443

Подписка о непринадлежности к масонским ложам
и другим тайным обществам

Российское масонство начала XX в. и его не до конца проясненная роль в предреволюционных событиях, давно привлекшие внимание русской эмигрантской и иностранной историографии, с 1970-х годов стали популярной темой и для советских историков.*

Немалый интерес для исследователей этой темы представляют архивные документы, отразившие обсуждение в правительственных кругах новой формы подписки о непринадлежности к масонским ложам и другим тайным обществам, дававшейся всеми поступавшими на государственную службу.

В начале XIX в. деятельность масонских лож в России, возобновленная после их разгрома при Екатерине II, была практически легальной и беспрепятственной. Однако в 1822 г., после получения Александром I от европейских правительств и собственной полиции сведений об активном участии масонов в революционном движении на Западе и декабристских организациях в России, масонские ложи Российской Империи были запрещены особым указом. От лиц, состоявших на государственной службе, были потребованы подписки о непринадлежности к тайному ордену. Такой порядок сохранялся вплоть до XX в.

После революции 1905 г. была разрешена деятельность политических партий. Принадлежность государственных служащих к официально зарегистрированным партиям не запрещалась.

444

Оставался открытым вопрос об участии чиновников и военных в тайных и недозволенных обществах, в том числе в масонских ложах.

Публикуемые правительственные документы показывают, что настороженное отношение к масонству как к тайному и мощному источнику опасности для режима сохранялось до начала XX в.*

После письма министра внутренних дел П. А. Столыпина от 20 декабря 1906 г. Главноуправляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярией А. С. Танеев испросил разрешения Императора организовать при канцелярии совещание, что и было исполнено в соответствии с резолюцией Николая II от 5 февраля 1907 г.** Любопытно, что в работе совещания принимал участие Владимир Дмитриевич Набоков (1869—1922), профессиональный криминалист, основатель Конституционно-демократической партии, почти все руководители которой принадлежали к масонским ложам. Выводы и предложения совещания обсуждались на заседании Совета министров.

Совет министров, отметив, что временные правила от 4 марта 1906 г. об обществах и союзах уже предусмотрели условия участия служащих в политических организациях и что текст подписки устарел, решил признать вопрос о подписке о непринадлежности к масонским ложам не требующим дальнейших распоряжений***.

Таким образом, требование от всех государственных служащих подписки о непринадлежности к масонским ложам и другим тайным обществам сохранилось до 1917 г.

Подлинники документов хранятся в РГИА (Ф. 1409. Оп. 6. Д. 714. Л. 1—1 об., 56—59 об.).

ОТНОШЕНИЕ
МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ П. А. СТОЛЫПИНА

главноуправляющему Собственной Е. И. В. канцелярии А. С. Танееву
от 20 декабря 1906 г.
о пересмотре редакции подписки о непринадлежности к тайным обществам,
требуемой от всех лиц, поступающих на государственную службу

При рассмотрении правил о приеме на службу офицеров в полицейскую стражу я обратил внимание на редакцию подписки о непринадлежности к тайным обществам, требуемой, на основании приказа по военному ведомству 1892 г. за № 295, от всех лиц, поступающих на службу по сему ведомству по форме, установленной приложением к ст. 27 (п. в.) С. В. П., ч. II, кн. 1, 1859 г. Признав редакцию этой подписки для настоящего времени устаревшею, я обратился к Военному министру с просьбой внести в Военный Совет вопрос об изложении этой подписки, если она необходима, в более соответственных выражениях.

На это генерал-лейтенант Редигер отозвался, что, по его мнению, было бы целесообразнее вопрос как о необходимости самой подписки, так равно и текст ее подвергнуть рассмотрению в общем законодательном порядке, так как подписка эта установлена на основании общих законов о службе по определению от правительства.

Имея в виду, что означенная подписка требуется от чиновников всех ведомств, имею честь просить Ваше Высокопревосходительство, не признаете ли возможным подвергнуть вопрос этот разработке в законодательном порядке.

О последующем прошу не отказать меня уведомить.

Министр внутренних дел П. Столыпин

445

ЖУРНАЛ
ВЫСОЧАЙШЕ УЧРЕЖДЕННОГО ПРИ СОБСТВЕННОЙ Е. И. В.
КАНЦЕЛЯРИИ СОВЕЩАНИЯ
для обсуждения вопроса об истребовании от лиц,
поступающих на государственную службу,
подписки о непринадлежности к масонским ложам и другим тайным обществам.

Заседания 17 апреля и 2 мая 1907 г.

Присутствовали:

Председатель — егермейстер Воеводский.

Представители*:

от Государственной Канцелярии — действительный статский советник Петров;

от Канцелярии совета министров — действительный статский советник Менделеев;

от Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии — церемониймейстер, действительный статский советник Вестман;

от Канцелярии Его Императорского Величества по принятию прошений — статский советник Юст;

от Министерства внутренних дел — действительный статский советник Зайончковский;

от Министерства императорского двора и уделов — действительный статский советник Оприц;

от Министерства народного просвещения — гофмейстер Семенов; от Министерства финансов — статский советник Львов;

от Министерства торговли и промышленности — тайный советник Безобразов;

от Главного управления землеустройства и земледелия — действительный статский советник Лисенков;

от Министерства путей сообщения — действительный статский советник Палтов;

от Министерства юстиции — действительный статский советник Живкович;

от Министерства иностранных дел — действительный статский советник Коссинский;

от Министерства военного — генерал-майор Гершельман;

от Министерства морского — действительный статский советник Вельцын;

от Главного управления государственного коннозаводства — статский советник Масленников;

от Государственного контроля — статский советник Скрябин;

от ведомства Православного исповедания — тайный советник Соловьев;

от Императорского человеколюбивого общества — действительный статский советник Билибин.

Высочайшим рескриптом от 1 августа 1822 г. на имя управлявшего Министерством внутренних дел графа Кочубея повелено было:

«1) Все тайные общества, под какими бы наименованиями они ни существовали, как то: масонских лож или другими, закрыть и учреждения их впредь не дозволять.

2) Объявя о том всем членам сих обществ, обязать их подписками, что они впредь ни под каким видом ни масонских, ни других тайных обществ, под каким бы благовидным названием они ни были предлагаемы, ни внутри Империи, ни вне ее составлять не будут.

446

3) Как ни свойственно чиновникам, в службе находящимся, обязывать себя какою-либо присягою, кроме той, которая законами определена: то поставить в обязанность и всем министерствам и другим начальствам, в обеих столицах находящимся, потребовать от чиновников, в ведомстве их служащих, чтоб они откровенно объявили, не принадлежат ли они к каким-либо масонским ложам или другим тайным обществам в империи или вне оной, и в каких именно.

4) От принадлежащих к оным взять особую подписку, что они впредь принадлежать уже к ним не будут; если же кто такового обязательства дать не пожелает, тот не должен остаться на службе.

5) Поставить в обязанность главноуправляющих в губерниях и гражданских губернаторов строго наблюдать: во-первых, чтоб нигде ни под каким предлогом не учреждалось никаких лож или тайных обществ; и во-вторых, чтоб все чиновники, кои к должностям будут определяемы, обязываемы были на основании статей 3-й и 4-й подписками, что они ни к каким ложам или тайным обществам не принадлежат и впредь принадлежать не будут; без каковых подписок они и к местам или в службу определяемы быть не могут».

В подтверждение изложенных правил относительно отобрания от чиновников обязательств о несостоянии в тайных обществах, 21 апреля 1826 г. управлявшему Министерством внутренних дел Аанскому было Высочайше повелено «истребовать по всему государству вновь обязательства от всех находящихся в службе и отставных чиновников и не служащих дворян, в том, что они ни к каким тайным обществам, под каким бы они названием ни существовали, впредь принадлежать не будут, и если кто прежде к какому-либо из них, когда бы то ни было, принадлежал, то с подробным объяснением в обязательстве его: под каким названием оно существовало, какая была цель его и какие меры предполагаемо было употреблять для достижения той цели. При требовании сих обязательств объявить всем, что не только члены тайных обществ, принятые в оные в учрежденных ложах, думах, управах и проч. по обязательствам чрез клятву или честное слово, и посещение общества, или знавшие об них, но и все без изъятия те, кои соделались соучастниками оных тайных обществ без всяких форм, клятв и обязательств, чрез разговоры при встрече вне лож, дум, управ, или знали о сих обществах, обязаны объяснить о том, что при даче подписок чистосердечно со всею откровенностию».

Установленное приведенными высочайшими повелениями требование от служащих подписок сохранило свою силу и до настоящего времени. Согласно примечанию к ст. 178 Уст. Служб. Прав., изд. 1896 г., все чиновники, определяемые в должности, обязываются подписками в том, что они не принадлежат ни к каким масонским ложам и другим тайным обществам, под каким бы они названием ни существовали, и что впредь к оным принадлежать не будут.

Действие сего примечания распространяется равным образом и на гражданских чиновников Морского ведомства, которые в отношении поступления на службу в названное ведомство и назначения на должности по управлению этим ведомством, за указанными в законе изъятиями, подчиняются общим правилам Устава о службе по определению от Правительства (ст. 39, кн. VIII Св. Морских Пост., изд. 1898 г.).

Наконец, высочайше утвержденным 16 октября 1892 г. положением Военного совета разъяснено, что при всяком добровольном поступлении на службу по военному ведомству, а именно: охотниками, офицерскими и классными чинами: первоначально или из отставки, а также при производстве в первый офицерский или классный чин нижних чинов, поступивших по жеребью или вольноопределяющимися, должны быть требуемы подписки о непринадлежности к тайным обществам по следующей форме, установленной приложением к 27 статье (п. в) ч. II, кн. I, Св. Военн. Пост. 1859 г. по VI Прод.

447

ФОРМА ПОДПИСКИ О НЕПРИНАДЛЕЖНОСТИ
К КАКИМ-ЛИБО ТАЙНЫМ ОБЩЕСТВАМ

Год, месяц и число

Я, нижеподписавшийся, дал сию подписку в том, что ни к каким тайным обществам, думам, управам и прочим, под каким бы они названием ни существовали, я не принадлежал и впредь принадлежать не буду, и что не только членом оных обществ, по обязательству чрез клятву или честное слово, не был, да и не посещал и даже не знал о них, и чрез подговоры, как об обществах, так и членах, тоже ничего не знал и обязательств без форм и клятв никаких не давал.

Эта последняя форма подписки обратила на себя внимание министра внутренних дел, при рассмотрении им правил о приеме на службу офицеров в полицейскую стражу. Признавая приведенную редакцию подписки для настоящего времени устаревшею и имея в виду, что подписка о непринадлежности к тайным обществам требуется от чиновников всех ведомств, гофмейстер Столыпин, по сношении с военным министром, обратился к главноуправляющему Собственною Его Императорского Величества канцеляриею с просьбою подвергнуть разработке как вопрос о необходимости самой подписки, так равно и текст ее.

С своей стороны, статс-секретарь Танеев полагал удобнейшим рассмотреть возбужденный министром внутренних дел вопрос, — как касающийся служащих во всех вообще ведомствах: гражданских, военном и морском, — в особом совещании, учрежденном при Собственной Его Императорского Величества канцелярии под председательством товарища главноуправляющего канцеляриею, в составе управляющего делами Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах и представителей всех ведомств, с тем, чтобы заключения совещания были подвергнуты на монаршее благовоззрение Его Императорского Величества чрез Совет министров, в согласность со статьею 18 Свода Основных Государственных Законов (Св. Зак., т. I, ч. 1, изд. 1906 г.), по силе коей вызываемые требованиями государственной службы ограничения в отношении служащих устанавливаются Государем Императором в порядке верховного управления.

Изъясненные предположения свои статс-секретарь Танеев, по соглашению с Министерством внутренних дел, имел счастье всеподданнейше докладывать Его Величеству, и Государю Императору благоугодно было, в 5 день февраля текущего года, Высочайше соизволить на приведение их в исполнение.

Высочайше учрежденное на сих основаниях при Собственной Его Императорского Величества канцелярии совещание, приступив к разрешению возложенной на него задачи, остановилось прежде всего на вопросе о степени необходимости требовать на будущее время от лиц, поступающих на государственную службу, подписку о непринадлежности к тайным обществам.

По этому поводу некоторыми членами совещания было замечено, что ныне служащие в правительственных учреждениях в отношении образования обществ и участия в них подчиняются действию временных правил об обществах и союзах, установленных именным Высочайшим указом Правительствующему Сенату от 4 марта 1906 г. (Собр. Узак. 1906 г., ст. 308); нарушение же служащими этих правил рассматривается законом как преступное деяние, влекущее за собою или дисциплинарное взыскание, или наказание в уголовном порядке по ст. 124 Уголовного Уложения (отд. III и V упомянутого Указа). При таких условиях подписка о непринадлежности к тайным обществам не имеет, собственно, юридического значения, тем более, что неисполнение ее само по себе не может вызвать каких-либо последствий. Руководствуясь приведенными соображениями, а также принимая во внимание, что при поступлении на государственную службу каждый должен быть приведен к присяге на верность оной ст. 180 Уст. Служ. Прав., изд. 1896 г.), каковая присяга совершается не только словесно,

448

но и подписанием печатного присяжного листа (ст. 185 того же Устава), означенные члены совещания находили требование от служащих подписки излишним.

Однако большинство членов совещания пришло к заключению, что если отбираемая от поступающих на государственную службу подписка и не имеет юридического значения, то тем не менее за нею следует признать значение политическое. В настоящее время многие молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях, нередко вовлекаются в крайние политические партии не из действительного сочувствия преследуемым этими партиями целям, а по легкомыслию, юношескому увлечению, ложно понимаемому чувству товарищества и по иным более или менее случайным и преходящим побуждениям. Для таких лиц, сознавших свою ошибку и желающих добросовестно посвятить себя правительственной службе, обязательная при определении на службу выдача подписки имеет серьезное значение, так как ставит их в необходимость окончательно порвать всякую связь с политическими организациями, принадлежность к коим несовместима со служебною деятельностью в правительственных учреждениях.

Признавая, посему, при современных исключительно тяжелых условиях, переживаемых нашим отечеством, сохранение подписки желательным, совещание не могло, вместе с тем, не усмотреть, что по действующим узаконениям подписка требуется только от лиц, поступающих на действительную государственную службу. Между тем, согласно ст. 148 Уст. Служ. Прав., изд. 1896 г., целый ряд должностей разрешается замещать и вольнонаемным, которые во время состояния на службе по найму в правительственных установлениях являются такими же агентами Правительства, как и чины, находящиеся на государственной службе, и, за силою упомянутого высочайшего Указа от 4 марта 1906 г., подчиняются одинаковым с этими последними чинами правилам относительно образования обществ и участия в них. При означенных условиях, если признается необходимым требовать подписку от определяемых на государственную службу, то представлялось бы последовательным распространить это требование и на допускаемых к служебным занятиям по найму, тем более, что вольнонаемные служащие, в отличие от коронных, не приводятся к присяге на верность службы.

Основываясь на изложенных суждениях, совещание полагало соответственным установить, что подписка отбирается от лиц, поступающих на правительственную службу, хотя бы и по вольному найму.

Перейдя, далее, к рассмотрению самого текста подписки, совещание нашло целесообразным сохранить в ней особое указание не принадлежать к масонским ложам; такое выделение названных лож из ряда прочих общественных организаций оправдывается приписываемым масонству могущественным и опасным в политическом отношении влиянием его на своих последователей, которые к тому же, насколько известно, связываются клятвенным обещанием держать в строгой тайне все, касающееся масонства, чем парализуется возможность правительственного надзора за деятельностью масонских лож. В остальном же, засим, изложение подписки должно быть, по мнению совещания, согласовано с действующими ныне узаконениями об обществах и союзах. На основании высочайше утвержденных 4 марта 1906 г. временных по этому предмету правил (ст. ст. 5, 9, 17 и 20), внешним для всех обществ и союзов признаком законного их существования является признание данной организации со стороны Правительства. Для служащих в правительственных установлениях допустима, естественно, принадлежность лишь к таким узаконенным обществам и союзам. Однако и участие в подобных обществах может быть, согласно ст. 12 означенных правил, воспрещено служащим, если это будет признано их начальством несоответствующим требованиям службы. Что же касается состоящих на военной или военно-морской службе, то, за силою высочайше утвержденного 16 декабря 1905 г. положения Совета Министров (Собр. Узак. 1906 г., ст. 397), всем служащим в военном и военно-морском ведомстве запрещается вообще входить в состав и принимать

449

участие в каких бы то ни было политических партиях, а участие поименованных лиц в обществах, образуемых не с политическою целью, допускается не иначе, как с разрешения подлежащего начальства.

В согласность в сими постановлениями закона совещание проектировало включить в подписку обязательство не принадлежать к таким обществам и союзам, которые не узаконены или участие в которых воспрещается для лиц, состоящих на службе, законом или подлежащею правительственною властью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании приведенных соображений Высочайше учрежденное при Собственной Его Императорского Величества канцелярии совещание полагало бы:

В изменение и дополнение действующих правил постановить:

От лиц, поступающих на правительственную службу, хотя бы и по вольному найму, отбирается подписка по следующей форме:

«Даю настоящую подписку в том, что во время состояния на службе обязуюсь не принадлежать к масонским ложам и к таким обществам и союзам, которые не узаконены или участие в которых воспрещается для лиц, состоящих на службе, законом или подлежащею правительственною властью».

Подлинный журнал подписан председателем и членами совещания и скреплен делопроизводителем совещания, статским советником Осининым.

Публикация Д. И. РАСКИНА

Сноски

Сноски к стр. 443

    * См.: Иванова С. Ф. Масонская проблема в советской литературе // Из глубины времен. СПб. 1992. Серков А. И. Придет ли к нам «Великий Восток»? // Родина. 1993. № 11. Департамент полиции и масоны // Ключи. 1995. № 3—4.

Сноски к стр. 444

    * См.: Шильдер Н. К. Два доноса в 1831 г. // Русская Старина. 1899. № 1—3. Гордин Я. А. «Донос на всю Россию», или Миф о масонском заговоре // Звезда. 1990. № 5, 6. Корнеев В. Е. Справка Департамента полиции о масонах в России // Российский Архив. 1995. Т. VI.

  ** РГИА. Ф. 1409. Оп. 6. Д. 714. Л. 2—2 об., 4—4 об.

*** РГИА. Ф. 1276. Оп. 20. Д. 13. Л. 203—205 об.

Сноски к стр. 445

    * Представитель от Собственной Его Императорского Величества канцелярии, тайный советник Юшков не участвовал в заседаниях по болезни; в заседании 2 мая не присутствовали: генерал-майор Гершельман и действительный статский советник Вельпин — за другими занятиями, и статский советник Львов — по болезни, а действительного статского советника Лисенкова замещал действительный статский советник Набоков.