Бойчук Л. Л. Вступительная статья: [Из переписки М. И. Муравьева-Апостола с А. П. Созонович; Два письма А. П. Созонович к Н. В. Баснину] // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2007. — [Т. XVI]. — С. 564—569.

http://feb-web.ru/feb/rosarc/rag/rag-5642.htm

- 564 -

ИЗ ПЕРЕПИСКИ М. И. МУРАВЬЕВА-АПОСТОЛА
С А. П. СОЗОНОВИЧ
ДВА ПИСЬМА А. П. СОЗОНОВИЧ К Н. В. БАСНИНУ.

Один из деятелей декабристского движения Матвей Иванович Муравьев-Апостол был в числе основателей Союза Спасения, членом Союза Благоденствия, Южного общества, организовал Управу Южного общества в Петербурге, участвовал в восстании Черниговского полка под руководством своего родного брата Сергея. Он придерживался умеренных позиций и далеко не всегда был последовательным сторонником идей тайного общества. Особое его несогласие вызывали тактические приемы заговорщиков, о чем он писал брату Сергею в письме от 3 ноября 1824 г.: ”Силы у вас в обществе — одна видимость, нет решительно ничего надежного. <...> Нужен прочный фундамент, чтоб построить большое здание, а об этом-то менее всего у вас думают. Будет ли нам дано пожать плоды нашей деятельности — предоставим это провидению; нам же надлежит делать то, что мы должны делать, — и ничего более.”* Это письмо сыграло определенную смягчающую роль в определении ему наказания.

Во время восстания Черниговского полка погиб младший брат Матвея Ивановича Ипполит, а в июле 1826 г. был повешен средний брат Сергей. Сам Матвей Иванович прожил долгую жизнь (1793—1886). Родившись в екатерининское время, он дожил до реформы 1861 г., которую воспринял с удовлетворением и надеждой, как осуществление одной из целей тайного общества. Но этому предшествовала 30-летняя ссылка в Сибири. Сначала он жил в Вилюйске — в юрте со вставленными вместо окон льдинами. Потом по ходатайству сестры Екатерины Ивановны Бибиковой был переведен в Бухтарминск, где женился на дочери священника Марии Константиновне Носовой, а в 1836 г. — в Ялуторовск, где прожил 20 лет до амнистии 1856 г. Ялуторовский период своей жизни он считал самым лучшим в своей жизни. Возвратясь в Россию, он не прервал отношений с сибирскими друзьями и знакомыми.

По возвращении из Сибири Муравьев-Апостол жил сначала в Твери, где сблизился с Алексеем Михайловичем Унковским, лидером “тверской оппозиции”, автором наиболее последовательного и прогрессивного проекта отмены крепостного права. Записку на имя Александра II, где предлагался этот проект, Унковский сам читал Муравьеву-Апостолу,

- 565 -

и бывший декабрист в целом одобрил его*. Там же в Твери Муравьев-Апостол познакомился с М. Е. Салтыковым-Щедриным и Ф. М. Достоевским, за творчеством которого следил и, по выражению А. Г. Достоевской, всегда был его почитателем**. В 1860 г. Муравьев-Апостол перебрался в Москву, где прожил до конца жизни.

Предлагаемые вниманию письма относятся к московскому периоду жизни Муравьева-Апостола. Он жил на Садово-Триумфальной улице вместе с женой и воспитанником Сергеем. В эти годы Муравьев-Апостол уже плохо видел, писал с трудом. В живых из друзей-декабристов оставались немногие. В письмах проскальзывет чувство изолированности, одиночества, которое отчасти восполнялось редкими встречами с одним из последних оставшихся в живых декабристов П. Н. Свистуновым, посещениями семьи племянника М. И. Бибикова на Малой Дмитровке, семейными праздниками. Несмотря на возраст, Матвей Иванович старался сохранять физическую крепость, поддерживая ее регулярными гимнастическими упражнениями и пешими прогулками. Его довольно часто можно было видеть на Садово-Триумфальной, Тверской, Тверском бульваре, Малой Дмитровке. В пасмурные и холодные дни прогулки по улицам он заменял хождением по комнатам. Обладая хорошей библиотекой, он много читал, постоянно приобретая новые книги, газеты, журналы.

На протяжении всей своей долгой жизни М. И. Муравьев-Апостол часто вспоминал Отечественную войну 1812 г. и заграничные походы, которые прошел в составе Семеновского полка, был серьезно ранен при Кульме, и эта рана беспокоила его всю жизнь, имел награды — знак отличия Военного ордена св. Георгия и орден св. Анны 4-й степени. В одном из писем содержатся фрагменты его воспоминаний о событиях 1812 г.

Письма адресованы воспитаннице Муравьева-Апостола Августе Павловне Созонович (1833—?). У Матвея Ивановича не было своих детей. Единственный сын умер в 1831 г. в Сибири в младенческом возрасте. Но дети в его доме были всегда. Одну воспитанницу Муравьевы взяли в двухнедельном возрасте после смерти ее матери. При крещении Матвей Иванович дал ей имя своей матери — Анна (мать М. И. Муравьева-Апостола звали Анна Семеновна (урожд. Черноевич)), а фамилию в честь Бородинского сражения — Бородинская. Вторая — Августа — была дочерью офицера уланского полка Бугского военного поселения Павла Григорьевича Созоновича. Ее отец был сослан в Сибирь за непочтительное отношение к полковому командиру. Отбыв срок каторжных работ, Павел Созонович обосновался в Ялуторовске, где женился на местной сибирячке. В 1833 г. у них родилась дочь. После смерти жены, когда Августе было пять лет, Павел Созонович поместил ее на воспитание к Муравьеву-Апостолу, с которым был в дружбе. Матвей Иванович много занимался со своей воспитанницей, обучал ее французскому языку, привил привычку к чтению, а когда И. Д. Якушкин организовал специальную ланкастерскую школу, в создании которой принял участие и Матвей Иванович, Августа поступила туда (Система английского педагога Джозефа Ланкастера (1771—1838)

- 566 -

давала возможность быстро и дешево вооружить начальной грамотой широкие массы и основывалась на методе «взаимного обучения», когда наиболее способные ученики сами обучали своих менее подготовленых товарищей. В России ланкастерские школы стали распространяться после 1816 года. Особая роль в этом принадлежит М. Ф. Орлову, а после разгрома декабристского восстания — И. Д. Якушкину.). Позже Августа Павловна сама преподавала в школе Якушкина, была близким человеком всей Ялуторовской колонии декабристов. В одном из своих писем И. И. Пущин так отзывался о ней: “Много говорил Вольфу об училищах, особенно женском, которое представляла Гутенька. Я вижу Гутеньку в полном блеске педагогии и восхищаюсь”*. А. П. Созонович поддерживала связь со многими декабристами до конца их жизни.

Матвей Иванович хотел официально удочерить своих воспитанниц и в 1861 г. подал специальное прошение, но ему было отказано. Анна Бородинская умерла очень рано, оставив на руках Муравьевых своего маленького сына Сергея Лескевича. В письмах Матвей Иванович называет его племянником Августы. После смерти Муравьева-Апостола Сергей был на попечении Созонович вплоть до своей неудачной женитьбы.

А. П. Созонович не вышла замуж. Она зарабатывала репетиторством. В поисках постоянного места учительницы в народной школе или гимназии обращалась к попечителю учебного округа в Петербурге М. С. Волконскому, сыну декабриста. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. была сестрой милосердия. А. П. Созонович оказывала Муравьеву-Апостолу большую помощь во всех его житейских делах, особенно, когда здоровье его стало ухудшаться, — отправляла из Петербурга с оказией или привозила сама лекарства, различные предметы бытовой надобности, книги, газеты. Позже, когда зрение Матвея Иванович ослабело, он диктовал ей свои воспоминания. Под диктовку Муравьева-Апостола Созонович записала в 1883 г. “Убийство Павла I”, “Заметки по поводу книги Дирина П. Н. История Семеновского полка” (рукопись была передана в полковую библиотеку), “Заметки по поводу “Записок Н. Н. Муравьева-Карского о Бородинском сражении” («Русский архив», 1885, №10). В связи с этими “Заметками” Муравьев-Апостол встречался с приезжавшим к нему П. И. Бартеневым**.

А. П. Созонович опубликовала ряд материалов о декабристах в журналах “Русская старина” и “Русский архив”. Кроме того, она написала «Заметки»*** о воспоминаниях преподавателя Ялуторовского уездного училища, впоследствии заседателя Курганского окружного суда и члена Русского географического общества К. М. Голодникова****. Фактически эти критические «Заметки» были ее собственными воспоминаниями, в частности в них вошли два небольших очерка «Е. П. Оболенский» и «Иван Иванович Пущин».

- 567 -

Написать их она считала своим долгом, так как, на ее взгляд, Голодников изобразил декабристов недостаточно достоверно.

 

А. П. Созонович

А. П. Созонович

Созонович была хорошо знакома с Ф. М. Достоевским, бывала у него дома в Петербурге, Федор Михайлович через нее передавал приветы Матвею Ивановичу. Особенно она была дружна с женой Федора Михайловича Анной Григорьевной, которая собирала коллекцию автографов известных людей, и Созонович передала ей несколько писем М. А. Бестужева и М. А. Фонвизина*. Из письма Матвея Ивановича мы узнаем, что и Достоевский посещал ее. Об этом же свидетельствует и записная книжка писателя, где среди прочих имен под пометой “Не забыть заехать” имеется и фамилия Созонович**.

Созонович, по ее собственному выражению, стала “душеприказчицей и отчасти наследницей” М. И. Муравьева-Апостола. Матвей Иванович завещал ей наследство, полученное им от младшего брата Василия Ивановича (1817—1867) от второго брака И. М. Муравьева-Апостола с П. И. Грушецкой.

О желании опубликовать материалы Муравьева-Апостола Созонович писала А. Г. Достоевской сразу же после его смерти в 1886 г.: “Матвей Иванович — человек, на котором сосредоточились все мои земные привязанности, у меня теперь все его бумаги,

- 568 -

вся переписка, с товарищами и посторонними знакомыми. Что вы намерены сделать с письмами Матвея Ивановича и его товарищей, которые я когда-то передала Федору Михайловичу? Не соединить ли их вместе и не издать ли их отдельной книгой?”* Однако, как видно из письма Августы Павловны к Н. В. Баснину, это намерение не было осуществлено**.

Письма А. П. Созонович к Н. В. Баснину были вызваны сложным положением ее имущественных дел, связанных с полученным наследством и неудачной женитьбой Сергея Лескевича.

Московский адвокат, коллекционер, благотворитель Николай Васильевич Баснин (1843—1918) происходил из потомственной семьи сибирских купцов, торговавших чаем и пушниной и сочетавших коммерцию с широкими культурными интересами. Усилиями нескольких поколений в семье была собрана библиотека, составившая после 1917 г. значительную часть фонда научной библиотеки Иркутского университета. Василий Николаевич, отец Николая Васильевича, коллекционировал гравюры. Его дом в Иркутске стал центром культурной жизни города, в нем устраивались литературно-музыкальные вечера, а библиотека была открыта для всех желающих. В. Н. Баснин был дружен с декабристами, жившими в Иркутске, предоставлял им книги из своей библиотеки, выписывал для них научную литературу из Петербурга и Москвы, бывая по делам в столицах, привозил им письма от родных. Его дети обучались у А. П. Юшневского и П. И. Борисова. П. И. Борисову Баснин оказывал материальную помощь при постройке дома***. С середины XIX в. семья В. Н. Баснина обосновалась в Москве, где Николай окончил юридический факультет Московского университета. Николай Васильевич занимался не только адвокатской практикой. По семейной традиции он вел широкую общественную деятельность, состоял членом Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии. Участвовал в разработке проекта законоположения о сохранении древних памятников****. Продолжал дело отца по собиранию гравюр, тесно и много сотрудничал с Московским обществом любителей художеств, с Румянцевским музеем, куда в 1918 г. его дочь передала коллекцию гравюр, которая в настоящее время находится в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Баснин был также одним из создателей «Сибирского общества помощи нкждающимся сибирякам — учащимся учебных заведений Москвы». Студенты Московского университета, участвовавшие в волнениях, обращались к нему с просьбами помочь при восстановлении в университете. Н. В. Баснин неоднократно переводил денежные суммы в Московский университет и гимназии.

Публикуемые письма 1876—1877 гг. М. И. Муравьева-Апостола (ОПИ ГИМ, Ф. 249, Ед. хр. 2.) написаны по-французски, мелким, подчас неровным и не очень

- 569 -

разборчивым почерком. В 1930-е годы была сделана попытка перевода их на русский язык научным сотрудником отдела О. И. Поповой, но работа не была доведена до конца: из-за трудностей прочтения оригинала в переводе имелись большие пропуски, отсутствовал комментарий (ОПИ ГИМ. Ф. 249. Ед. хр. 5). Эти пропуски удалось восстановить праправнучке М. И. Муравьева-Апостола М. И. Бибиковой при участии Ю. Р. Ахмедзяновой. В основу настоящей публикации положены переводы О. И. Поповой с включением позднейших дополнений. М. И. Бибикова предоставила также некоторые малоизвестные сведения о родственниках М. И. Муравьева-Апостола, упоминаемых в письмах.

Письма А. П. Созонович публикуются по автографам, хранящимся в ОПИ ГИМ. Ф. 469. Ед. хр. 101.

Фрагменты, написанные М. И. Муравьевым-Апостолом по-русски, выделены курсивом. Фрагмент воспоминаний о 1812 годе также написан по-русски. Условно прочитанные слова взяты в квадратные скобки. Сохранены подчеркивания оригинала.

Сноски

Сноски к стр. 564

*        Восстание декабристов. Т. IX. М. 1950. С. 211.

Сноски к стр. 565

*        Ссыльные декабристы в Сибири. Новосибирск. 1985. // В. Н. Болоцких. Декабрист М. И. Муравьев-Апостол в 1850—1860-х гг. С. 170.

**      Ф. М. Достоевский ПСС в 30 тт. Т. 30. Кн. 1. л. 1988. С. 350.

Сноски к стр. 566

*        И. И. Пущин. Записки о Пушкине. М. 1956. С. 233.

**      «Русская старина», 1886, № 7. С. 168.

***    Декабристы. Материалы для характеристики. М. 1907. // А. П. Созонович. Заметки по поводу статьи К. М. Голодникова “Государственные и политические преступники в Ялуторовске и Кургане.” С. 117—171.

**** К. М. Голодников Государственные и политические преступники в Ялуторовске и Кургане. Исторический вестник. 1888. Т. 34. Кн. 12. С. 753—761.

Сноски к стр. 567

*        Литературное наследство. Т. 86. М. 1973. С. 484—485.

**      Ф. М. Достоевский ПСС в 30 тт. Т. 27. л. 1984. С. 113.

Сноски к стр. 568

*        Литературное наследство. Т. 86. М. 1973. С. 484—485.

**      Впервые материал А. П. Созонович “Из записок Муравьева-Апостола” был опубликован в “Голосе минувшего”. 1914. № 1. С. 133—147.

***    К. С. Куйбышева, Н. И. Сафонова. Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова. М. 1986. С. 39—41.

**** ОПИ ГИМ. Ф. 469. Ед. хр. 101. л. 110.