286
СЕРЕГИНА Наталья Семеновна (род. 1.VI.1943, Новокузнецк Кемеров. обл.). Ок. Горьковск. консерваторию и аспирантуру Ленингр. консерватории под руководством проф. М. В. Бражникова. Канд. искусствоведения (1975). Основная обл. науч. интересов — древнерус. певческое искусство.
В ряде работ Серегина касается С. Характеризуя в статье «Древнее в современном» балет Б. И. Тищенко «Ярославна», она отмечает, что в спектакле «снята традиция прекрасно-величественного тона „Князя Игоря“, эпически обобщенного отношения к героям и событиям древности» (С. 105). В музыке «Ярославны», по словам Серегиной, нет стилизации знаменного распева, можно говорить лишь о муз. ассоциациях, муз. реминисценциях, проявляющихся в хоровых речитативах, в партии Ярославны.
В статье «„Слово о полку Игореве“ и отечественное песнотворчество» Серегина сопоставляет со С. памятники рус. гимнографии (стихиры Борису и Глебу, Евфросинии Полоцкой, Меркурию Смоленскому и др.), отмечая роднящую их со С. тему Русской земли, страдающей от княж. междоусобиц.
Звуковой мир С. (голоса птиц и зверей, звуки битвы, колокольные звоны, ритуальные плачи, пение, звуки гусель) анализируется Серегиной в статье «Музыкальные образы „Слова о полку Игореве“».
Соч.: Древнее в современном // Современные проблемы советской музыки. Л., 1983. С. 105—108; «Слово о полку Игореве» и отечественное песнотворчество // Сов. музыка. 1986. № 2. С. 96—98; Музыкальные образы «Слова о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве» и древнерусская философская культура. М., 1989. С. 80—92; Пророки и песнотворцы: (К вопросу о соотношении языческих и христианских воззрений в звуковых и музыкальных образах «Слова о полку Игореве») // Русская музыка на пересечении культурных традиций. СПб. (в печати).
Л. В. Соколова