Дмитриев Л. А., Прохоров Г. М. Осмомысл // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Т. 3. К—О. — 1995. — С. 376—377.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es3/es3-3761.htm

- 376 -

ОСМОМЫСЛ — прозвище галицкого князя Ярослава Владимировича: «Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! Высоко сѣдиши на своемъ златокованнѣмъ столѣ» (С. 30).

Сначала первые издатели и переводчики С. восприняли прозвище Ярослава Галицкого по фонетич. созвучию как имя собств. «Гостомысл». Так читается в переводе С. в Екатерининской копии, в трех списках перевода С. XVIII в., в бумагах Малиновского («Галицкий Гостомысле Ярославе»). Но в комм., со ссылкой на «Родословник», имя князя раскрывалось правильно, хотя в тональности комментат. статьи чувствуется некое недоумение самих комментаторов по поводу упоминания в данном контексте имени легендарного Гостомысла: «По родословной современной сему сражению в княжении Галицком на Волыне был князь Ярослав 1-й сын князя Владимира Володарича от 1153-го по 1188-й год» (Екатер. копия. Разрядка наша. — Л. Д., Г. П.). В Перв. изд. Гостомысла уже нет: «А ты Осмомысл Ярослав Галицкий!». Но нет и попытки истолковать значение слова О.: в примеч. говорится кратко и определенно: «Князь Ярослав, сын князя Владимира Володарича Галичского» (С. 30).

Первым, кто попытался определить значение слова О., был Карамзин. В примеч. к фразе своего перевода-пересказа С. — «Он называет Ярослава Галицкого Осмомыслом» Карамзин пишет: «В том смысле, кажется, что его один ум заменял восемь умов» (История государства Российского. Т. 3. Примеч. 267).

Вяземский значение слова О. отождествляет со словом «правдомысл», ибо, пишет он, «последователи Пифагора признают число 8 символом справедливости» (Замечания. С. 291). Толкование Вяземского принял Е. Огоновский. А. А. Потебня считал, что Ярослав назван О. «потому, что у него восемь мыслей, восемь забот зараз. „У мене сім думок“, сказала лисица, попавшая в яму. О Ярославе Владимировиче: „где бяшеть ему обида, сам не ходяшеть полкы своими, но посылашеть я с воеводами, бе бо розстроил землю свою“ (Ипат. лет. 135), т. е. устроил, был хозяин. На эту многостороннюю деятельность намекает и С. о пол.» (Потебня. Слово. С. 111). Подытоживая толкования слова О. в комм. к своему изд. С. в 1950, Лихачев писал: «Каждое

- 377 -

из них более или менее гипотетично: от восьми его мыслей или политических забот, от знания восьми языков, от того, что он вообще был умен за восьмерых, и т. п.» (Слово — 1950. С. 440).

О. Сулейменов в число «невидимых тюркизмов» С. включает слово О. (ни Менгес, ни Баскаков О. тюркизмом не считают). Он пишет: «В Казахском эпосе, если хотят высоко представить джигита, всесторонне развитого, умелого и в бою, и в любви, в искусстве, в труде, в красноречии и науках, то называют его „Сегіз кырлы“. Эпитет буквально переводится современным русским словарем „Восьмигранный“. Древнерусским языком перевелось бы — „Осмомыслый“ или в форме краткого прилагательного „Осмомысл“. Проверим: „Осьм“ — восемь (древнерусский и старославянский), мыс — угол, грань (древнерусский и старославянский), лъ — суффикс краткого прилагательного. Чистая калька» (Сулейменов О. Аз и Я. Алма-Ата, 1975. С. 57). К толкованию Сулейменова присоединился Стеллецкий в своем изд. С. 1981.

Есть три статьи, специально посвящ. толкованию прозвища О.

П. В. Булычев объяснил его, понимая слово «мысль» как «помысел» аскетич. лит-ры. Поскольку греховных помыслов в этой лит-ре насчитывается восемь, он считает, что О. — это «человек, угождающий своим похотям; ум его затемнен грехами, и свое могущество он направляет не туда, куда надо». «Одержимый восьмью греховными мыслями и есть осмомысл. Такого слова мы не встречаем в письменности, кроме „Слова о полку Игореве“, но образование его само собою могло напрашиваться для грамотника, начитанного в аскетической литературе». Ржига обращает внимание на то, что Ярослав О. был славен своей силой и могуществом, известен в Византии, у него укрывался Андроник Комнин, так что, думает он, можно говорить о «цезаризме» Ярослава и, значит, сопоставить его прозвище с именем первого рим. императора, Августа-Октавиана, известным в переводе как «Август Осмородний». Ф. Покровский же исходит из текста С. и полагает, что Ярослав назван там О. потому, что у него было именно восемь «главных забот и дум»: он 1) «подперъ горы Угорскыи своими желѣзными плъкы», 2) «заступивъ королеви путь», 3) «затворивъ Дунаю ворота», 4) «меча бремены чрезъ облакы», 5) «суды рядя до Дуная», 6) «грозы твоя по землямъ текутъ», 7) «отворяеши Кіеву врата», 8) «стрѣляеши съ отня злата стола салтани за землями».

Лит.: Булычев П. В. Что значит эпитет «осмомыслъ» в «Слове о полку Игореве»? // Рус. ист. журнал. Пг., 1922. Кн. 8. С. 3—7; Ржига В. Ярослав Осмомысл в «Слове о полку Ігореви» // Наук. збірник за рік 1926. Київ, 1926. Т. 21. С. 35—37; Покровский Ф. Ярослав Осмомысл // Сб. статей в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 201—202; Виноградова. Словарь. Л., 1973. Вып. 4. С. 38—39.

Л. А. Дмитриев, Г. М. Прохоров