Творогов О. В. Борис Вячеславич // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Т. 1. А—В. — 1995. — С. 139—141.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es1/es1-1392.htm

- 139 -

БОРИС ВЯЧЕСЛАВИЧ (ум. 1078). Этот князь упомянут в С. в рассказе о битве на Нежатиной ниве в 1078: «Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе, и на канину зелену паполому постла за обиду Олгову, храбра и млада князя» (С. 15—16). Сведения о Б. В. содержатся в ПВЛ. Под 1077 говорится, что он, воспользовавшись

- 140 -

отсутствием князя Всеволода Ярославича, вышедшего в поход против своего брата Изяслава, захватил Чернигов, в котором прокняжил 8 дней, после чего бежал в Тмутаракань. Почти год спустя туда же бежал и Олег Святославич. Летом 1078 Олег и Б. В. с половецкой помощью пришли на Всеволода к Чернигову, «мняше одолевша, а земле Русьскей много зла створше» (ПВЛ. С. 132). Против них выступили помирившиеся Ярославичи: Изяслав с сыном Ярополком и Всеволод с сыном Владимиром (Мономахом). Олег заколебался и обратился к Б. В.: «Не ходиве противу, не можеве стати противу четырем князем, но посливе с молбою к стрыема своима». На что Б. В. отвечал: «Ты готова зри, аз им противен всем». Началась битва. «Первое убиша Бориса, сына Вячеславля, похвалившагося велми» (ПВЛ. С. 133). Об этих же событиях вспоминает в своем «Поучении» и Владимир Мономах: «То и пакы ходихом том же лете со отцем и со Изяславом битъся Чернигову с Борисом, и победихом Бориса и Олга» (см.: ПВЛ. С. 159).

Традиционно считается, что Б. В., упоминаемый в рассмотренных статьях ПВЛ, — это сын Вячеслава Ярославича, племянник Всеволода и Изяслава (дядьями-стрыями называет их Олег от своего — и как бы и от Б. В. — имени). Однако Б. И. Яценко обратил внимание на любопытные обстоятельства. Во-первых, Б. В. называется раньше, чем Олег, следовательно, он в представлении и летописца и Мономаха как бы старший по отношению к Олегу князь. Во-вторых, Яценко задает вопрос: как мог Б. В. претендовать на Чернигов, второй по значимости княж. стол на Руси того времени? Это может быть объяснено только в том случае, если Б. В. был сыном Вячеслава Владимировича — брата Ярослава. Вячеслав мог быть Черниговским князем: в рассказе о разделе Руси между сыновьями Владимира Чернигов странным образом не упомянут, не упомянут в ПВЛ и Вячеслав, но его имя называет опиравшийся на неизвестный источник В. Н. Татищев (История Российская. М., 1964. Т. 2. С. 53, 63 и 240). В летописной традиции, предполагает Яценко, имя Вячеслава, сына «чехини», впоследствии было изъято и заменено именем Вышеслава, бывшего в действительности, скорее всего, сыном Рогнеды. «Изъятие имени Вячеслава Владимировича из летописей, — пишет Яценко, — лучшее доказательство того, что этот князь не умер в безвестности, не исчез бесследно из политической жизни Руси» (Кто такой Борис Вячеславич... С. 300). Эта гипотеза пока не встретила поддержки, но роль Б. В. в рус. истории и событиях того времени действительно оставляет много загадочного.

Исследователи анализировали сам эпизод с Б. В. в С. Д. С. Лихачев пишет: «Летопись не говорит о том, когда произошла битва, в которой погиб Борис. Знал ли автор „Слова“ из каких-то дополнительных источников, что битва произошла тогда, когда росла трава, послужившая ему „зеленой паполомой“ (зеленым, а не черным, как обычно, погребальным покрывалом)? Я думаю, что никаких точных сведений о времени битвы у автора „Слова“ не было. Это чисто фольклорный образ. Вырос этот образ на основе фольклорных представлений о телах убитых, лежащих „на земле пусте, на траве ковыле“ («Повесть о разорении Рязани Батыем»), но, возможно, возбужденный ассоциацией под влиянием названия местности, где произошла битва, — на „Нежатиной ниве“». Анализируя слова «слава на судъ приведе»,

- 141 -

Лихачев подчеркивает, что присущая летописи религиозная трактовка («Бог гордым противится») в С. снята: «Не Бог, следовательно, приводит Бориса Вячеславича на суд, а сама „слава“, персонифицированная с тою же художественной осторожностью, с какой персонифицированы в „Слове“ „обида“ ... „беда“ ... „тоска“, „печаль“ ... „лжа“, „котора“...» (Ист. и полит. кругозор. С. 12—13).

Иначе осмысляет эпизод с Б. В. в своей книге Г. Карпунин. По его мнению, ситуация 1185 «в точности повторяет ту, которая была на Нежатиной ниве: Игорь следует примеру своего деда Олега, в поведении же Буй Тура Всеволода (он, отмечает ранее Карпунин, возразил против предложения Игоря перед решающим сражением повернуть назад и убедил его заночевать в степи. — О. Т.) проступает линия Бориса Вячеславича» (Жемчуг «Слова»... С. 141). Однако параллель эта не представляется убедительной.

Лит.: Яценко Б. И. Кто такой Борис Вячеславич «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 296—304; Рапов. Княжеские владения. С. 102—103; Карпунин Г. Жемчуг «Слова», или Возвращение Игоря. Новосибирск, 1983. С. 128—145.

О. В. Творогов