можно говорить и в сцене побега Игоря из плена. Здесь речь идет о во́ронах, галках, сороках, полозах, дятлах, соловьях, гусях и лебедях. Суждения о естественности или неестественности описанного в С. поведения животных основаны исследователем на соотношении этих описаний с выстроенной им хронол. сеткой событий С.

В то же время, как отмечает Сумаруков, наблюдается исключит. точность подбора образов зверей и птиц в сравнениях и метафорах. Это сравнения с волками, выводком гепардов, турами, горностаем, белым гоголем, белкой, сизым орлом, соловьем, зегзицей (чей биол. вид Сумарукову установить не удалось), десятью соколами и стаей лебедей, кречетом, черным вороном, чаицами, чернетями.

Шесть биол. видов — волки, во́роны, галки, орлы, лебеди, соловьи — упомянуты и в метафорич., и в неметафорич. контекстах, причем в первом случае их поведение естественно, а во втором — нет.

Прежде чем разрешить этот парадокс, Сумаруков останавливается на «логике последовательностей» — последовательностей иерархич. (перечисления князей и ханов), геогр. (перечисления земель и народов) и биол. (таковых не обнаружено). Таким образом, ученый приходит к выводу, что автор произведения хорошо знал рус. княж. и половецкую ханскую иерархии, в упоминаниях рус. княжеств и Половецкой земли держался последовательности с востока на запад. Налицо лишь отсутствие зоол. последовательности.

Объяснение, как считает Сумаруков, нужно искать в том, что произведение имеет в виду не животных, а тотемы: мифол. сознание язычников-половцев возводило их орды к различным животным. Об этом знал, по мнению Сумарукова, и автор С., который был немолодым человеком, и, «называя половецкие тотемы, он заглядывал в седую старину, в те времена, когда тотемизм у половцев был явлением обычным» (Кто есть кто... С. 114). Основываясь на своих допущениях, Сумаруков предлагает такой объяснит. перевод двух фрагментов произведения — «Перед битвой» и «Побег Игоря». Приведем начало первого из них: «Тогда вступил Игорь в золотое стремя [выступил в поход] и поехал по чистому полю [по Половецкой земле, еще не обнаруженный половцами]. Солнце ему тьмою [затмения] путь заграждало [предвещая опасность]. Ночь, грозу предвещая, громом пробудила птиц [это половцы, несшие сторожевую службу, обнаружили русских]. Свист звериный поднялся [половцы подняли тревожный условный свист]. Див [половцы-наблюдатели] встрепенулся...» (С. 116). В объяснит. переводе сцены «Побег Игоря» мы читаем: «И полетел соколом под облаками, избивая Гусей и Лебедей к завтраку, обеду и ужину [т. е. отбиваясь и утром, и днем, и вечером от половцев из орд тотемов гуся и лебедя]» (С. 117). Или: «Тогда Вороны не граяли, Галки умолкли. Сороки не стрекотали [половцы Вороны, Галки и Сороки были не слышны, поскольку Игорь и Овлур их кочевья уже миновали]... [половцы Полозы неопределенным образом отвечали на прохождение через их кочевья беглецов] ... [половцы Дятлы явно содействовали Игорю быстрее преодолеть остаток пути]» (Там же). Таким образом, по Сумарукову, двое беглецов не таились от погони, спеша достичь рубежей родной земли, а напротив, с боями (!!!) пробивались через половецкие становища. Гипотеза Сумарукова была

87

подвергнута резкой критике в рец. В. Н. Миротворцева и М. Ф. Гетманца.

В статье «Обрядовий календар „Слова“» Сумаруков предпринимает попытку найти дополнит. датирующие признаки в «символике некоторых реалий природы и некоторых поступках участников событий, которые могли трактоваться как обрядовые» (С. 32). Во фрагменте «стлавшу ему зелѣну траву на своихъ сребреныхъ брезѣхъ, одѣвавшу его теплыми мъглами подъ сению зелену древу» Сумаруков видит указание на зеленую неделю и Троицу. Др. датирующими признаками, по мнению Сумарукова, являются летний солнцеворот и праздник Ивана Купалы.

Соч.: Такой музей нужен // Сов. культура. 1975. 6 июня; Кто есть кто в «Слове о полку Игореве». М., 1983 [рец.: Воінов С. 1) Дослідження біолога // Рад. Полісся (Новгород-Сіверський). 1984. 18 лютого; 2) Еще одна тайна «Слова» // Вечерняя Пермь. 1984. 20 марта; 3) «Слово» очима біолога // Комсомольський гарт (Чернігів). 1984. 12 травня; Ганьжа С. Слово о «Слове» // Тагильский рабочий (Нижний Тагил). 1984. 7 июня; Звагельский В. З точки зору біолога // Вперед (Суми). 1984. 17 жовтня; Миротворцев В. Н. Половецкие «тотемы» и «Слово о полку Игореве»: Заметки о прочтенном // РР. 1985. № 1. С. 107—113; Жигунов В. «Лебедями поданная весть» // Дон (Ростов-на-Дону). 1986. № 3. С. 147—149; Гетманец М. Ф. Кто же есть кто в «Слове о полку Игореве»? // РЛ. 1987. № 2. С. 194—198]; Глазами биолога // «Слово о полку Игореве» — 800 лет. М., 1986. С. 485—490; Обрядовий календар «Слова» // Пам’ятники Украïни. 1986. № 1. С. 32—33; Создан музей «Слова» // Сов. культура. 1990. 10 нояб.

Булахов. Энциклопедия.

Е. Г. Водолазкин