Белоброва О. А. Изобразительное искусство и "Слово" // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Т. 2. Г—И. — 1995. — С. 259—263.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es2/es2-2591.htm

- 259 -

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И «СЛОВО» (живопись, станковая графика, скульптура, театр. декорации, декоративно-прикладное искусство).

Книжно-рукописная традиция изображения событий похода Игоря 1185 восходит к средневековью (см. Иллюстрации к тексту «Слова»). Обращение художников к С. стало возможным после его открытия и изд.

Н. М. Карамзин в известной записке «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств» (1802) С. еще не упоминает. Среди рекомендов. ист. сюжетов «Песнь о походе Игоря, сына Святославова, внука Ольгова» (по изд. 1806, с комм. А. С. Шишкова) названа впервые в 1807 в книге А. А. Писарева «Предметы для художников, избранные из Российской истории и из всех русских сочинений в стихах и прозе» (СПб., 1807. Ч. 2. С. 127—131). Здесь предложены три сюжета («предметы для картин»): 1) «Отважный и храбрый Игорь... вступил в землю Половецкую»; 2) «Игорь вступает в злат стремень...»; 3) «Победа над половцами...». Писарев посвятил свой труд воспитанникам АХ; однако избранные им сюжеты из С. нескоро нашли отклик. В науч. лит-ре высказывалось предположение, что картина Андрея Иванова «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею» (1812) возникла в результате знакомства автора с «Ироической песнью о походе на половцев...» (Савинов А. Н. Андрей Иванович Иванов. 1776—1848 // Рус. искусство: очерки о жизни и творчестве художников пер. пол. XIX в. М., 1954. С. 22). В последующих работах искусствоведов (В. Плотников, А. Басыров) эта картина считается напис. определенно «на сюжетный мотив С.», хотя гораздо более вероятно, что она навеяна летописным рассказом.

Только во втор. пол. XIX в. интерес к образам С. в среде художников и скульпторов принял устойчивый характер. Наиболее значительны и самостоятельны рисунки В. Г. Шварца — «Ярославна» (ГТГ, Всеросс. музей А. С. Пушкина) и «Боян» (Всеросс. музей А. С. Пушкина), 1860-е. В 1880-х «Ярославну» Шварца гравировал В. В. Матэ, это определило ее известность. В 1860 М. О. Микешин включил в первонач. список писателей и художников для барельефов памятника Тысячелетию России автора С., которого он назвал «Певец

- 260 -

Игоря» (в дальнейшем этот персонаж был исключен). Среди графич. работ Микешина примечательны 12 игральных карт на темы рус. фольклора, где наряду с русалкой, Кащеем бессмертным, сиреной-царь-девицей представлен Боян в облике молодого мужа с гуслями.

Образы С. нашли отражение в творчестве передвижников. К сюжету «Плач Ярославны» обращались М. П. Клодт (1879, 7-я выставка) В. Г. Перов (1880, ГТГ), В. М. Васнецов (набросок, ГТГ), И. С. Горюшкин-Сорокопудов (1907, Астрахан. картинная галерея) и др. В традициях батального жанра созданы «Вещее затмение» А. Ф. Максимова (1910), «Набег половцев» К. В. Лебедева (1908, 37-я выставка). Наиболее значит. явлением остается эпич. картина Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, 8-я выставка; ГТГ). Трактовка события здесь особенно далека от академич. норм, она по своей сути народно-поэтич. (битва как пир). Это монумент. полотно с широкой панорамой рус. поля стало хрестоматийным. И. Е. Репин в письме к В. В. Стасову от 20 марта 1880 отмечал, что это «новая и глубоко поэтичная вещь, каких еще не бывало в русской школе» (И. Е. Репин и В. В. Стасов. Переписка. М.; Л., 1942. Т. 2. С. 52) В дальнейшем Васнецов обращался к образу Бояна («Боян», 1899, ГРМ) как воплощению древнерус. тризны. В рис. 1923 художник представил Бояна в виде старца с развевающейся бородой, с руками на струнах гуслей.

В 1880-е к образу Бояна обращались скульпторы В. И. Шервуд (1882) и П. А. Велионский (1889, ГРМ), наделившие своего героя чертами сканд. барда. В это же время В. Е. Маковский создал литографию «Баян» (ГРМ), а К. Е. Маковский написал картину «Князь Игорь» (местонахождение неизвестно).

Примечателен интерес к С. художников-монументалистов. В России в 1898 работал над эскизами декоративного панно на тему С. художник В. В. Беляев, автор эскизов стенописи храмов в Варшаве, Кронштадте, Петерб. «Спаса на крови». Сохранилось несколько вариантов, от карандашных до акварельных (Музей АХ): «Затмение» в декоративной рамке типа книжной заставки, с Бояном в круге; триптих «Сон Святослава», «Речь Игоря» к дружине, «Стан русских»; триптих «Затмение солнца», «Поле битвы», «Плен». В 1902 М. Алеш, чеш. ист. живописец, выполнил «Поход Игоря» (его репродукции известны даже в почтовых открытках — ср. экз. в Музее ИРЛИ). В 1909 Н. К. Рерих исполнил панно «Баян» (ГРМ) — часть Богатырского фриза для столовой дома Баженова в Петербурге. В 1920-е панно «Плач Ярославны» и «Князь Игорь» (ГРМ) написал в Париже И. Я. Билибин.

Популярности С. в значит. степени способствовала опера А. П. Бородина, первая постановка которой в Мариинском театре в Петербурге состоялась в 1890 (эскизы декораций и костюмов М. И. Бочарова, Е. П. Пономарева, И. П. Андреева и др.). В новой постановке оперы в том же театре (1909) эскизы костюмов и декораций выполнил К. А. Коровин. Для частной оперы С. И. Зимина в Москве декорации к «Князю Игорю» созданы И. А. Малютиным (1913). При заруб. постановках оперы в антрепризе С. Дягилева немало потрудился Рерих (Париж, театр Шатле, 1909; Лондон, театр Ковент-Гарден, 1914). В 1930-е эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь» в Париже выполнял Билибин. В дальнейшем, в 1933 и 1943—44 при

- 261 -

постановке оперы в Большом Театре в Москве эскизы декораций и костюмов создавали Ф. Ф. Федоровский, а в Ленингр. Кировском Н. А. Тихонова и Н. З. Мельников (1954) и В. Н. Зачиняев (1970); в Минском — М. П. Бобышев и др. Над эскизами декораций оперы с 1961 работал И. С. Глазунов. В 1978—80 он вместе с Н. А. Виноградовой оформлял спектакли в ГДР.

Театр.-декорац. воплощение оперы Бородина «Князь Игорь» привлекало и продолжает привлекать лучшие худ. силы крупнейших оперных театров мира.

Во втором десятилетии XX в. были выполнены: живописное полотно В. Эмме «Выступление в поход», 1915 (Музей ИРЛИ), оригинальный по трактовке офорт Е. Л. Кульчицкой «Баян», 1913 (Попов А. И. Елена Кульчицкая. М., 1983. Илл. 67).

В дальнейшем, с 1930-х, обращение мастеров И. И. к С. приобрело в основном организов. характер — для подготовки юбилейных изд. и всесоюзных выставок (см. Выставки, посвященные «Слову»), а также в связи с реконструкцией худ. промыслов Палеха, Мстеры, Холуя, Федоскина. Когда осуществлялись перемены в выборе тематики бывших иконописных промыслов, мастера охотно стали прибегать к ист. сюжетам. Так появился ларец «Слово о полку Игореве» палехского мастера И. И. Голикова (1930, Загорский музей, работа не завершена); позднее Голиков был привлечен к иллюстрированию С.; пластина «Ярославна» А. А. Дыдыкина (1940); пластина С. А. Мокина «Князь Игорь» (1943); шкатулка «Пленение Игоря Святославича» М. Исакова (1946); шкатулки с пластинами И. П. Вакурова «Плач Ярославны» (1941 и 1950). К сюжетам С. обратились В. И. Фомин (1958), А. Н. Сотков, А. М. Костерин, Н. Н. Денисов (1970) и др. В 1950—60-е созданы лаковые миниатюры на тему С. мастерами Мстеры Л. А. Фомичевым, И. К. Балакиным, А. М. Крымовым, а также федоскинскими художниками М. С. Чижовым, В. К. Мухиным, В. Н. Самсоновым и др. Среди подмоск. промыслов интерес к С. проявился в Жостовской артели, где П. И. Плаховым был расписан поднос (1950).

В худ. промышленности сюжеты С. нашли отражение в росписи по фарфору (вазы с росписью А. В. Воробьевского, 1939, В. А. Юсипенко, 1950), в росписи по шелку (панно 1936, Музей «Слова» в Ярославле). К юбилейным торжествам (750-летие С. в 1938, 150-летие Перв. изд и др.) при организации выставок создавались декоративные компоненты. Так, по эскизам В. А. Фаворского для выставки 1938 (Москва, Лит. музей на Моховой) было выполнено оформление, включившее текст С., напис. на 17 досках, сюжетные композиции и панно (Молок Ю. А. Четыре «Слова» Фаворского // Декоративное искусство. 1985. № 11. С. 39—45). Выполнялось худ. оформление выставок в Курске (1938), в Пскове (1949) и в др. центрах.

В годы Вел. Отеч. войны к С. стали обращаться художники, не имевшие прежде опыта работы с ист. сюжетами. Среди них известный плакатист Д. С. Моор, который исполнил 16 станковых графич. листов на тему С. (1943—44, Музей ИРЛИ); в них образы половцев перекликаются с звероподобным обликом фашистов на плакатах и в графике полит. сатиры. В 1941 возникла сер. рисунков М. А. Рыбниковой (позднее привлеченных в качестве илл. в изд. С. 1959). К концу войны И. С. Ефимов, скульптор-анималист, создает два выразит.

- 262 -

барельефа «Бой русских конников с половцами» и «Речь Игоря к дружине» (терракота, 1945, Музей ИРЛИ). Они дополнены фигурками птиц, зверей, мотивом солнца, почерпнутыми из поэтич. образов С.

К 1942 относится картина Рериха «Поход Игоря» (ГРМ) — отклик художника, жившего вдали от Родины, на грозные события второй мировой войны. Вскоре М. Ф. Грачев пишет картину «Князь Игорь Святославич» (1948) и создает графич. листы («Баян», «Ярославна», «Князь Игорь в бою», 1951; Музей АХ), Д. П. Бучкин представляет «Ярославну в Путивле» (1950, Музей ИРЛИ), а А. П. Бубнов — «Поход» (1957). В традициях старой академич. школы ист. живописи выполнил В. Л. Бреннерт картину «Автор „Слова о полку Игореве“» (1957).

В 1963—65 обратился к С. белорус. график. Е. С. Кулик. В те же годы создана памятная медаль работы И. Дарагана (к 775-летию С.). Интерес к образу Всеслава Полоцкого проявился в картине Э. К. Агуновича (1970). Сер. оригинальных графич. работ — 17 картонов к С. изготовил в 1970—74 Н. А. Мацедонский. Художнику удалось достигнуть подлинной монументальности образов и высокой декоративности (его работы остаются почти неизвестными). В 1976 выступил с эскизом фрески А. Алексеев. Триптих на тему С. создал график В. Г. Ефименко (1978—85). Живописный триптих («Боян», «Поход», «Сеча») выполнил В. М. Назарук (Прометей. 1990. Вып. 16. С. 42, 43). На необычном материале — бересте — Б. Чурилов представил в 1985 Ярослава Мудрого, «Киев — мать городов русских» и др. композиции на тему С. (Альм. библиофила. М., 1986. Вып. 21. С. 172—173, илл.).

Особенно много работ появилось в 1984, незадолго до юбилея — 800-летия Игорева похода. Среди них офорты В. Н. Коваленко, Г. Г. Поплавского (они воспроизведены в белорус. изд. С.), автолитографии А. Г. Мезенцева, графич. сер. Н. А. Воробьева (воспроизведена в подборке открыток), гуашь Б. Е. Шаповалова и др.

В 1985 были продемонстрированы на юбилейной выставке в Ивано-Франковском музее полотна М. Фиголя («Князь Игорь», «Ярославна», «Ярослав Осмомысл», «Галич XIII в. Тревога»). В Москве в 1985 показаны цветные линогравюры уральского графика В. И. Захарова-Холмского (1985), офорты В. М. Воловича (1982, воспроизведены в свердловском изд. С.), линогравюры В. Н. Лопаты (1984 и 1985), цветные литографии белорус. художницы Е. Г. Лось (1984), офорты Г. В. Якутовича, работы М. С. Басалыги (1984) и др. К кон. 1980-х созданы гравюры нижегородца М. Раева и графич. листы харьковского художника Н. П. Гнатченко (его работы посвящены природе, месту действия героев С.). Комплект из 20 акварелей Г. Н. Маковской опубликован в Киеве в 1986. Герои и образы С. представлены здесь в героико-романтич. манере, мн. листы имеют вид триптиха. Эти красочные репродукции изданы в качестве рекомендат. наглядного уч. пособия, для организации школьн. выставок. Кроме того, Маковская выполнила графич. триптих на тему С.

Среди скульптурных произведений, связ. со С., памятник «Воинам Игоревой рати — храбрым русичам 1185 г.» (1970, на кургане близ г. Белая Калитва) в виде глыбы карел. диабаза; поставлен по инициативе общества «Боян» (Дон. 1985. № 12. С. 131—132); «Боян» на Брянщине (Трубчевск, 1985, скульпторы А. Кобылинец и Ф. Г. Городков,

- 263 -

архитектор А. Маначинский); «Боян» на Украине: с. Балико-Щучина Кагарлиц. р-на Киевск. обл. (1985, скульптор В. Зноба, архитекторы С. Захаров, Ю. Платонов), в Новгороде-Северском — на Замковой горе «Боян» и памятник Игорю на центральной площади (1989, скульптор А. Кущ, архитектор М. Барановский) и «Ярославна» в Путивле (1983, скульптор В. Клоков, архитектор С. Миргородский).

Нередко станковые произведения, посвящ. С., воспроизводятся в изд. текста и тем самым приобретают не свойственную им функцию книжной илл. (наиболее яркий пример. — картина Рериха «Поход Игоря», воспроизвед. на вклейке в кн.: Слово о полку Игореве / Вступ. статья, ред. текстов, прозаич. и поэтич. переводы, примеч. и словарь В. И. Стеллецкого. М., 1965).

Сюжеты и образы С. занимали и продолжают занимать художников, скульпторов, прикладников и нар. мастеров.

Лит.: Краткий путеводитель по выставке «Слово о полку Игореве». М., 1939; Попов П. Н. «Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве XIX—XX вв. // Слово. Сб. — 1950. С. 458—478; Пини. Слово; Некрасова М. А. Искусство Палеха. М., 1966. С. 185—213; Пожарская М. Н. 1) Русское театрально-декорационное искусство конца XIX — начала XX века. М., 1970; 2) Русские сезоны в Париже: Эскизы декораций и костюмов 1908—1929. М., 1988; Беларуская станковая графика. Мінск, 1978; Басыров А. Памятнику древнерусской культуры — 800 лет // Художник. 1985 № 6. С. 50—59; Кручина-Богданов В. Н. Гордость национальной культуры // Ленингр. панорама. 1985. № 10. С. 25—27; Селивачев М. Р. Отражение в «Слове о полку Игореве» особенностей древнерусского декоративного искусства и его традиции в современном народном творчестве // «Слово» и наша современность. С. 48—49; Сидоров В. М. «Слово о полку Игореве» в произведениях русских советских художников // Культурно-ист. наследие Руси и героико-патриотич. воспитание: К 800-летию «Слова о полку Игореве». М., 1985 С. 130—136; Пам’ятники України. 1985. № 3, вкл. к с. 16—17; Дмитриев Н. Г. Мстера рукотворная: Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах. Л., 1986. С. 356—357, 409, 421, 426; Плотников В. М. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л., 1987.

О. А. Белоброва