184
10
ПИСЬМО ГРАФА А. Х. БЕНКЕНДОРФА
МОСКОВСКОМУ ВОЕННОМУ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ
КНЯЗЮ Д. В. ГОЛИЦЫНУ**
<Не позднее мая 1828 г.>
Писано партикулярно по Высочайшему повелению.
Обратить внимание Князя Голицына на существующее в Москве общество алхимо-мистическое. Намерение Государя было то, чтобы местная полиция имела приличное, но негласное наблюдение за действиями сего общества и за политическим поведением членов оного. Его Величество не имел в виду явных действий полиции, которые в подобных случаях обыкновенно служат к заглушению, а не к обнаружению истины.
<...> Объяснение, данное г. Головиным, совершенно неудовлетворительно и представляет сплетение неясных мыслей и выражений. Изложенные в оном основные правила общества, заимствованы из древнего Масонства и выказаны с самой выгодной стороны. Доказано впрочем, что всякое тайное общество скрытое свое направление покрывает завесой добродетели и набожности. Из самих изъяснений г. Головина открывается, что религиозные понятия общества отступают от поучений Господствующей Веры и отражают какую-то ересь. Пение при
185
звуке органа разных песен, приспособленных к предметам собраний, как то говорит сам г. Головин, свидетельствует, что члены общества составили себе особые понятия о Религии, кои называются Христианско-Нравственными.
Известно, по собранным под рукою наблюдениям, что члены сего общества занимаются также алхимическими бреднями: как то отыскивание философического камня и деланием золота. Заглавия книг, оставшихся после смерти г. Степанова, подтверждают как сие, так и то, что помянутое общество есть продолжение Мартинизма, или так называемой Новиковской секты.
Бумаги, оставшиеся после смерти г. Степанова, могут конечно заслуживать внимания, если оные сохранены в целости и не разошлись уже по рукам.
Должно также заметить, что не 8—9 человек, как говорит Кн. Голицын, составили сие общество, но что более 20-ти уже членов известны Правительству.