Салмина М. А. Барсов Елпидифор Васильевич // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Т. 1. А—В. — 1995. — С. 86—88.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es1/es1-0861.htm

- 86 -

БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1(13).XI.1836, с. Логиново Череповецк. у. Новгород. губ. — 2(15).IV.1917, Москва) — филолог и этнограф, собиратель и исследователь произведений нар. творчества и древнерус. письменности. Ок. Новгород. семинарию, с 1857 учился в Петерб. Духовной Академии. С 1861 преподавал в Олонецк. духовной семинарии (Петрозаводск) логику и психологию. В 1870 Б. становится хранителем рус. и слав. рукописей в Румянцевском музее в Москве. В 1891—1907 состоял секретарем ОИДР и ред. ЧОИДР. Чл.-корр. (1873), действит. чл. (1874) Моск. Археол. об-ва.

Б. собрана ценнейшая коллекция древнерус. рукописей, хранящаяся в ГИМ и ГБЛ.

Б. первым начал составлять систематич. библиографию С. (см.: Библиографии и библиографические обзоры «Слова».). Основным его трудом является трехтомное исследование «„Слово о полку Игореве“ как художественный памятник Киевской дружинной Руси» (1887—90). Т. 1 включает несколько разделов. После общего введения Б. приводит критич. обзор лит-ры, посвящ. С. с 1800 по 1882 на рус. и иностр. яз., явившийся переработкой ранее изданного им «Критического очерка литературы „Слова о полку Игореве“». Обзору предшествует библиография С. Далее Б. характеризует проблему авторства С., размышляет о связи памятника с лит-рой его времени. Он рассматривает С. «как выражение (литературной. — М. С.) школы киевской дружинной Руси» и подтверждает свою мысль обстоятельным сравнением С. с древнерус. переводом «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. Б. анализирует С. как «историческую повесть» в сопоставлении его с летописями; как «песнь, подобную Бояновой», обращая внимание на элементы языч. мифологии в С. Он сравнивает С. со «словами богатырскими» (т. е. былинами), с позднейшими повестями (летописными повестями, «Задонщиной», Сказанием об Азовском сидении), рассматривает отражение С. «в новейших произведениях искусства» (гравюре, живописи, музыке). В вводной части Б. останавливается на вопросах, касающихся идеи, формы и худ. особенностей С.

Во 2-м т. в главе «„Слово о полку Игореве“ в его целом и частях» Б. подробно рассматривает композицию С. В разделе «Новейший скептицизм в отношении к тексту „Слова“» Б. анализирует работы А. А. Потебни и Д. Прозоровского, возражая против неоправданно произведенных ими изменений текста С., и подвергает резкой критике работу М. А. Андриевского. Бо́льшую часть 2-го т. занимает глава «Палеографическая критика текста „Слова“», в которой Б. рассматривает 41 «темное место», особенно подробно останавливаясь на толковании слов «мысль», «подобию», «канина», «хоть», «рози» (см. Рог), «Карна и Жля». Ценностью этого обзора является то, что, с одной стороны, Б. обобщает толкования «темных мест» в работах своих предшественников — исследователей, переводчиков, поэтов, педагогов, а с другой — предлагает свои толкования, основанные на палеогр. критике текста. Не все толкования Б. были признаны удачными, но они явились важным вкладом в исследование памятника.

- 87 -

Т. 3 труда Б., «Лексикология „Слова“», представляет собой первый фундаментальный словарь яз. С., в котором Б. рассматривает лексику С. (в алфавитном порядке) на широком фоне параллелей из памятников древнерус. яз. и фольклора. К сожалению, словарь доведен только до буквы «М» включительно (см. Словари и словоуказатели к «Слову»).

Помимо этого исследования Б. опубликовал еще ряд работ, посвящ. С. или в той или иной мере связанных с ним. В «Причитаниях Северного края» Б. отмечает встречающиеся в погребальных песнях обороты, перекликающиеся со С. В 1877 вышла статья Б. «Мнение г. Колосова о времени написания рукописи Слова о полку Игореве», в которой он оспаривает (как выяснилось — без достаточных оснований) точку зрения М. Колосова на датировку рукописи С. В 1878 было опубликовано резюме докл. Б., сделанного им на Третьем археол. съезде в 1874 в Киеве, содержащего палеогр. замечания о рукописи С. В этом же году Б. была издана статья «Критические заметки об историческом и художественном значении Слова о полку Игореве», где он говорит об источниках С., о связи его с «Киевской летописью», нар. поэзией, мифологией. В 1882 Б. опубликовал переписку гос. канцлера графа Румянцева с моск. учеными, в которой упоминалось С. (см.: ЧОИДР. 1882. № 1). В этом же году Б. издал работу «Слово о полку Игореве в переводе А. С. Пушкина», в предисл. к которой он ошибочно принял перевод Жуковского за перевод Пушкина (Там же. № 2. Отд. 1). В 1904 были опубликованы лекции Б., читанные им моск. рабочим, — «„Слово о полку Игореве“ как историческая повесть и героическая песня», представлявшие очерк об открытии, изучении С., его значении, с толкованиями отдельных слов и выражений, с новым переводом, в отрывках, разбитом на стихи.

Соч.: Причитания Северного края. М., 1872. Ч. 1. С. V, XXIX—XXX; М., 1882. Ч. 2. С. LII—LV; Критический очерк литературы «Слова о полку Игореве» // ЖМНП. 1876. Сент. С. 1—45; Окт. С. 109—132; Мнение г. Колосова о времени написания рукописи Слова о полку Игореве // Там же. 1877. Март. С. 163—168; Слово о полку Игореве: резюме доклада // Тр. Третьего археол. съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. Киев, 1878. Т. 1. С. LXI–LXII; Критические заметки об историческом и художественном значении Слова о полку Игореве // ВЕ. 1878. Кн. 10. С. 767—812; Кн. 11. С. 346—385 [рец.: Миллер В. К вопросу о Слове о полку Игореве // Критическое обозрение. 1879. № 3. С. 20—31]; «Слово о полку Игореве» как художественный памятник Киевской дружинной Руси. М., 1887. Т. 1 (то же: ЧОИДР. 1883. Кн. 1; 1884. Кн. 2 и 3); Т. 2 (то же: ЧОИДР, 1885. Кн. 3—4; 1886. Кн. 3) [рец.: П. А. // ВЕ. 1887. № 9. С. 412—416; Анненский И. // ЖМНП. 1888. Апр. С. 501—512; Миллер О. Ф. Капитальный труд по древней русской литературе // Там же. Сент. С. 174—201; Г — ский Б. // Ист. вест. 1888. № 6. С. 706—709; Науменко В. // Киевская старина. 1888. № 7. С. 1—12]; М., 1890. Т. 3 [рец.: Будилович А. // ЖМНП. 1890. Май. С. 172—187]; «Слово о полку Игореве» как историческая повесть и героическая песня: Лекции, читанные моск. рабочим Е. В. Барсовым. М., 1904.

Лит.: Колосов М. Заметка по поводу статьи Барсова «Очерк литературы Слова о полку Игореве // ЖМНП. 1876. Дек. С. 315—316; Смирнов. О Слове. I // ФЗ. 1876. № 6. С. 181—186; Жданов И. Литература Слова о полку Игореве // КУИ. 1880. № 7. Крит.-библ. отд. С. 221—248; № 8. С. 311—340; Цветаев Е. В. Записка об ученых трудах Е. В. Барсова. М., 1887. 40 с.; Знакомые: Альбом М. И. Семевского. 1867—1888. СПб., 1888. С. 235 [автобиография Б.]; Владимиров П. В. 1) Литература Слова о полку Игореве со времени его открытия (1795 г.) по 1894 // КУИ. 1894. № 4. С. 128—131; 2) Древняя русская литература Киевского периода XI—XIII вв. Киев, 1900. С. 296—297; Барсов Е. В. // Имп. моск. Археол. об-во в первое пятидесятилетие его существования (1864—1914 гг.). М., 1915. Т. 2. С. 27; Зарубин Н. Н. Заря утренняя

- 88 -

или вечерняя? (Из комментария к Слову о полку Игореве) // ТОДРЛ. 1935. Т. 2. С. 97—98; Уваров К. А. Теоретические и методологические принципы Е. В. Барсова как основа для изучения проблемы жанра и авторства «Слова о полку Игореве» (Постановка вопроса) // Вопр. худ. метода, жанра и характера в рус. лит-ре 18—19 веков: Сб. трудов. М., 1975. С. 282—289. (МГПИ им. В. И. Ленина).

КЛЭ; СДР; Булахов. Энциклопедия; РП.

М. А. Салмина