139
БОНЯК — половецкий хан. В ПВЛ сообщается о нападении его на Киев в 1096: во время первого набега был сожжен великокняж. дворец в Берестовом, во время второго — пригородные монастыри (С. 151). О стычках с Б. упоминается и в «Поучении» Владимира Мономаха (ПВЛ. С. 161—162; ПЛДР: XI — нач. XII в. М., 1978. С. 406). В 1091 половецкие ханы Б. и Тугоркан вместе с рус. князьями оказывают помощь Византии в войне с печенегами (см.: Васильевский В. Г. Печенеги и Византия // Труды. СПб., 1908. Т. 1. С. 100—102). В 1097 Б. принимает участие в междоусобной войне, вспыхнувшей после ослепления Василька Теребовльского. В ПВЛ рассказывается, как Б. перед битвой с венграми, союзными противоборствующей стороне, гадает: он воет по-волчьи и, когда волк «отвыся» ему, предсказывает победу. Действительно, хитроумным маневром Б. заманивает венг. полки в западню и наносит им сокрушительное поражение (С. 179).
В 1107 Б. вместе с Шаруканом и др. половецкими ханами нападает на Посулие. Навстречу им вышли объединенные силы рус. князей Святополка Изяславича, Владимира Мономаха, Олега Святославича и др. Половцы обратились в бегство. Был убит брат Б. — Таз, а Шарукан едва избежал пленения.
Когда в 1185 были разбиты полки Игоря Святославича, Кончак предложил: «Поидем на Киевскую сторону, где суть избита братья наша и великый князь наш Боняк» (Ипат. лет. С. 646; см. также: ПЛДР: XII век. М., 1980. С. 358). Таким образом и сто лет спустя половцы хранили память о поражении Б. Вероятно, это же событие упоминает автор С., когда говорит, что готские девы «лелеют месть Шаруканю»: Шарукан потерпел поражение в той же битве.
О. В. Творогов