- 549 -
У ИСТОКОВ МУЗЕЯ.
ПИСЬМА И. В. ЦВЕТАЕВАПубликуемые письма относятся к 1889—1911 гг. — времени создания Музея изящных искусств, когда И. В. Цветаеву приходилось решать множество вопросов и проблем, связанных с организацией музея.
Письма обращены к нескольким корреспондентам, каждый из которых имел непосредственное отношение к делу создания музея. Это академик В. Ф. Миллер (1848—1913) — филолог, этнограф, археолог, ираист, с 1897 г. директор Лазаревского института восточных языков, Н. В. Баснин (1843—1918) — московский адвокат, коллекционер, почётный член Румянцевского музея выходец из среды образованного сибирского купечества, князь Н. С. Щербатов (1853—1929) — товарищ председателя и фактический директор Российского Исторического музея, Д. И. Иловайский (1832—1920) — историк, автор популярных школьных учебников по истории и тесть Цветаева, Соколов М. И. (1854—1906) — профессор Московского университета филолог, славист.
И. В. Цветаев в это время уже был широко известен в научных кругах России и Европы как филолог-классик, профессор римской словесности в Московском университете, почётный член Болонского университета, избранный туда «за заслуги в области латинской филологии», обладал значительным опытом исследовательской работы в библиотеках и музеях многих стран, что и привело его к осознанию необходимости создания в Москве просветительного художественного центра.
Начиная с 1880-х г.г., Цветаев много и глубоко изучает искусство, возглавляет гравюрный кабинет Румянцевского музея (1882), затем становится хранителем отделения изящных искусств и древностей того же музея, (1883), приглашается заведовать кафедрой теории и истории изящных искусств Московского университета (1890).
И вот с этого времени. т. е. с 90-х г.г. и до конца жизни главным делом Цветаева становится создание в Москве общедоступного музея. С этой целью он предпринимает неоднократные поездки в музеи Европы для изучения их коллекций и отбора тех произведений искусства, которые в качестве гипсовых, бронзовых слепков и живописных копий должны быть представлены в новом музее. Кроме собирательской работы, Цветаеву много приходилось заниматься оформлением заказов для изготовления с математической точностью слепков в мастерских Европы, где в то время было хорошо налажено их производство для музеев.
Первоначально музей рассматривался как публичный музей античного искусства при Московском университете, но со второй половины 90-х г.г. решено было организовывать
- 550 -
Музей изящных искусств, где должно было быть представлено не только искусство Греции и Рима, но и древнего Египта, Ассирии, древнехристианское, и искусство Средних веков и эпохи Возрождения.
О широком размахе научной, собирательской и организационной деятельности Цветаева в это время свидетельствует география мест, откуда посылались письма. Это Рим, Флоренция. Неаполь, Дрезден, Берлин, Саксонская Швейцария, Москва, Таруса. Даже в Тарусе, куда семья Цветаевых выезжала на лето, его не покидали музейные заботы.
О рабочих буднях поездок в Европу можно узнать из его писем к Всеволоду Федоровичу Миллеру. Цветаева и Миллера связывали многолетние дружеские отношения. В 1880-е годы Миллер преподавал на историко-филологическом факультете Московского университета санскрит, древнюю историю Востока. В эти же годы Цветаев и Миллер были депутатами от Московского университета по выработке программы археологических съездов. В Румянцевском музее Миллер был хранителем этнографического отдела, так называемого «Дашковского этнографического музея». Миллер вполне разделял идею о новом музее, и был введён Цветаевым в Комитет по устройству музея, как «знаток Востока».
Большой информативностью наполнены письма Цветаева к Николаю Васильевичу Баснину. В них затрагиваются вопросы не только приобретения произведений искусства, но и определения их ценности, расположения в залах. Для Цветаева в эти годы Н. В. Баснин, как признанный знаток искусства, являлся неоспоримым авторитетом. Но отношения Цветаева и Баснина не ограничивались только их общей заинтересованностью делами музея. Они были по-человечески большими и давними друзьями. Как близкому другу сообщает ему И. В. Цветаев о ходе строительства, сообщает о всех материальных затруднениях в связи с устройством музея. Он обращается к Н. В. Баснину, как к сибиряку, знающему многих состоятельных людей среди своих земляков, просит расположить их к проблемам задуманного музея и заключает: «... Таким образом, Сибирь будет представлена в будущем музее...». В дальнейшем Цветаеву удалось увлечь своей идеей многих представителей состоятельных и образованных слоёв русского общества.
На этом пути он серьёзно разрабатывал и сумел осуществить мысль о необходимости государственной поддержки и получения определённой суммы из казны, т. к. считал, что именно «правительственное пособие» может быть «ядром, вокруг которого должны будут группироваться пожертвования частных благотворителей», о чём и писал в дневнике* Во многом Цветаеву удавалась эта тактика, благодаря расположению и поддержке великого князя, генерал губернатора Москвы Сергея Александровича, возглавившего Комитет по устройству музея.
Безусловный интерес представляют для нас в изложении самого Ивана Владимировича подробности его противостояния с министром народного просвещения А. Н. Шварцем, который обвинял Цветаева в «служебном нерадении» На самом деле в этом акте сказалась давнишняя неприязнь Шварца к Цветаеву ещё с университетских времён. Цветаев обращается к Баснину ещё и как к профессиональному юристу, прося для себя совета и консультации в правовых вопросах своего дела. Известно, что Баснин вёл дело о краже гравюр из музея, и именно этот случай стал поводом для Шварца, чтобы, отстранить Цветаева от должности. В ответ на несправедливые обвинения против себя Цветаев
- 551 -
написал пространную записку*, где с большим достоинством, опираясь на документы, отстоял своё имя и одержал, таким образом, нравственную победу.
И. В. Цветаев. 1870-е г.
Важные источники сведений о материальных средствах, которыми пользовался Цветаев в своих многочисленных поездках по делам музея в Европу, содержат письма к Соколову Матвею Ивановичу. Из них следует, что в основном Цветаев путешествовал за свой собственный счёт.
При всей увлечённости изучением и сбором произведений искусства для музея, Цветаева интересовали и педагогические вопросы, система воспитания и преподавания в европейских школах. Этот интерес был выработан всей практикой собственной преподавательской деятельности в университетах Варшавы, Киева, Москвы, на Высших женских курсах, в Московской консерватории.
Представляемые письма позволяют убедиться также насколько важен был для Цветаева престиж отечественной науки, в частности, состояние дел на своём историко-филологическом факультете, насколько он заботился о продвижении и самореализации молодых учёных, «идущих вслед за нами».
- 552 -
В письмах к Николаю Сергеевичу Щербатову Цветаев предстаёт ещё в одном качестве — качестве ответственного администратора.
Н. С. Щербатов — значимая фигура в жизни Исторического музея. Обладая блестящим даром организатора и администратора, Щербатов много лет проработал в музее в должности чиновника особых поручений, фактически выполняя директорские обязанности, занимаясь ключевыми проблемами жизни музея, такими, как вопрос о штатах, бюджете и др. Об этом может свидетельствовать и письмо Цветаева от 24 июля 1908 г., в котором он предлагает Щербатову выработку совместных положений по формированию штатов обоих музеев, хотя Щербатов был официально назначен на должность товарища председателя музея только в феврале 1909 г. Одновременно он с 1896 г. состоял членом-учредителем и членом Строительной комиссии музея изящных искусств, принимал участие в заседаниях Комитета по организации музея.
В 1900-е годы вопрос о штатах для обоих музеев был злободневен. Для Цветаева важно было определиться, каков бюджет и штат должен быть в Музее изящных искусств, т. к. в это время строящийся музей уже приобретал статус государственного учреждения. Щербатов был также занят вопросом о расширении штатов Исторического музея, поскольку утверждённые в 1903 г. штаты и бюджет «ни в коей мере не соответствовали даже минимальным потребностям музея»*.
Окончательно права государственного учреждения с определённым штатом и бюджетом из средств казны были официально закреплены за Музеем изящных искусств законом от 10 мая 1909, но письмо Щербатову по этому вопросу свидетельствует, что этому предшествовала серьёзная работа.
Особый интерес представляют письма И. В. Цветаева к Дмитрию Ивановичу Иловайскому, — тестю, отцу своей первой жены Варвары Дмитриевны, умершей через месяц после рождения сына Андрея в 1890 г. Прежние добрые, задушевные отношения между ними остались и после этой, общей для обоих, утраты. Иловайский всегда считал Цветаева своим единственным другом. «Это были два старика, потерявшие одну семью», — писала о них Марина Цветаева**. Иловайский принял вторую жену Цветаева Марию Александровну Мейн, проникся симпатией к ней, бывал в их доме, где в совместных беседах обсуждались многие вопросы их общих профессиональных интересов. Иловайский был членом Комитета по устройству Музея изящных искусств, всегда был в курсе всех основных проблем строительства и событий музея. Он был известен как историк, автор популярных школьных учебников, публицист. И, хотя Цветаев не всегда разделял его взгляды, но был терпим, считая, что «под небом места много всем»***. По словам Марины Цветаевой она «получила представление о русской истории по учебникам Иловайского, решительно отвергнутым в её гимназические годы и в её многочисленных, всегда либеральных гимназиях, однако написанным по-настоящему художественно и интересно»****.
- 553 -
В одном из писем, Иловайский обращался к Цветаеву за советом по поводу задуманной им газеты «Кремль» и получил подробный, аргументированный ответ. Но, видимо, не учёл его: газета была ежедневной, а не выходящей в виде дневника два раза в месяц, как советовал Цветаев, ссылаясь на большие денежные расходы, требуемые для выпуска газеты.
Но широкое распространение школьных учебников Иловайского и продажа их давали достаточный доход, позволивший ему издавать собственную газету. Одним из ярких воспоминаний Марины Цветаевой о доме. Иловайского в Старопименовском переулке в Москве* были большие пачки «Кремля», постоянно лежавшие на подоконниках, хотя газета всё же имела своих читателей. После смерти Цветаева в 1913 г. Иловайский посвятил его памяти несколько выпусков «Кремля», в одном из которых называл его «Бедный, симпатичный труженик»**.
Письма публикуются по автографам, хранящимся в ОПИ ГИМ в личных фондах названных корреспондентов: Ф. 2 (Иловайского Д. И.); ед. хр. 3; Ф. 451 (Миллера В. Ф) ед. хр. 8.; Ф. 496 (Баснины) ед. хр. 61, 81, 102; Ф. 38 (Соколова М. И.) ед. хр. 60; Ф. 270 (Щербатова Н. С.), ед. хр. 49. Среди писем есть несколько, написанных машинописью на официальных бланках Румянцевского музея, но подписанных лично Цветаевым.
Публикация производится в соответствии с правилами современной орфографии, с сохранением особенностей авторского текста: построения некоторых фраз, слов, характерных для употребления на рубеже веков, подчёркиваний. Сокращённые слова дописываются в квадратных скобках.
СноскиСноски к стр. 550
*И. В. Цветаев создаёт музей. М. Галарт 1995. С. 73
Сноски к стр. 551
*Спорные вопросы. Опыт самозащиты И. Цветаева, быв. Директора сих музеев, заслуженного профессора Московского университета.» Москва — Дрезден 1910. Дополнением к ней, для «облегчения чтения», были составлены краткие тезисы — «Дело бывших директора Московского Публичного и Румянцевского музеев профессора Цветаева И. В. и министра просвещения А. Н. Шварца. Лейпциг. 1911.
Сноски к стр. 552
*Разгон А. М. Российский Исторический музей: история основания и деятельности (872—1917) // Очерки истории музейного дела в России М.1960. С. 270.
**Марина Цветаева Дом у Старого Пимена // Избранная проза в двух томах 1917—1937. Нью-Йорк «Руссика» 1979 т. 2 С. 229.
***Там же
****Виктория Швейцер // Быт и бытие Марины Цветаевой. М СП ИНТЕРПРИНТ. 1992. С. 387
Сноски к стр. 553
*Марина Цветаева Дом у старого Пимена. // Избранная проза в двух томах. Нью-Йорк. «Руссика» 1979 Т. 1 С. 220
**Газета «Кремль»1913, №№ 53, 54, 55.