Белоброва О. А., Творогов О. В. Пирогощая // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Т. 4. П—Слово. — 1995. — С. 105—107.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es4/es4-1051.htm

- 105 -

ПИРОГОЩАЯ — название киевского храма Успения Богоматери на Подоле по хранившейся там одноименной иконе. О строительстве этой церкви сообщают летописи: «...заложи церковь Мстислав святыя Богородица Пирогощюю» (Лавр. лет. С. 301 под 1131), «церкви Пирогоща свершена бысть» (Ипат. лет. С. 300 под 1136).

В С. говорится: «Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣй Богородици Пирогощей» (С. 45). Обширные комм. к этой фразе касались по преимуществу двух вопросов: о происхождении названия иконы и церкви и о причине, по которой Игорь посетил именно этот киевский храм.

Первые издатели приняли икону Богородицы П. за икону Богоматери Владимирской (Перв. изд. С. 45, примеч.), но еще Н. М. Карамзин

- 106 -

указал на ошибочность этого отождествления, отметив, что на Русь были доставлены одновременно две иконы, одна из которых и была помещена в киевском храме (История государства Российского. Т. 2. Примеч. 383). Наименование иконы возводили к имени купца Пирогощи, упоминаемого в Степенной книге: «...принесен бысть к нему (князю Юрию Долгорукому. — О. Б., О. Т.) от Царяграда Пирогощею купьцем Пречистыя Богоматери чудотворный образ» (Книга Степенная царского родословия // ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21, перв. пол. С. 230). Но это чтение, вероятно, результат искажения более ранней записи, согласно которой Андрей Боголюбский «взя из Вышегорода икону святое Богородици, юже принесоша с Пирогощею ис Царяграда в одином корабли» (Ипат. лет. С. 482); П. здесь не имя, а наименование иконы. На «мнимость» купца указал еще Карамзин, но А. И. Соболевский впоследствии вновь вернулся к мысли, что «первоначальное значение названия иконы: принадлежащая Пирогостю, принесенная Пирогостем. Всего скорее этот Пирогость был видным боярином в Киеве в XI—XII в.».

Д. Н. Альшиц предположил, что П. — название, составл. из грецизма «пир» — «огонь» и рус. слова «горящая», и обозначало иконографич. тип Богоматери — Неопалимая купина. Эта гипотеза убедительно отклонена Д. С. Лихачевым («Пирогощая» «Слова о полку Игореве». С. 283—284). Не соглашаясь и с предположением М. Шефтеля, возводившего название П. к греч. слову παρηγορητισσα — «Утешительница», Лихачев присоединяется к тем исследователям (В. З. Завитневич, И. И. Малышевский, Н. П. Кондаков), которые видели в П. название иконы Богоматери из константиноп. Влахернского монастыря, Оранты или Одигитрии, на которой Богоматерь могла быть изображена в окружении стен Влахернского монастыря, имевших в своем составе семь башен. Эта гипотеза, как отмечает Лихачев, «отвечает на вопрос и о происхождении и значении ее (иконы. — О. Б., О. Т.) названия: Пирогощую наиболее вероятно следует производить от греческого слова πυργωτις „башенная“» (С. 281).

Предлагает Лихачев и ответ на второй вопрос: почему Игорь посещает именно этот киевский храм. По словам ученого, «культ Богоматери как защитницы страны от степных врагов приобрел особенное значение в XII в.», почиталась Богоматерь и как освободительница пленных, и это особенно важно для понимания образа С. (С. 277—278). Допуская, что, готовясь к побегу из плена, Игорь дал обет Богородице (С. 272—273), Лихачев этим и объясняет посещение именно богородичного храма. При этом «Игорь не обращался ни к Богородице Десятинной, ни к Богородице Софии (Нерушимой Стене), так как он не был киевским князем и не мог по феодальному этикету того времени, возвращаясь из плена, ехать в патрональные храмы Киева, в которые обычно отправлялись киевские князья воздать благодарность за победу и освобождение пленных» (С. 286), в Чернигове же богородичных храмов в то время не было.

Обсуждался исследователями и вопрос о том, когда именно посетил Игорь храм Богородицы П. См. об этом статью Боричев взвоз.

Лит.: Дубенский. Слово. С. 252—253; Калайдович К. Ф. Записки важные и мелочные К. Ф. Калайдовича // Летописи рус. лит-ры и древности, изд. Н. Тихонравовым. М., 1861. Т. 3. С. 97; Завитневич В. З. К вопросу о происхождении названия

- 107 -

и местоположении церкви св. Богородицы Пирогощей // Тр. Киевск. духовной академии. 1891. Кн. 1. С. 156—164; Малышевский И. И. О церкви и иконе св. Богородицы под названием «Пирогощи», упоминаемых в летописях и в Слове о полку Игореве // ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 113—133; Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. XV. Заметки о собственных именах // СОРЯС. СПб., 1910. Т. 88. С. 256; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 67, 72; Szeftel Marc. Commentaire historique au lexte de Slovo // La Geste. P. 148; Каргер М. К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 434—442; Альшиц Д. Н. Что означает «пирогощая» русских летописей и «Слова о полку Игореве» // Исследования по отеч. источниковедению: Сб. статей, посвящ. 75-летию С. Н. Валка. М.; Л., 1964. С. 475—482; Дригалкин В. И. К вопросу о «темных местах» Слова о полку Игореве // Этимол. исследования по рус. яз. М., 1976. Вып. 8. С. 66—71; Лихачев Д. С. «Пирогощая» «Слова о полку Игореве» // Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978 (то же: Лихачев. «Слово» и культура. С. 270—287); Ивакин Г. Ю. О церкви Успения Богородицы Пирогощей // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989. С. 168—180.

О. А. Белоброва, О. В. Творогов