379
Павловск. 3 декабря 1910 г.
Милый мой Иоанчик, спасибо тебе за доброе и откровенное письмо. Ты хочешь меня убедить, что уже не маленький, а самостоятельный, но своею непоследовательностью этого не доказываешь. Зачем было обращаться к Павлику на «ты» ранее, чем вы выпили с ним брудершафт? Не сам ли ты его вызвал на это безо всякой к тому необходимости. Вот за свою же неосторожность и необдуманность, которые тоже не доказывают твоей, как ты говоришь, самостоятельности, ты теперь и платишься тем, что вышел из повиновения моим указаниям. Теперь, конечно, поздно и данного слова назад не вернешь.
От брудершафта ты очень неожиданно переходишь к Любочке. Жениться на ней ты теперь еще не можешь, не нарушая закона, с которым тебе должно хорошенько познакомиться, пользуясь беседами А. А. Макарова86 с Костей. Попроси на одной из этих бесед, чтобы государственный секретарь разъяснил тебе узаконения на счет браков членов Императорской фамилии. Вопрос о Татиане далеко не решен, т. к. требует изменения существующего закона.87 Но положим, что он будет изменен; и тогда я посоветую тебе быть осмотрительным. Ты и в прошлом году писал мне о любви к О<льге> Н<иколаевне>88 и к Тане, и еще к кому-то, а теперь Любочка, причем ты все же поминаешь и О<льгу> Н<иколаевну>. Стало быть, ты и сам не знаешь, кого именно любишь; а без любви верной и испытанной жениться не следует. Когда твои чувства окончательно определяться, родители не станут препятствовать твоему счастью.
Брак с Любочкой ты считаешь возможным не ранее, как через два года; стало быть твое письмо не требовало спешного ответа.
Советую тебе успокоиться и горячо просить Господа Бога направить тебя на истинный путь и помочь тебе исполнить Его Святую волю.
А с Любочкой надо быть осторожнее и, не узнав ее хорошенько, не пускаться в нежные объяснения.
Христос с тобой.
+ + +
Твой Папа