74
КОНЧАК — половецкий хан, сын хана Атрака (Отрока), внук хана Шарукана. Он род., вероятно, уже после возвращения Атрака в половецкие степи из Грузии, где тот спасался со своей ордой от наступления Владимира Мономаха на донецких и донских половцев. В Ипат. лет. о действиях К. упоминается многократно с 1172 по 1187. При нем усилился захудавший было род Шаруканидов. Политика К. характеризуется как набегами на Киев и Переяславль, так и вмешательством в междоусобные распри рус. князей, привлекавших воен. силу половцев. Так, в 1172 К. пришел на помощь князю Глебу Юрьевичу «с родом своим». В 1174 он в союзе с ханом Кобяком пограбил села возле Переяславля. В это же время организовал поход на половцев и Игорь Святославич и, столкнувшись с К., победил его. Более успешным был поход К. к Переяславлю в 1179, когда половцы угнали в плен огромное количество народа. Но уже в 1180 К. выступает как союзник Игоря в борьбе Ольговичей против Мономаховичей за киевский стол. Потерпев поражение от дружинников Рюрика Ростиславича, К. и Игорь спаслись, вскочив в одну ладью. В этой битве погибли многие половецкие князья, в том числе и брат К., а два его сына попали в плен. В 1184 К. организует не просто обычный грабительский набег, но настоящую войну с целью уничтожить рус. города; он использует при этом заимств. на Востоке осадную технику с зажигат. снарядами. Однако поход этот закончился разгромом половцев. Донские половцы не только грабили и разоряли рус. земли, но мешали связям Руси с Византией и Востоком. Под властью К. в это время находилась обширная территория — Поволжье, Посулье, Поморье; в его руках были морские порты — Сурож, Корсунь, Тмутаракань. В 1184 к походу на половцев готовится киевский князь Святослав Всеволодович, а в 1185 предпринимает свой поход Игорь Святославич Новгород-Северский. После поражения Игоря, его плена и бегства К. женит оставшегося в плену сына Игоря Владимира на своей дочери; скорее всего, эта женитьба была задумана еще до похода, во время плена Игорь уже назван сватом К.: «Кончак поручился за свата Игоря, зане бяшеть ранен» (Ипат. лет. С. 644). Борьба между К. и Игорем прекратилась. 1187 — последний год, под которым в Ипат. лет. сообщается о враждебных действиях К.: «В тое же лета воева Кончак по Рси с половци; по семь же почаша часто воевати по Руси в Черниговьской волости» (С. 653).
В Ипат. лет. К. дана характеристика, традиц. для врагов христ. Руси: «злу началник», «богостудный», «окаянный», «безбожный», «треклятый». Однако в Галицко-Волынскую летопись включено какое-то половецкое сказание, в котором К. обрисован как эпич. герой: «снесе Сулу, пешь ходя, котел нося на плечеву» (Ипат. лет. С. 716).
75
Автор С. подробно не объясняет, кто такой К., по-видимому, обращаясь к читателям (или слушателям), хорошо знавшим, кто был противником и сватом Игоря. Имя К. появляется в тексте памятника только перед рассказом о битве: «Гзакъ бѣжитъ сѣрымъ влъкомъ, Кончакъ ему слѣдъ править къ Дону Великому» (С. 11), затем он упоминается в обращении Святослава к Ярославу Осмомыслу: «Стрѣляй, господине, Кончака, поганого кощея» (С. 30). В этом месте «кощей», по объяснению С. А. Плетневой, — глава феод. кочевой семьи, коша, — кошевой, или, в рус. произношении, — кощей. Д. С. Лихачев считает, что предложение «стрелять Кончака» означает призыв к Ярославу послать против него войска. После бегства Игоря из плена Донец противопоставляет К. князю: «Донецъ рече: „Княже Игорю! Не мало ти величія, а Кончаку нелюбія...“» (С. 41). Наконец, половецкие ханы Гзак с К. едут по следу бежавшего Игоря, решая судьбу княжича Владимира (С. 43—44). Лихачев обращает внимание на смысловую и стилистич. близость диалогов Гзака и К. в С. и в Ипат. лет. (1185), где ханы спорят о направлении похода на Русь: «Молвяшеть бо Кончак: „Поидем на Киевьскую сторону, где суть избита братья наша и великый князь нашь Боняк“, а Кза молвяшеть: „Поидем на Семь...“» (С. 646). По предположению А. Н. Робинсона, в беседе Гзака и К., выдерж. в духе вост. символики, можно усмотреть обращение автора С. к половецкому эпосу.
Герой половецкого эпоса К. нашел отражение в рус. эпосе. В арханг. былинах (в записях XIX в.) сохранилось трансформир. имя К. — Коньшик, Кыршак, а в сб. Кирши Данилова — Лоншек. То, что это именно К., подтверждается находящимся рядом именем Артака, что соответствует половецкому хану Атраку (или Отроку), хотя в былине он не отец Коньшику. По преданию, запис. М. А. Максимовичем, братья-великаны Кончак, Колга и Жогжа перебрасываются котлом. Это соотносится с известием Галицко-Волынской летописи о К., носящем котел на плечах. Роль котла, символизир. могущество хана (может быть, размер котла, из которого кормилось много человек, указывал на величину орды), подтверждается археол. материалами: половецкого воина хоронили вместе с лошадью, оружием и небольшим медным котлом, иногда сделанным наспех специально для погребения. К. и в половецком, и в рус. эпосе, как отмечал В. Ф. Миллер, рисуется в гиперболич. чертах мифич. богатыря. К этой героич. символике относятся и по-разному толкуемые исследователями слова «снесе Сулу»: либо как вычерпал Сулу, либо как передвинул по Суле границу между половецкой степью и Русью.
Сын К. Юрий Кончакович был свидетелем нашествия татаро-монголов, разгромивших объединение донских половцев. Вместе с рус. князьями он погиб в битве на Калке 31 мая 1223.
Лит.: Миллер В. Очерки русской народной словесности. Т. 2. Былины. М., 1910. С. 375—381; Ржига В. Ф. Восток в «Слове о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1947. С. 174—175, 177—178; Кудряшов К. В. Половецкая степь. М., 1948. С. 133, 134; Лихачев Д. С. 1) Ист. и полит. кругозор. С. 15, 27—28, 36—37, 44 (см. также: Исторические и политические представления автора «Слова о полку Игореве» // Лихачев. «Слово» и культура. С. 91, 108—109, 119—120, 131); 2) «Слово о полку Игореве»: (историко-литературный очерк) // Лихачев. Слово — 1950. С. 248, 307, 316—317; 3) Комм. ист. и геогр. С. 395, 402, 404—405, 417, 431, 437, 444, 448, 464; 4) Летописный свод игоря Святославича и «Слово о полку Игореве» // Лихачев. «Слово» и культура. С. 155, 157—159, 171, 173; Рыбаков Б. А. 1) Древняя Русь: Сказания. Былины.
76
Летописи. М., 1963. С. 90; 2) «Слово» и его современники. С. 100—102; Баскаков Н. А. 1) К этимологии половецких собственных имен в «Слове о полку Игореве» (Шарокань, Кончак, Гзак, Кобяк, Овлур) // Проблемы истории и диалектологии слав. языков: Сб. статей к 70-летию чл.-корр. В. И. Борковского. М., 1971. С. 38—39, 42—43; 2) Тюркская лексика. С. 94—95, 149—151; Робинсон А. Н. 1) О закономерностях развития восточнославянского и европейского эпоса в раннефеодальный период // Слав. лит-ры: VII Междунар. съезд славистов. Докл. сов. делегации. Варшава, август 1973 г. М., 1973. С. 178—224; 2) Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья. XI—XIII вв.: Очерки литературно-исторической типологии. М., 1980. С. 249—273, 304—305; Плетнева С. А. Донские половцы // Слово. Сб. — 1985. С. 249—281.
М. Д. Каган