Гафифуллин Р. Р. Предисловие: Каталог картин, принадлежащих Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу // Великий князь Александр Александрович: Сборник документов. — М.: Рос. фонд культуры: Студия «ТРИТЭ»: Рос. Архив: Рос. гос. ист. архив, 2002. — С. 599—601. — (Рос. архив).

http://feb-web.ru/feb/rosarc/vka/vka-599-.htm

- 599 -

ПРЕДИСЛОВИЕ

При обращении к широкому кругу документальных источников, повествующих о личности императора Александра III, прослеживается поразительная разносторонность его интересов: он играл на музыкальных инструментах, любил театр, брал уроки живописи у А. Н. Боголюбова, посещал художественные выставки, выписывал для своей библиотеки множество книг и журналов по искусству, наконец, был страстным коллекционером керамики и живописи современных ему художников русской, датской и французской школ.

Начиная с сороковых годов XIX в. в России возникает новый тип дворцовых коллекций, не входивших в состав Императорского Эрмитажа, числившихся личной собственностью царя и членов его семьи. Личные собрания картин были у Николая I и Александры Федоровны, Александра II и Марии Александровны. Коллекционировали живопись также Александр III и Мария Федоровна.

Сведения по истории живописного собрания великого князя сосредоточены во многих источниках: личном архиве Александра III, в документах Конторы двора наследника и др. Среди них наиболее значимым представляется сохранившийся «Каталог картинам принадлежавшим Его Императорскому высочеству Государю Наследнику Цесаревичу», позволяющий в достаточной мере раскрыть мысли и вкусы коллекционера, тем более, что впоследствии, в середине 1880-х гг. Александр III и Мария Федоровна, объединив свои собрания, нарушили их изначальную индивидуальность. Каталог был составлен по приказу наследника в 1872 г. и дополнялся им самим до 1879 г. — случай достаточно редкий среди коллекционеров XIX в. в России.

Ко времени вступления на престол коллекция цесаревича состояла из 495 полотен и рисунков: 373 — произведения русской школы, а остальные полотна работы западноевропейских мастеров, среди которых доминировали представители французской и датской школ. Свою коллекцию великий князь разместил в Аничковом дворце и в летних резиденциях — царскосельском Александровском и Малом Ливадийском дворцах.

Особенностью формирования коллекции были: приобретение большой части коллекции В. А. Кокорева, отражавшего художественные интересы этого собирателя и ориентация вкуса самого великого князя на творчество художников академического направления, что привело к тому, что русская часть собрания представляла развитие русской школы только первой половины

- 600 -

и середины XIX в. Однако следует помнить, что Александр Александрович собирая коллекцию, в отличие от П. М. Третьякова, не ставил задачи отразить в своем собрании развитие русского изобразительного искусства XVIII—XIX в. в полном объеме.

Состав произведений западноевропейских художников позволяет говорить о том, что вкусы великого князя ничем ни отличались от общепринятых взглядов на искусство, как в Европе, так и в России. Картины работы Ш. Добиньи, Т. Руссо и др. были в коллекциях таких признанных авторитетов в области художественного вкуса, как граф Н. А. Кушелев-Безбородко, С. М. Третьяков и М. П. Боткин. Однако отличительной чертой собрания великого князя было наличие работ датских художников, которые отсутствовали в других русских коллекциях.

В последующие годы Александр III продолжал пополнять собрание картин и к 1894 г. в коллекции было около 800 полотен, большей частью русских художников. После смерти императора значительная часть картин русской школы, хранившихся в Александровском дворце, была передана по указу Николая II в открывшийся в 1898 г. Русский музей императора Александра III. Оставшаяся в дворцах живопись после революции была национализирована и распределена между музеями, частично распродана в конце 1920-х — начале 1930-х гг. через Комиссию Госфондов (на внутреннем рынке) и «Антиквариат» (на внешнем рынке).

Оригинал публикуемой рукописи каталога хранится в Государственном архиве Российской Федерации в фонде Александра III (ф. 677, оп. I, д. 1131, л. 1—38). Он представляет собой небольшой журнал, разграфленный на три части: «Сюжет картины», «Имя художника» и «Откуда и когда приобретена». Часть каталога (с № 1 по № 332) написана неизвестным лицом, вторая (с № 333 по № 428) — Александром Александровичем. Им же вписаны все указания на местонахождение картин в первой графе и иногда подробности приобретения — в третьей графе (этот текст набран петитом). В качестве дополнения публикуются три листа под названием «Опись картинам приобретенным Вашим императорским величеством в 1879, 1880 и 1881 годах» и небольшой «Каталог картинам, принадлежавшим Ея Императорскому высочеству Государыне Великой Княгине Цесаревне.» (ГАРФ, ф. 642, оп. I, д. 3328, л. 1—4 об.), составленный в 1874 г., но далее не продолженный. Вариант каталога картин великого князя хранится в Российском государственном историческом архиве в фонде Конторы двора наследника Александра Александровича (ф. 1339, оп. 2, д. 54, л. 1—21), поскольку после 1872 г. он не был продолжен, составители отдали предпочтение более полному варианту.

- 601 -

При публикации сохранено написание фамилий художников, их современное написание приводится в примечаниях; несоответствие фамилий художников в каталоге и примечаниях означает современную атрибуцию. В примечаниях также указаны: современные названия картин, их размеры, местонахождение; если картина выдана в «Антиквариат» или комиссию Госфондов, приведены данные о картинах по актам выдачи. Судьба большинства картин, находившихся на половине императора Александра III в Александровском дворце (эта часть музея была ликвидирована в 1931 г.), неизвестна, т. к. архивные материалы погибли в годы войны и данные о картинах воспроизводятся по книге В. И. Яковлева «Александровский дворец-музей в Детском Селе.» Л. 1928 г. Нумерация примечаний соответствует нумерации каталога. Нумерация «Описи картинам... 1879—1881 гг.» в оригинале отсутствует; при подготовке текста к печати введена нумерация, продолжающая основной каталог. При подготовке примечаний были использованы материалы центральных и городских архивов Москвы и С.-Петербурга, Государственного Эрмитажа и других музеев, а так же данные печатных каталогов живописи российских музеев.