137

ШО́ЛОХОВ, Михаил Александрович (р. 24 мая 1905) — выдающийся советский писатель. Член КПСС с 1932. Депутат Верховного Совета СССР 2-го, 3-го и 4-го созывов. Академик Академии наук СССР (с 1939). Родился в хуторе Кружилином станицы Вёшенской Области Войска Донского (ныне Каменской обл. РСФСР). Мать Ш.— украинка, вдова донского казака; отец — выходец из Рязанской губ. Ш. учился в гимназии до 1918. В 1920 вступил в продовольственный отряд, служил в нём пулемётчиком, инспектором, участвовал в боях с кулацко-белогвардейскими бандами на Дону. В конце 1922 приехал в Москву. В 1923 в газете «Юношеская правда» был опубликован первый фельетон Ш. «Испытание». Первый рассказ Ш. «Родинка» появился в газете «Молодой ленинец» (Москва) в 1924. В 1926 вышел сборник «Донские рассказы» с предисловием А. С. Серафимовича. Эти рассказы посвящены событиям гражданской войны и первым годам становления Советской власти на Дону. Драматизм классовой борьбы Ш. раскрывает в остро сюжетных ситуациях: брат поднимается на брата, дети идут против отца. Ш. разоблачает звериную сущность кулаков, белогвардейцев. Борцы за новое наделены глубокой человечностью, нравственной силой. Правдиво изображая ожесточённую классовую борьбу на Дону после окончания гражданской войны, Ш. видел неизбежность победы нового в жизни. В середине 1924 Ш. возвратился на Дон и поселился в станице Вёшенской, где постоянно живёт и работает. В 1925 Ш. приступил к работе над романом «Тихий Дон» и завершил его спустя 15 лет (кн. 1 и 2 опубл. 1928, кн. 3 — 1929—1932, кн. 4 — 1937—38 и 1940). Действие «Тихого Дона» развёртывается на протяжении десяти лет (1912—22), насыщенных величайшими историч. событиями. Народная жизнь периода социалистической революции и гражданской войны изображена Ш. с большой силой и глубиной. В несхожих судьбах многих людей — представителей самых различных социальных слоёв и групп — Ш. показал народ в революции, раскрыв логику историч. развития, драматич. обстоятельства длительной и ожесточённой гражданской войны. Идея историч. закономерности положена в основу сложной композиционно-сюжетной структуры «Тихого Дона». Ш. рисует народ и в борьбе, и в мирной жизни, показывая, как революция проникает не только в общественную жизнь, но отражается и в семейно-бытовых отношениях. В обширную картину революции и гражданской войны закономерно входит драма семьи Мелеховых, история отношений Аксиньи, Григория и Натальи. Ш. создаёт неповторимо яркие характеры, проникновенно изображает внутреннюю духовную жизнь своих героев. В трагич. судьбе Григория Мелехова отражён один из основных социальных конфликтов эпохи перехода от капитализма к социализму. В бурном водовороте революции и гражданской войны, в тяжёлых испытаниях понял он, что прошлое обречено, что оно враждебно трудовому человеку, но одновременно, опутанный собственническими и сословными предрассудками, он не понял великой правды нового.

138

Рисуя образ Мелехова, писатель поднялся до обобщений всемирно-исторического значения. Только с народом или против народа, иного пути теперь не знает история, утверждал Ш. всем содержанием эпопеи. Трагич. итог жизни Григория Мелехова показывает, насколько губителен отрыв человека от народа.

Лирич. страстность и глубина в раскрытии внутренней жизни отдельного человека, мастерство психологич. анализа сочетаются в «Тихом Доне» с эпич. величавостью повествования. В массовых сценах романа изображён народ в его коллективных усилиях по преобразованию действительности. Жизнь Мелеховых, судьба Григория, семей Коршуновых, Листницких оцениваются не сами по себе, а в сопоставлении с теми величайшими переменами, к-рые совершались в стране. Люди и события раскрываются в «Тихом Доне» с точки зрения революционного народа. Художественная мысль автора нераздельно сливается с мыслями и чувствами народа. Писатель использует многие особенности народно-героич. эпоса, вводит массовые и групповые сцены, песни для раскрытия больших событий народной жизни. Широкое применение находит приём эпич. параллелизма. Эпич. параллели Ш. применяет не только как один из способов психологич. анализа для выражения в явлениях природы переживаний отдельного человека, но и для обобщения жизненных явлений, чувств, настроений многих людей. В лирич. отступлениях, в сопоставлениях жизни людей и мира природы звучат философские раздумья автора, утверждается величие и красота борьбы за новый мир, страстная вера в торжество жизни над смертью и разрушением. Поэтому при всей своей величавой эпичности «Тихий Дон» пронизан глубоким внутренним лиризмом.

В романе «Поднятая целина» (кн. 1, опубл. 1932, главы из кн. 2 опубл. в 1955 и 1956) Ш. запечатлел революционный переворот в деревне в годы коллективизации. Рост активности широких народных масс, приобретение навыков коллективного труда, влияние их на психологию и быт людей переданы писателем в образах большой впечатляющей силы. Освобождаясь от власти частной собственности, люди освобождают себя для подлинно творческой жизни — такова гуманистич. мысль романа. Ш. показывает значение описываемых событий в цепи историч. развития. В острой, напряжённой борьбе по ликвидации кулачества и сплочению трудового крестьянства в колхозы создаются два непримиримых лагеря — бедняцко-середняцкий и кулацко-белогвардейский. Новый этап классовой борьбы определяет и новую расстановку классовых сил. Если на Дону в годы гражданской войны, как показано в «Тихом Доне», кулаки и белогвардейцы часто вели за собой казачество, то в период коллективизации казачьи массы — на стороне Советской власти. Разнообразно и глубоко изображены писателем борьба нового со старым в условиях развёрнутого наступления сил социализма, непримиримая борьба с кулачеством, рост социалистического сознания трудящихся масс, преодоление мучительной жалости к «своему добру» в душе бедняка Кондрата Майданникова, победа подлинно большевистского стиля руководства, бытовые конфликты. Большую роль в раскрытии идейного замысла играет пейзаж. Изображение процессов общественной жизни и картины природы находятся в глубоком внутреннем единстве. Композиция романа такова, что изображение процесса освобождения людей от привычек прошлого, их приобщения к творческому труду в коллективе связано с описанием приближающейся весны, оживающей природы. В лице коммуниста Давыдова — рабочего, посланного партией для проведения коллективизации в деревне, Ш. создал яркий, многогранный образ положительного героя советского общества, характер к-рого развивается в процессе классовой борьбы и творческого труда. В опубликованных главах из 2-й книги романа Ш. раскрывает беспощадную логику социально-историч. конфликта. Положительные герои «Поднятой целины» — Давыдов, Нагульнов, Кондрат Майданников, Ипполит Шалый — духовно обогащаются в борьбе, другие же, выступившие против народа (Островнов, Половцев), приходят к полному нравственному опустошению.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Ш. публикует очерки, публицистич. статьи, рассказ «Наука ненависти» (1942), разоблачающие античеловечную сущность фашизма. В те же годы печатались главы из романа «Они сражались за родину» (1943—1944, 1949 и 1954), посвящённого войне с фашизмом. В послевоенные годы Ш. также выступал с публицистич. статьями («Свет и мрак», 1949, «Слово о родине», 1948, и др.), в к-рых призывал всех честных людей сплотиться в единый лагерь друзей мира. Гуманистич. верой в человека проникнут рассказ «Судьба человека» (опубл. в газете «Правда» 31 дек. 1956 и 1 янв. 1957).

Ш. совмещал восприятие художественного опыта Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя с творческим освоением наследия М. Горького. Умение правдиво воссоздать глубокие противоречия действительности в её революционном развитии, отразить жизнь в наиболее отчётливых, исторически характерных, переломных моментах составляет одно из главных свойств Ш. — крупнейшего представителя социалистического реализма. Ш. смело вводит читателя в самую гущу жизни, беспощадно раскрывая её порой жестокую правду не в авторских суждениях, а в художественных образах, отражающих объективно-историч. движение самой действительности. Для Ш. характерен интерес к драматич. периодам в жизни народа и отдельного человека, эпич. широта в построении сюжета.

В СССР произведения Ш. в 1925—56 (на 1 янв. 1957) вышли в 440 изданиях на 56 языках общим тиражом ок. 22 млн. экз. За рубежом с 1945 по 1953 книги Ш. были изданы 116 раз на 17 языках. Ш. награждён двумя орденами Ленина.

Соч. Ш.: Собрание сочинений в 8-ми томах, т. 1—5, М., 1956—57 (изд. продолжается); Тихий Дон, кн. 1—4, М., 1953; Поднятая целина, кн. 1, М., 1955; кн. 2, «Октябрь», 1955, № 5—6; Наука ненависти, М., 1945; Они сражались за родину, М., 1945; Слово о родине, Ростов н/Д., 1951.

Лит.: Гоффеншефер В., Михаил Шолохов (Критический очерк), М., 1940; Лежнев И., Михаил Шолохов, М., 1948; Лукин Ю., Михаил Шолохов. Критико-биографический очерк, М., 1952, Якименко  Л., «Тихий Дон» М. Шолохова. О мастерстве писателя, М., 1954; Гура В. В., Жизнь и творчество М. А. Шолохова, М., 1955.