- 52 -
ГОТЫ — племена вост. германцев. «В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря и по Нижней Висле. С конца II в. начали передвижение на юг и юго-восток к границам Римской империи, которых они достигли в III в., и в район Приазовья (возможно также в Крым). В III в. в союзе с другими племенами осуществили вторжение в провинции Римской империи. В IV в. приняли христианство. ... В V в. ушли в Западную Европу и образовали там Вестготское и Остготское королевство» (Буданова. Готы... С. 172—173). В комм. к С. часто упоминается король Г. Эрманарих. Представление о государстве Эрманариха, влияние которого будто бы простиралось от Волги до Карпат, — точнее о союзе готских племен под его руководством — во многом остается спорным из-за скупости и противоречивости источников. Наиболее авторитетным источником сведений о Эрманарихе является «Гетика» Иордана (VI в.) (см.: Иордан. О происхождении и деяниях готов (Getica) / Вступ. статья, пер., комм. Е. Ч. Скржинской. М., 1960). Что же касается короля Г. Винитария, то существовало предположение о том, что Винитарий («победитель венедов») — прозвище Эрманариха, но более вероятно, что
- 53 -
это прозвище Витимира, который был (опять-таки предположительно) сыном Эрманариха (подробнее см.: Буданова. Готы... С. 131—133). После 375 Винитарий столкнулся с племенем антов (которое ряд исследователей отождествляет с предками славян; см., напр.: Рыбаков Б. А. Новая концепция предыстории Киевской Руси // История СССР. 1981. № 1. С. 69—73), в первом сражении Винитарий был побежден, но затем распял короля антов Божа с семьюдесятью старейшинами (см.: Иордан. О происхождении... С. 247; комм. С. 320—322). Именно это событие, по мнению ряда комментаторов, упоминается в С. (см. Время Бусово).
Непосредственно Г. упоминаются в С. во фразе: «Се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю» (С. 25—26). Комментируя эту фразу, первые издатели писали: «По какой связи сия одержанная половцами победа могла доставить готфским девам русское золото, сообразить невозможно». По предположению М. А. Салминой, Г. упоминаются и в др. фразе С.: «А половци неготовами дорогами побѣгоша къ Дону Великому» (С. 9) (пер.: «не го́товыми дорогами» или «не дорогами готов»).
О каких Г. говорит автор С.? Согласно одной точке зрения, в С. имеются в виду потомки Г., жившие в Крыму, Тмутаракани или на Дунае; согласно другой — это Г. северные.
Крымские Г. — потомки Г. Эрманариха. В X—XI вв. Готия (как именовался Крым в визант. источниках) подчинялась Византии. В сер. XI в. южнорус. степями и отчасти Крымом завладели половцы и господствовали здесь до нач. XIII в., до нашествия татар (см.: Якобсон А. Л. Крым в средние века. С. 80). По свидетельству минорита Вильгельма де Рубрука, следовавшего в 1253 из Константинополя к татарам, он видел на юж. побережье Крыма за́мки, в которых «было много готов, язык которых немецкий» (см.: Рубрук Вильгельм де. Путешествие в восточные страны. СПб., 1911. С. 68).
Фрагмент с упоминанием «готских дев» в С. привлек внимание к себе в 1856 К. Маркса и Ф. Энгельса. Маркс в письме к Энгельсу от 5 марта писал: «Примечательно одно место в поэме: „Вот готские красавицы запевают свои песни на берегу Черного моря“. Выходит, что геты, или готы, праздновали победу тюркских половцев над русскими» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1962. Т. 29. С. 16). В ответном письме Энгельс говорит также о крымских Г. (Там же. С. 23).
Комментируя данное чтение С., акад. Ф. Брун писал, что подчинением Готии половцам «объясняется, почему готские красавицы принуждены были на берегу синего моря воспевать месть Шароканю» (Черноморские готы... С. 39). Обитательницами Южного берега Крыма считали «готских дев» Н. М. Карамзин, Д. Н. Дубенский, Н. А. Мещерский и др. комментаторы.
А. Куник, исходя из текста С., высказал мысль, что под «Синим морем» следует подразумевать Азовское море. «Готские девы» появились здесь, так как половцы переселяли сюда пленных готов (О записке готского топарха. С. 141). О побережье Азовского моря в этой связи говорил и А. А. Васильев (1927). В. Г. Васильевский, а вслед за ним и Е. В. Барсов полагали, что речь идет о Г., проживавших в р-не Тмутаракани, именуя их «готами-тетракситами». Так же полагал
- 54 -
и В. В. Мавродин (1940), чью точку зрения воспроизвел в своем комм. к С. Д. С. Лихачев. (Слово — 1950. С. 430). При этом если большинство исследователей рассматривает пение «готских дев» как проявление радости по поводу доставшихся им после победы над русскими драгоценностей и пленников (Гудзий Н. К. Слово о полку Игореве. М., 1955. С. 76; Еремин И. П. Слово о полку Игореве // Худ. проза Киевской Руси. М., 1957. С. 341) или как радость в связи с отомщением русским за поражение, нанесенное в 1107 хану Шарукану, деду Кончака (Орлов. Слово. С. 120), то Мавродин объясняет их радость тем, что отпала угроза им, Г., со стороны русских.
Особняком стоит точка зрения С. Н. Плаутина: он полагал, что «готские девы» воспевали не половецкую, а русскую славу в печальные времена (так он понимал слова «время Бусово»), но что к походу Игоря их пение отношения не имеет.
По мнению А. Л. Никитина, половцы, обитавшие в южнорус. степях, находились в торг. взаимоотношениях не с крымскими Г., а с Г., населявшими приморские города к югу от дельты Дуная.
Своеобразно относился к рассматриваемому фрагменту Д. Прозоровский, считавший, что «готские девы» С. «есть не что иное, как поэтическое представление»: «в образе... готских дев представлены мифические существа, подобные древним вакханкам, неистово пирующим в честь Буса и во славу Шарокана»; это «ликования половцев по случаю победы над Игорем» (Новый опыт... С. 61, 63).
Иная точка зрения, предлож. Салминой: в Г. С. она видит сев. Г. — жителей острова Готланд в Балтийском море. Это тем более вероятно, что слово «бус», как считает она, предполагает скорее не имя собственное, а мореходное судно сев. морей — бусу, на котором «свейские» и иные немцы приходили воевать с русскими или торговать с ними. Известно, что в Новгороде еще в XIII в. существовал принадлежавший купечеству Готланда «Готский двор». По мнению Салминой, «готские девы» отнюдь не радуются поражению русских. Напротив, они, «звоня рускымъ златомъ», воспевают времена торговли с ними и «лелеютъ месть Шароканю», мечтают о возмездии половцам за то, что они помешали этой торговле. Этой же точки зрения придерживается и Лихачев, считая, однако, что в С. отражено враждебное отношение «готских дев» к русским.
См. также Время Бусово.
Лит.: Брун Ф. Черноморские готы и следы долгого их пребывания в Южной России // Зап. имп. АН. 1874. Т. 24, кн. 1. С. 19, 39—40; Куник А. О записке готского топарха // Там же. С. 141; Васильевский В. Г. Русско-византийские отрывки. VII. Житие Иоанна Готского // ЖМНП. 1878. Янв. С. 103—112 (то же: Труды В. Г. Васильевского. СПб., 1912. Т. 2. С. 351—427); Прозоровский Д. Новый опыт объяснительного изложения Слова о полку Игореве. СПб., 1881. С. 61, 63; Васильев А. А. Готы в Крыму // Изв. Гос. академии истории материальной культуры. Л., 1927. Т. 5. С. 179—282; Мавродин В. В. 1) Очерки истории левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века). Л., 1940. С. 260—267; 2) К. Маркс о Киевской Руси // Вест. ЛГУ. Л., 1968. № 8. С. 8—9; Плаутин С. Н. Слово о полку Игореве: Исправленный и неисправленный тексты. Париж, 1958. Вып. 1; Якобсон А. Л. Крым в средние века. М., 1973; Салмина М. А. Из комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 228—229; Лихачев Д. С. Новгородские черты в «Слове о полку Игореве» // Там же. 1985. Т. 38. С. 511—513; Никитин А. Л. К вопросу стратификации «Слова о полку Игореве» // Герменевтика
- 55 -
древнерус. лит-ры. Сб. 1: XI—XVI века. М., 1989. С. 148—153; Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990.
М. А. Салмина