Моисеева Г. Н. Иоиль // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Т. 2. Г—И. — 1995. — С. 302—304.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es2/es2-3021.htm

- 302 -

ИОИЛЬ (Быковский Иван; 30.III.(10.IV).1726, Белоруссия — 25.VIII.(5.IX).1798, Ярославль) — церк. деятель. В Киево-Могилян. академии занимался с 1741 по 1752 (1753). В 1757 Иван Быковский принял монашество и получил иноческое имя Иоиль. Принятие монашества открывало ему доступ к преподаванию в Киево-Могилян. академии. В 1757 он «иеродиакон, учитель аналогии». В февр. 1758 он отправлен в Петербург, в Шляхетский кадетский корпус. В нач. 60-х переведен в Чернигов архимандритом Троицкого Ильинского монастыря. В 1776 получил должность архимандрита Спасо-Ярослав. монастыря. И. был ректором семинарии при том же монастыре и духовным цензором печатавшихся книг. С 3 июля 1787 по «высочайшему указу» Екатерины II об упразднении Спасо-Ярослав. монастыря и превращении его в архиерейский дом И. был уволен на пенсию (500 р. — размер его годового жалования архимандрита) и остался жить в монастыре, будучи отстранен от всех дел.

Творч. наследие И. невелико: из печатных книг известен сохранивш. в единств. экз. в Фундамент. б-ке Ярослав. пед. ин-та им. К. Д. Ушинского «Букварь, или Начальное учение хотящим учится книг писмены славенскими», изданный в 1765 «в Типографии обители Свято-Троицкой Илиинской Черниговской». Можно думать, что «Букварь» составлен самим И. по образцу учебника Феофана Прокоповича «Первое учение отрокам». В 1787 в Ярославле было напечатано соч. И. «Истинна, или Выписка о Истинне» — обширный трактат духовно-нравств. содержания. В. В. Лукьянов отмечает, что эта книга представляет собой 1200 выписок из 220 наименований книг разного содержания, в числе их не только богословские трактаты, но и светские изд. XVIII в., такие как «Славенские сказки», «Домашний лечебник», «Флоринова экономия», а также «Санкт-Петерб. вест.», «Полезное увеселение», «Живописец» Н. И. Новикова, соч. Ломоносова, Цицерона, Сенеки, Попа, Вольтера и франц. «Энциклопедия».

До нашего времени дошли три проповеди И.: «1760 года, февраля 27 дня ... в Кадецком корпусе», в том же году «на посещение епархии» и третья — «на день Преображения», произнесенная И. б авг. в Ярослав. Спасском монастыре.

Следует указать, что в рукописных списках И. сохранились многочисл. произведения Феофана Прокоповича: в Ярослав. музее-заповеднике — «Мнение о неудобоносимом законном иге» (копия 1753), два больших сб-ка — в Гос. архиве Ярослав. обл.; оба переписаны в бытность И. преподавателем Киево-Могилян. академии, в 1757. В сб. под № 1072 ряд неизвестных произведений Феофана Прокоповича.

- 303 -

Книги из б-ки И., выявл. Лукьяновым, сохранились в Ярослав. музее-заповеднике и в Фундамент. б-ке пед. ин-та им. К. Д. Ушинского. Одна книга выявлена О. А. Державиной в собр. Типогр. б-ки ЦГАДА (изд. 1633 «Великого Зерцала»). Анализ б-ки приводит к заключению о большой начитанности И., о его интересе к ист. соч. и к духовно-нравств. проблемам.

С именем И. связана история приобретения рукописи С., о которой поведал К. Ф. Калайдович в «Биографических сведениях о жизни, ученых трудах и Собрании российских древностей графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина», куда он поместил ответы владельца «Собрания» на вопрос «Где найдена»: «До обращения Спасо-Ярославского монастыря в Архиерейский дом, управлял оным архимандрит Иоиль, муж с просвещением и любитель словесности, по уничтожении штата остался он в том монастыре на обещании до смерти своей. В последние годы находился он в недостатке, а по тому случаю комиссионер мой купил у него все русские книги, в числе коих в одной под № 323, под названием Хронограф, в конце найдено „Слово о полку Игореве“» (Зап. и труды ОИДР. М., 1824. Ч. 2. С. 35—36).

Найденные описи Спасо-Ярослав. монастыря за 1787 и 1788 позволили установить, что Хронограф со С. хранился в ризнице Спасо-Преображенского собора, а не в личной б-ке И. В связи с преобразованием Спасо-Ярослав. монастыря в архиерейский дом архимандрит И. передал все имущество по описи в ведение архиепископа Арсения (Верещагина) (Ярослав. музей-заповедник, № 15277, л. 1—98). Таким образом, причастность И. к С. заключалась в том, что в течение пребывания его архимандритом Спасо-Ярослав. монастыря с 1776 по 1787 Хронограф благополучно хранился в ризнице Спасо-Преображенского собора.

Основываясь на догадках, связывавших И. со С., А. А. Зимин выдвинул гипотезу, согласно которой «из числа лиц, живших в конце XVIII века и знакомых с рукописью Игоревой песни, никто, кроме Быковского, не может претендовать на то, чтобы можно было связать с его именем создание этой героической поэмы» (Когда было написано «Слово»? С. 148). Зимин полагал, что С. было написано И. «незадолго до 1791 года» (С. 149). Уже в процессе дискуссии о времени написания С. В. Д. Кузьминой была выдвинута основат. аргументация против авторства И., а сумма доказательств, представл. др. участниками спора, датировавшими С. XII в., вообще сняла вопрос об авторстве И., и его считают лишь возможным владельцем Мусин-Пушкинского сборника.

Соч.: Истинна, или Выписка о Истинне. Ярославль, 1787 [В предисл. «Для любопытного читателя» содержатся автобиогр. сведения].

Лит.: Данилов В. В. Архимандрит Иоиль: (К открытию «Слова о полку Игореве») // Дела и дни. Пб., 1929. Кн. 1; Лукьянов В. В. 1) Первый владелец рукописи «Слова о полку Игореве» — Иоиль Быковский // ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 42—45; 2) Библиотека Иоиля Быковского // Древнерус. лит-ра и ее связи с новым временем. М., 1967. С. 49—53; Прийма Ф. Я. 1) К истории открытия «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 46—54; 2) «Слово» в ист.-лит. процессе. С. 16—45; 3) Нужна ли здесь поспешность? // РЛ. 1982. № 1. С. 115—121; Караваева Е. М. Хронограф Спасо-Ярославского монастыря в описи 1788 г.: (К истории рукописи «Слова о полку Игореве») // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 82—83; Дмитриев Л. А. 1) История открытия рукописи «Слова о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1962. С. 406—429; 2) К вопросу об истории открытия рукописи «Слова о полку Игореве» // РЛ. 1981. № 3. С. 69—75; Mazon A. Ivan Bykovskiy, Ioïl l’archimandrite et l’auteur de «La Vérité ou extraits de notes sur la Vérité» // RÉS. 1965. T. 44. P. 59—88; Кузьмина В. Д. Мог ли архимандрит Иоиль написать «Слово о полку Игореве»? // ИОЛЯ. 1966.

- 304 -

Т. 25, вып. 3. С. 197—207; Зимин А. А. Когда было написано «Слово?» // ВЛ. 1967. № 3. С. 147—150; Крестова Л. В., Кузьмина В. Д. Иоиль Быковский, проповедник, издатель «Истинны» и первый владелец рукописи «Слова о полку Игореве» // Древнерус. лит-ра и ее связи с новым временем. М., 1967; Моисеева Г. Н. 1) Спасо-Ярославский хронограф и «Слово о полку Игореве». Л., 1976 (2-е изд. — Л., 1984); 2) О времени ознакомления И. П. Елагина с рукописью «Слова о полку Игореве» // ВИ. 1986. № 1. С. 170—173; 3) Иоиль Быковский — составитель книги «Началное ученіе хотящымъ учитися» // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 382—387; Козлов В. П. Кружок А. И. Мусина-Пушкина и «Слово о полку Игореве»: Новые страницы истории древнерус. поэмы в XVIII в. М., 1988. С. 136—141; Козляков Н. В. О Ростовских и Ярославских хронографах конца XVIII — начала XIX в. // Сов. архивы. 1990. № 5. С. 49—51; Синицына Е. В. К истории открытия рукописи со «Словом о полку Игореве» // РЛ. 1992. № 1. С. 85—87

Булахов. Энциклопедия (Быковский И.).

Г. Н. Моисеева