239

Письма Н. Ф. Христиановича к А. А. Фету

В 1860—1877 гг. Афанасий Афанасьевич Фет почти постоянно жил на своем Степановка в Орловской губернии. Среди его окружения в этот период в мемуарах Л. Е. Оболенского упоминается Николай Филиппович Христианович. «...чаще всего он (Фет. — Г. А.) приезжал в Орел, чтобы пофилософствовать и послушать игру

240

на фортепьяно выдающегося музыканта Николая Филипповича Христиановича, бывшего в то время товарищем председателя окружного суда». (Оболенский Л. Е. Литературные воспоминания и характеристики. // Исторический Вестник, 1902, № 2, с. 489).

Н. Ф. Христианович (1828—1890) был уроженцем Калужской губернии. Его незаурядное музыкальное дарование проявилось уже в раннем детстве, но специального музыкального образования он не получил. Подчинясь воле отца, он оканчивает в 1848 г. училище правоведения, становится юристом, служит чиновником Московской палаты гражданского суда. И все это время он не прекращает занятия музыкой.

В 1856 г. Христиановичу удается уехать в Германию, некоторое время он учится в Лейпцигской консерватории. В 1857 г. в журнале «Русский Вестник» появилась статья Христиановича о Шопене. Тогда же в Петербурге он познакомился с Даргомыжским, который высоко оценил его музыкальные способности: «...вы рождены с музыкой и для музыки... Нельзя, нельзя вам быть полу-музыкантом». Однако Христиановичу до конца жизни пришлось быть «полу-музыкантом».

В 1859—1866 гг. он — товарищ председателя губернской гражданской палаты в Ярославле, а в свободное от службы время занимается музыкой с воспитанницами сиротского дома, организует бесплатную музыкальную школу, участвует в благотворительных концертах как пианист и дирижер. И очень много сочиняет: романсы, мазурки, музыкальные картины на сюжет лермонтовского «Демона» для хора и оркестра, пишет статьи о Шумане и Шуберте.

В 1866 г. Христианович получает назначение в Орел на должность товарища председателя окружного суда по уголовным делам. Когда он познакомился с Фетом, установить не удалось. Но было это не позднее конца 1867 г., потому что летом этого года поэт был избран мировым судьей и по роду своей новой деятельности должен был общаться с представителями правопорядка. Не мог он, разумеется, оставить без внимания и появление в городе замечательного пианиста.

Через десять лет, в 1876 г., Христианович уезжает в Полтаву, где служит председателем полтавского окружного суда. В «Воспоминаниях» И. П. Капнист есть интересные сведения о Христиановиче: «Летом 1887 года... мы все находились в имении, в Малороссии. В соседстве, на берегу Пела, в старинной усадьбе — Мануйловке гостил тогда у нашей родственницы Николай Филиппович Христианович, человек выдающийся по своему уму и музыкальному таланту — ученик Листа, прелестно сочинявший и импровизировавший. Память его, как светлого художественного деятеля, еще жива в Полтаве, где он жил и где теперь похоронен, — и вечно останется в благодарных сердцах его многочисленных учеников, которых он учил даром, по любви к искусству. Остроумный и вместе с тем задушевный, он был лучом солнца в нашей глуши» (Капнист П. И. Соч. М., 1901, т. 1, с. CC—CCI).

О взаимоотношениях Фета и Христиановича Оболенский говорит очень скупо: «...к Христиановичу и любил изредка приезжать Фет. Здесь он находил себе слушателей, мог и сам послушать многое».

А послушать Фет мог не только блестящее исполнение произведений Шопена. Иногда его ожидал сюрприз: новый романс на его стихи, написанный Христиановичем. Судя по изданиям П. И. Юргенсона, в 1866—1875 гг. Христианович написал семь романсов на стихи Фета. Но скорее всего их было гораздо больше, потому что он редко отдавал свои сочинения в печать.

Три письма Христиановича, хранящиеся в Отделе рукописей ГБЛ, адресованные Фету и его жене в разные годы, позволяют утверждать, что их отношения носили близкий, дружеский характер. Связывала их не только любовь к музыке и поэзии, но и взаимные симпатии людей, превыше всего ценящих в жизни искусство и красоту и служащих им, несмотря ни на какие жизненные препятствия. Вероятно, Христианович помогал Фету в его судебных делах советами и консультациями, так как поэт не имел юридической подготовки.

Письма Христиановича содержат новые ценные сведения о жизни Фета. Мы узнаем, что летом 1872 и 1873 гг., а может быть, и в другие годы семья Христиановича снимала родовое имение Шеншиных Клейменово, принадлежавшее несовершеннолетней племяннице Фета О. В. Шеншиной, опекуном которой он был. Интересно сообщение

241

Христиановича, что на вечере в Орле исполнялся его романс на слова Фета. Очевидно, это был не единичный случай.

Исключительно важное значение имеет письмо от 26 января 1889 г. Расставшись с Фетом в 1876 г. и живя в «глуши», Христианович остался поклонником таланта поэта, следил за его литературной деятельностью. Об этом говорит краткая, но очень точная оценка всего творчества Фета.

Упоминание о Фете как чтеце «Фауста» — единственное пока свидетельство о чтении поэтом этого произведения в дружеском кругу. Можно предположить, что Фет читал «Фауста» в оригинале (он прекрасно знал немецкий язык) и что это чтение он сопровождал своим переводом.